Дом по правилу золотого сечения. Правило золотого сечения. Примеры золотого сечения в архитектуре

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

Все вещи трудно овладеть. Собор был посвящен Успению. Кто построил собор Монреале? С этим богатством, в тот момент, он должен был бы построить храм, чтобы посвятить вам. Точно так же, кажется, легендарную гипотезу о том, что архитектор, который был главным архитектором, был брат другого архитектора в то же время он планировал строительство собора Палермо. Конкуренция между этими двумя братьями архитекторами, которые возвели самый прекрасную работу, закончился бы трагедия со смертью самоубийства обоихов: первым раздавлена ​​красотой внешности второй и признавая примат своего брата мертвого сейчас, прежде чем великолепие интерьера собора Монреале.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Из оригинального здания остается только тело Церкви и монастырской площади бенедиктинцев. Из аббатства и Королевского дворца теперь мало что осталось, включено в помещении собора или в близлежащих зданиях. Внешний вид собора показывает главный фасад, вставленный внутрь двух асимметричных башен различной высоты и формы. В верхней части, большие арочные окна в цветных очках с боками сюжет арок и дисков различных размеров и украшений. Она состоит из двух прямоугольных дверей, адаптированных к форме стрельчатому вводу.

Она включает в себя 46 панелей с рельефными изображениями, представляющими эпизоды Библии и две пары львов и грифонов в нижней части. Арка портала характеризуется рядом параллельных полос украшенных. гирлянды форм цветов, животных и человека, вырезанные в невысоком рельефе, классический декор и группа полихромной мозаики. На фасад ориентирован на север открывает меньшую дверь, один в настоящее время используется для входа верующих.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Задняя часть собора Монреале является замечательным примером арабского. Она представляет выпуклость трех апсид с тремя уровнями переплетенных арок, которые обогащены полихромных украшений, полученных путем использования умелом полированного известняка, серо-черной лавы и красного кирпича в горизонтальных полос. Дуги, которые происходят из колонн, опирающихся на высоких базах обогащены раундами размера и разной конструкции, которые имитируют розетки тонко декорированные слепой.

Первое любопытство указывает на ориентацию Церкви. Согласно канонам восточного богословия: вход на Запад, Апси с Пресвитерией и алтарь на Восток. К сожалению, вход для посетителей - это сторона, для которой этот путь утрачен. В любом случае, архитектурный ритм, который характеризует интерьер собора длиной 102 метра, появляется сразу. План церкви состоит из трех проходов, которые заканчиваются тремя апсидами внизу. Ступица, грандиозный, большой три раза больше проходов, Трансепт продлевается в соответствии со строгими правилами симметрии и пропорциями, которые приводят глаз к широкой главной апсиде, где роялти и славная божественность найти свое выражение в золотом свете изобилии который сияет в сложной мозаике с центром Иисуса Христа Панкратора.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

Боковые проходы заканчиваются двумя поздними апсидами, в которых представлены принципы апостолов: Святой Петр в левой и Святой Павел в правой. Два ряда из девяти столбцов на каждую сторону разделяют центральное пространство. Вот еще одна особенность: все колонны с капителями из нарядов, выполненных в коринфском и композитном стиле, являются гранитными, кроме одного, первого справа от главного входа. Это сделано из более легкого, более легкого, более светлого мраморного материала. Это не случайно, это осознанный выбор.

Вправо и влево, прежде чем войти в пресвитерию и прислониться к двум большим столбам, расположены царский трон и трон архиепископа. Скульптурные львы, грифоны и украшения из драгоценного красного порфирового мрамора, подчеркните королевскую принадлежность сайта. В верхней части мозаика изображены те же самые короли, стоящие, будучи коронованными Христом, означает, что господство приходит непосредственно от Бога. Отверстие в левом крыле трансепта связывало его с королевским дворцом. Проход был обнесен стеной и теперь покрыт реликваром.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Он разговаривал с аббатской башней и капитулярным салоном. Мозаика, которая свергает ее, представляет того же короля, который, по благословению Бога, изображен в благословенной руке, которая спускается сверху, передайте Дуомо Деве. Ней центрального нефа имеет форму корпуса судна, состоящего из огромных бревен, вырезанных золотыми фризами. Затем крыша переходит от сводчатого сводчатого типа к куполу в зависимости от участка, который должен облагораживать. Центральная часть трансепта является самой роскошной с маленькими тонко изящными золотыми сталактитовыми мотивами, характерными для исламской традиции.

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Мозаики собора Монреале. Мозаики являются самым ярким аспектом красоты этой священной работы, потому что не следует забывать, что главная цель этого здания заключается в том, чтобы позволить верующим глубоко жить в поклонении Богу, Иисусу Христу и Деве Марии. После первоначального греха вмешательство Бога готовит свой народ к спасению, сопровождая его по превратностям его истории. Пришествие Христа осознает спасение мира через его воплощение и его чудесные работы, представленные в трансепте и вдоль боковых проходов.

До славного представления в центральной апсиде с великим Пантократором, кружащимся в блеске. Мы не можем «читать» все глубокие богословия, выраженные в мозаиках, но должны быть сделаны небольшие аннотации, которые дают ему идею. Следует отметить, что в Сотворении человека Бог и Адам имеют одно и то же подобие: Христа, воплощенного Богом, отраженного в творении, созданном по его образу. И это удивительно, неизвестность, что вы хотите создать у зрителя: Создатель Бог-Христос держит в своих руках закрытый свиток, содержащий секретное сообщение, что только полное осуществление божественного плана может выявить: этот свиток открыт в руках Христа Пантократора.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Пантократор Пантократор - это центр, к которому каждый человек должен стремиться: он огромен, присутствует, и все прославляет его королевскую власть. В углах апсиды есть столбцы в египетском Красном Порфире, драгоценный камень, ныне вымерший, используемый королями и императорами. И действительно великолепна эта королевская фигура, окруженная ангелами и святыми.

Представляет Бога и Человека вместе: красный цвет его платья, символ божественности, покрыт голубой мантией, символом человечества. Вокруг него огромное богатство золота, знак божественного света. Он свет миру, и художники, которые его представляли здесь, хотели подчеркнуть это богословское чтение, разместив золотые мозаичные плитки, следуя концентрическим круговым линиям, чтобы фигура излучала пыль чистого, золотого, божественного света. Конечно, это Бог, но его спокойное лицо очень человеческое.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

В воплощенном не следует, анатомическим линиям, но показывает особенность все свой собственной, что завораживает, привлекает: Он смотрит на нас, но мы не можем поймать его взгляд Правая рука благословляет с классическим знаком византийских икон, большой палец прикасаясь вместе! средний и маленький знак тринитарио, а кольцевой - крест с индексом. Его левая рука открывает книгу, в которой, наконец, раскрывается Тайна: «Я свет миру», который следует за мной, не ходит во тьме.

Над Пантократором, в луке, который его пропускает, престол создан, чтобы принять Христа в конце времен как универсальный судья. Это элегантный и драгоценный трон, фиолетовый, на котором помещена голубая мантия. Он должен означать невидимое присутствие Христа, где собираются люди для молитвы. За троном стоит крест с терновым венцом, а копье Лонгино, бочонок с губкой уксуса, показывает, что тот, кто будет судить мир, победил право через страдание креста. На самом деле, на скамеечке у ее ног, над драгоценной подушкой ткани лежит разбрызгиватель, содержащий четыре гвоздей распятия Иисуса.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

На троне, где он изложил синий плащ лежит голубь Святого Духа. По сторонам медальона симметричный хор Серафини и четырех архангелов, Гавриил, Раффаэле, Микеле и Уриэль, по-прежнему боится короля царей. Чтобы закрыть историю круг спасения ожидания и достиг, в конце торжества, верные Выходя из сопровождаются девы Одигитрии, т.е. руководством паломников, расположенный над входной дверью держа ее сына, который держит открытая рулет, как бы говоря: «вот мой сын, вспоминает его сообщение, что вы должны объявить один раз отсюда.» Это задача тех, кто пережил славу богослужебное: предложить миру опыт он жил.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

Построенный в драгоценном красного порфира материала, связанного с имперской традицией. Несмотря на принадлежность к концу римского барокко, алтарь очень хорошо вписывается в рамки мозаики из апсиды над ним. Говоря о простоте линий кажется чрезмерным, однако грязно-белого тона, золото и серебро не делают выглядеть совершенно несбалансированным в отношении сбора.

Помпезность, который, к счастью, не удалось испортить драгоценную гармонию этого чуда сакрального искусства. Один последний совет: наслаждаться посещением собора в мире, в тишине личной медитации; но если вы можете еще раз погрузиться в магии места во время торжественной церемонии литургической, где все находит свое законное место.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Насколько сложным было основание объекта наклонной местности при принятии оригинальных конструкций? В конструкции новых фундаментов включены каменные фундаменты оригинального коттеджа, связанные с новыми фундаментами с бетонной плитой 150 мм. Инвестор потребовал, чтобы был установлен оригинальный каменный пьедестал, поэтому мы построили панели на опоре.

Подземный этаж является бетонным и есть двухэтажное деревянное здание. Почему такое решение? Причина - уже упомянутый оригинальный каменный цоколь. Из-за подключения структур, новая часть подвала окружена стеной. Инвестор предпочел это решение для естественного старения древесины и с золотым прикосновением со временем.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Каково расположение объекта? Этот дом с прекрасным видом на реку Сазава предназначен для проживания от четырех до шести членов семьи. Вход в дом защищен от погодных условий легкой крышей. За ним следует вестибюль с гардеробом и обувью. С входа открывается небольшая ванная комната с туалетом и душем. На чердаке есть лестница.

Прямо напротив входной двери находится вход в жилое пространство с кухней, которая открывается к юго-западной стороне долины Сазава вместе со стеклянной столовой. Жилая площадь соединена с открытой террасой с раздвижными дверями. Гостиная все еще незаметно связана с офисом мастера.

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.


Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Закон пропорции, связи целого и составляющих его частей известен очень давно.
В 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи обратил внимание на часто встречающуюся в природе последовательность ряда чисел, где каждое последующее число равно суме двух предыдущих, т.е. получается ряд: 1,1,2, 3,5,8,13,21,34,.... Этот ряд назван рядом Фибоначчи и отражает гармонию Природы и всего Мироздания.
Удивительные свойства этого ряда заключаются в том, что соотношения каждого последующего числа к предыдущему приближаются к значению 1,618, названному числом Фибоначчи и соответствующему пропорции золотого сечения, отражающего гармонию Мироздания.

Соотношения чисел ряда Фибоначчи 5:8:13:21:34:55:89:144:232:376... и т.д. соответствует приблизительно 62% или 62 частям от единого целого.
Золотое сечение – универсальный принцип гармонии

Сам по себе принцип достаточно известен, но знание и применение Золотого Сечения поможет Вам в любой сфере, чем бы Вы не занимались, от создания композиций до написания книг или выступления с лекциями.

Вот как пишет о «золотом сечении» Анхель де Куатье.

«Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение».

О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.

Высшую гармонию «золотого сечения» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» – это одно и тоже. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы «золотого сечения», спасаясь от Дьявола. При этом учение – от Пачоли до Эйнштейна – будут искать, но так и не найдут его точного значения. Бесконечный ряд после запятой – 1,6180339887…

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».

Так что же такое «золотое сечение»?.. Что это за идеальное, божественное сочетание? Может быть, это закон красоты? Или все-таки он – мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? Ответ неизвестен до сих пор. Точнее – нет, известен. «Золотое сечение» – это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно… И в этом его подлинная загадка, его великая тайна.»

Если мы создаем симметричную композицию – то здесь все просто. Элементы в такой композиции зеркальны по отношению к оси симметрии. А вот как быть с асимметричной композицией:

* какого размера должны быть элементы в ней,
* на каком расстоянии они должны располагаться друг от друга, чтобы не нарушать баланса?

На все вопросы, связанные с размерами элементов, частей композиции по отношению к друг другу и фону можно ответить, руководствуясь правилом «золотого сечения».

Итак, Золотое сечение является разновидностью геометрической пропорции. Это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Отношение золотого сечения выражается числом 0,618.

Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382.

Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы – то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.

Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы. Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.

Если мы в ту же вазу захотим добавить еще два цветка, гармоничные пропорции будем рассчитывать так:

Основные пропорции остаются прежними. А дополнительные цветы добавляются таким образом, чтобы расстояние между ними было 3-5-8 единиц. Т.е не равномерно через одинаковые расстояния, а скачкообразно, чтобы усложнить ритм и придать ощущение движения. Размеры головок цветов тоже подчиняются золотому сечению: они уменьшаются в 0, 618 раз или как 3:5:8.

* На данном этапе мы с Вами можем скорректировать тот принцип, что композиция должна занимать не более 1/3 плоскости фона. Более точно это отношение выражается числом 0,618:0, 382, или условно 3:5. Но Вы уже поняли, что нарушение этого общего правила возможно, если Вы выражаете таким образом свою основную идею.

Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной – во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

* Но это правило имеет более широкое применение, чем просто создание интерьерных или архитектурных композиций. Согласно этому правилу строиться любое художественное произведение, будь то книга, лекция, кино или музыкальное произведение. Если Вы хотите, чтобы сюжет произведения был интересный и захватывающий, необходимо строить его таким образом, чтобы развитие темы происходило постепенно и поступательно, с постоянным нарастанием остроты. Кульминация, высшая точка сюжета, должны происходить на второй трети от начала сюжета (0,618 от всего сюжета). Затем выстраивается плавное постепенное ослабление остроты, объяснение всего происходящего. Если окончание оборвать резко, близко к точке кульминации, может возникнуть ощущение скомканности сюжета, недосказанности. Если конец затянуть – возникнет ощущение растянутости и скуки.

Правило «золотого сечения» используется и как этический принцип. Его смысл в том, что все должно быть в меру. Не зря рабочий день в большинстве стран длиться 8 часов, что составляет 1/3 суток (т.е. число, близкое к 0,382). Но это уже тема другого разговора.