Как создать газету: лучшие идеи. Бизнес-план рекламной газеты: что нужно, чтобы открыть газету. Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации Как откры

Здравствуйте, меня зовут Осадчий Артем, я из города Владивостока. Четыре года назад создал интернет-газету «Топор», посвященную злободневным проблемам в экономике и бизнесе. Основные подписчики – предприниматели, экономисты, бухгалтера и просто заинтересованные люди.

На сегодняшний день бизнес газета имеет следующие параметры:

  • общее число подписчиков – более 5 000 человек;
  • первоначальные вложения – от 100 тысяч рублей;
  • ежемесячный доход от рекламы – от 200 тысяч рублей;
  • ежемесячные расходы авторам – от 70 тысяч рублей.

Есть ли перспективы у “газетного бизнеса”?

Популярность печатных газет все время падает, отдавая «пальму первенства» интернет-изданиям. Согласитесь, намного удобнее зайти в электронный ящик и открыть новый выпуск газеты.

Здесь множество преимуществ:

  • не нужно никуда идти. Свежий выпуск своевременно приходит и главное – в четко обозначенное время;
  • нет нужды тратить деньги (или затраты будут минимальными). Любое интернет издание – будь это интернет газета о шоу бизнесе, беременности или бухгалтерии, как правило, бесплатно.
    Оплата может взиматься за дополнительную информацию, отчеты, какие-либо важные данные и так далее. Идеальный вариант – бесплатная и платная версия;
  • информация всегда рядом. Электронная газета никогда не потеряется, ее невозможно выбросить в мусор. Все, что необходимо для чтения – доступ к компьютеру, смартфону, ноутбуку и прочим устройствам с выходом в сеть.

Почти каждый человек имеет интернет. Ваша задача – дать ему информацию.

С чего начать?

Перед тем, как создать свою газету и наполнить ее информацией, определитесь с тематикой. Проанализируйте, что больше всего интересно на данный момент, какие публикации больше заинтересуют людей.

Старайтесь не повторяться. Если вы продублируете существующие газеты, то бороться с конкурентами будет сложно. Несмотря на видимую простоту бизнеса, составьте бизнес-план, определитесь с затратами и потенциальной прибылью.

Какой пример бизнес-плана газеты будет наиболее выгодным?

Есть два пути:

  • вы разбирайтесь со всем сами, создаете газету, верстаете ее, пишете статьи или нанимаете фрилансеров. В этом случае затраты будут минимальными – от 20-30 тысяч рублей;
  • вы нанимаете специалистов (дизайнеров, фотографов, журналистов и верстальщиков), которые быстро и профессионально делают работу. В этом случае затраты будут следующими:
  • создание дизайна – от 10 тысяч рублей;
  • верстка газеты – от 15 тысяч рублей;
  • наполнение статьями – от 10 тысяч рублей (один номер);
  • реклама газеты – от 20 тысяч рублей;
  • оплата фотографий – от 10 тысяч рублей.

Итоговые затраты – от 60 тысяч рублей. При этом многое зависит от содержания, числа страниц, частоты выпуска и так далее.

Какой должна быть периодичность?

Решите, как часто будет выходить газета.

Если вы новичок в этой сфере, то хватит и 1-2 раз в месяц.

Через время выпуск можно сделать еженедельным или обеспечить выход два раза в неделю.

Но высокая периодичность – это большие затраты на заказ статей, необходимость постоянного поиска свежей информации, безостановочная работа над наполнением и обновлением журнала.

Нужна ли регистрация?

Перед тем как создать электронную газету, решите вопрос с регистрацией.

Есть два варианта:

  • вы не регистрируете газету, работаете и бьетесь за своих подписчиков. Но такой вид бизнеса не позволит развиваться и получать доступ к важным событиям в сфере, которой вы работаете. Зарегистрированные конкуренты будут иметь доступ везде (иногда даже за границей). В такой ситуации можете не рассчитывать на большую прибыль и активный рост;
  • второй вариант – вы регистрируете новую газету в «Роскомсвязьнадзоре», оформляетесь как ИП (можно другой вариант – в качестве юридического лица). Нет желания бегать по инстанциям самостоятельно? – Оформляйте доверенность на специалиста в этой сфере, и он сам все сделает.
    Средние затраты на такие услуги – от 20 тысяч рублей.

Что делать с персоналом?

Вопрос персонала для онлайн газеты – один из самых проблемных.

Есть два варианта:

  • нанять постоянный штат сотрудников. Взять на «иждивение» 2-3 копирайтеров, дизайнера, фотографа, верстальщика. Это удобно – вы всегда можете поручить работу своим сотрудникам и не переживать о поиске дополнительных людей. С другой стороны, им придется платить заработную плату. Если держать 5-7 человек, то затраты на оплату труда составят от 150 тысяч рублей (это существенно «бьет» по карману);
  • работать только с фрилансерами. Смысл в том, что вы подбираете себе «штат» удаленных сотрудников и по необходимости обновляете персонал. Если ваше издание будет выходить 1-2 раза в месяц, то такой вариант подойдет. Вы экономите деньги на зарплате и решаете свои задачи. В случае, когда журнал создается 1-2 раза в неделю, то лучше иметь под рукой штат постоянных сотрудников (так надежнее).

При найме постоянных работников необходимо будет заключать письменные контракты с людьми, оговаривать условия оплаты, размер заработной платы, отпуска и так далее.

При этом все должно быть официально. Не торопитесь с выбором. В вашем штате должны работать настоящие профессионалы, которые любят свое дело и будут качественного его выполнять.

Нужен ли офис?

При найме персонала и частом выпуске газеты без своего офиса не обойтись. Но здесь ничего особенного не нужно – можно снимать квартиру на первом этаже (жилой дом отличный вариант).

Главное – наличие интернета, телефона и прочих удобств (вода, тепло). Рабочие места специалистов необходимо обустроить компьютером, принтером, тем же телефоном.

Средние затраты на аренду помещения – от 20 тысяч рублей ежемесячно.

Таблица №1. Потенциал потребителей газет в России

Как создать свою газету с нуля и быстро ее раскрутить?

Создать интернет-газету – это лишь половина дела. Вы должны грамотно раскрутить свой продукт, донести его до потенциального подписчика, заинтересовать.

Здесь можно использовать различные методы:

  • вне интернета – наружная реклама (к примеру, объявления в общественном транспорте), раздача визиток, листовок, объявления в газетах и журналах, реклама на радио;
  • в интернете. Здесь простор намного шире. Можно использовать проверенных рекламодателей Яндекс. Директ, Гугл. Адводрс. Хороший эффект дает продвижение через специальные сервисы раскрутки – News.liveinternet.ru, News.google.ru, News.liveinternet.ru, News.yandex.ru (это из наиболее популярных вариантов). Чтобы усилить эффект, можно воспользоваться услугами сайтов Novoteka.ru, Ru.redtram.com, Vsesmi.ru, MarketGid.ru и прочих.

Обзаведитесь Твиттер-аккаунтом и группой «В контакте (это обязательно). Даже при небольшой посещаемости газеты можно иметь постоянных читателей. Если материал будет преподноситься качественно, то число подписчиков будет только расти.

Всегда есть вариант с LiveJournal. Этот сервис считается одним из лучших для блоггинга. Единственный минус – здесь нет смысла писать короткие посты, как в Твиттере.

С другой стороны для раскрутки всегда можно заказать публикацию за деньги. Качественная статья с описанием вашего журнала может существенно добавить посетителей.

Еще один вариант – оставление сообщения на страничках пользователей Твиттера. Сделать это можно на сайте Twite.ru. Все, что от вас требуется – создать хорошую новость, купить публикацию в одном из аккаунтов (чем больше звезд, тем лучше) и получать ретвиты (твиты).

Как следствие, обеспечивается постоянный приток новых читателей. В качестве дополнения можно делать публикации на сайте blog.yandex.ru. Это также привлечет дополнительный трафик и новых посетителей. Главное – своевременно публиковать наиболее горячие и важные темы.

Как зарабатывать?

Каким бы ни было направление, вы должны зарабатывать на своем продукте. При этом чем раньше это произойдет, тем быстрее вы выйдете на нормальный режим работы и сможете чаще выпускать новости.

Вариантов заработка предостаточно:

  • размещение рекламы на страницах вашей газеты (чем больше посетителей, тем выше цены);
  • предоставление платного доступа к части материалов (мы уже об этом говорили);
  • взимание платы за подписку. Здесь все зависит от вашего решения и тематики продукта. К примеру, если открыть рекламную газету, то она должна предоставляться бесплатно. Оплату в этом случае производит рекламодатель. Ваш основной доход – от размещения.

Таблица №2. Прирост участников рынка газетной продукции в России

Можно ли получить доход от онлайн электронной деловой газеты о бизнесе?

Мой пример показал, что такой вид деятельности является очень перспективным. Главное – составить бизнес-план и четко ему следовать.

Напоследок, давайте подведем итоги доходов и расходов:

Расходы:

  • на аренду помещения – от 20 тысяч рублей в месяц;
  • на формирование дизайна новой онлайн газеты – от 10 тысяч рублей;
  • на верстку новых выпусков (оплата верстальщика) – от 15 тысяч рублей;
  • на заказ статей и наполнение ими газеты (оплата копирайтеров) – от 10 тысяч рублей;
  • на раскрутку газеты (в том числе наружная реклама) – от 10 тысяч рублей;
  • на оплату работы фотографа – от 10 тысяч рублей.

Ежемесячные доходы:
Если в подписчиках газеты будет от 1000 человек уже можно рассчитывать на стабильный прилив капитала в размере от 80 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, создание онлайн газеты – это прибыльное направление. Главное – правильно определиться с тематикой и постоянно работать над раскруткой своего нового детища.

В сфере средств массовой информации газетам отведено одно из почетных мест. Сейчас печатные издания стали активно заменяться новостными сайтами.

Однако осталось много людей, которые предпочитают подержать в руках свежий выпуск любимой газеты.

Именно поэтому сейчас можно наблюдать рост и процветание таких изданий. Люди, часто читающие газеты, в обществе обычно считаются интеллектуалами, ценящими полезную информацию и собственное время.

Именно наличие актуальных сведений делает эти издания успешными. По сравнению с новостными сайтами газеты не могут позволить себе иметь множество ненужной информации из-за ограниченности объема.

Самостоятельный бизнес

Итак, если вас интересует, как создать газету, то стоит рассмотреть этот вопрос. Для начала вам потребуется свой бизнес зарегистрировать. После этого стоит подумать о подходящем помещении. Если говорить о том, что нужно, чтобы открыть газету, то тут следует рассматривать только большие площади. Для начала можно ограничиться трехкомнатной квартирой, которую будет легко переделать под офис.

Самая низкобюджетная газета потребует как минимум трех комнат. Вид помещения должен быть достаточно презентабельным, так как со временем в редакцию будут приходить рекламодатели, а также граждане, просто желающие подать объявление в газету. Оптимальным местом локализации может стать то, что находится неподалеку от остановки транспорта.

Без персонала никуда

Если вы серьезно думаете о том, как создать газету, то должны понимать, что для ее полноценного функционирования требуется немалое количество людей. Вам понадобится один бухгалтер для начала (но когда денежные обороты будут расти, это число вполне может измениться), операторы компьютерного набора, задачей которых будет непосредственный набор статей и объявлений.

Не обойтись и без профессионального дизайнера. В его обязанности войдет создание рекламных макетов, если рекламодателем не будет представлен необходимый материал. В зависимости от того, с какой периодизацией будет выходить создаваемая вами газета, потребуется как минимум один верстальщик, то есть человек, задача которого - создание макета газеты. Помимо этого, нужно нанять двух рекламных агентов.

Говоря о том, как создать газету, следует отметить, что сотрудники не должны постоянно находиться в офисе, так как их основной задачей является совершение звонков и организация встреч с клиентами для публикации рекламы в вашем издании. Естественно, важнейшими работниками в данном случае будут журналисты. Создание еженедельника потребует от вас принятия на работу не менее трех профессионалов в данной сфере.

Содержимое газеты

Если говорить о том, как создать газету, то стоит отметить, что обычное издание в небольшом городе, как правило, выходит не более двух раз в неделю. Это и позволяет журналистам подготовить качественный материал для публикации. Почти каждую газету можно условно разделить на три части: информационный блок, объявление и телепрограмма. Важно понимать, что значимость издания определяется его контентом. Если читатель приобретет газету один раз и не найдет в ней каких-то интересных материалов, то он не станет ее больше покупать.

Необходимо подготовиться к тому, что первое время объявления в газете вы будете размещать бесплатно, что позволит вам создать ее тело. Пока люди не узнают о том, что какое-то издание существует, они не станут подавать в него объявления.

Если говорить об информационных страницах, то большинство сведений можно получить без каких-то особых усилий. Такие структуры, как налоговые службы, полиция, МЧС и прочие дают информацию совершенно бесплатно, так как им выгодно, чтобы газета рассказывала об их деятельности. В большинстве изданий сведения из разных государственных служб составляют 60 процентов контента и более.

Брендинг

Если у вас уже появились идеи для газет, то стоит задуматься о названии и логотипе будущего издания. Именно эти атрибуты будут укореняться в сознании читателей. Если неудачно подобрать название, то это может просто разорить газету, даже если материалы в ней будут предоставлены очень качественные. Следует думать и об имидже издания. Очень быстро можно получить ярлык желтой прессы от большинства людей, если размещать некачественные или выдуманные материалы. К успеху способен привести контент исключительно высокого качества.

Концепция

Если вы думаете над тем, как создать свою газету, то для начала следует определиться с основной идеей и форматом. Исследования показали, что на данный момент 35% читателей предпочитают региональные издания делового характера. Однако следует учесть и реальную расстановку сил СМИ в городе, где вы организуете бизнес.

Если рассматривать вопрос о том, как выпустить газету, то стоит сказать, что при необходимости можно выпускать специализированные издания каких-то определенных тематик (финансы, строительство и проч.). Если читательский рынок уже перегружен серьезными проектами, то можно попробовать заняться выпуском газеты развлекательного формата. Тут важно помнить и о рентабельности, так как издание делового характера может окупаться 7-12 месяцев, а развлекательное, вполне возможно, потребует и три года для этого.

Издание должно быть востребовано у потенциальных читателей, а также стать привлекательным для рекламодателей. Успешная конкуренция и развитие требуют немалых денежных вложений, много сил и времени. Это все окупится только при условии серьезного подхода к делу. Именно поэтому важно создать бизнес-план рекламной газеты.

Первые шаги

Итак, вы приняли решение о создании делового регионального периодического издания. Вашими основными потенциальными читателями могут стать управленцы и бизнесмены. Требуется определить объем издания, тираж номеров и периодичность выхода, а потом решить, будут ли издаваться какие-то приложения, после чего можно приступать к дизайну газеты.

В этом материале:

Для того чтобы узнать, как открыть свою газету, необходимо четко представлять степень рискованности этого бизнеса. Газет много, каждая из них занимает свою нишу, которую будет удерживать всеми доступными средствами.

Приход нового издания усилит остроту конкуренции и заставит искать новые формы своего проявления. Так что, приняв решение об открытии собственной газеты, вы должны приготовиться к напряженной работе, постоянному поиску и большому риску.

С чего лучше начинать

Если у вас есть капитал, вера в победу и представление о том, как устроена система издания газет, то начинать нужно с разработки своей концепции. Вы должны четко представлять, что нужно вам, читателям и, конечно, рекламодателям.

Из этих трех составляющих должна получиться ясная модель нового издания, которая должна отличаться от других газет, иначе ваша затея вряд ли будет иметь успех. Возможны следующие варианты:

  1. Универсальность. Чем шире тематика газеты, тем больше у нее читателей. Однако таких газет много, их названия уже всем известны, а вам еще предстоит заявить о себе. Преодолеть такую конкуренцию можно только особенным дизайном, хорошим маркетингом и активной рекламой.
  2. Специфичность. При заполненном рынке часто приходится занимать небольшие ниши целевой аудитории. Такой подход позволит быстро найти своего читателя и покупателя, но тираж газеты никогда не будет большим.
  3. Прагматизм. Это издание, основанное целиком на коммерческой информации, то есть на рекламе и объявлениях. Такое издание трудно назвать газетой, потому что оно не содержит главного элемента — журналистики. Целевая аудитория не постоянная, но она будет всегда. Если вас устраивает полное отсутствие творческого начала, то можно начинать с такого листка, где люди ищут друг друга для того, чтобы что-то продать, купить или получить нужные сведения. Однако для успешности такой газеты придется преодолевать конкуренцию уже существующих СМИ. Ведь рекламодатели предпочитают известные издания.
  4. Личные симпатии основателя СМИ. Вполне возможно, что газета вам нужна для достижения своих личных политических, коммерческих или творческих целей. В этом случае можно считать, что общее представление о содержании и целевой аудитории есть, остается только поработать над коммерческой стороной открытия новой газеты.

Эти подходы к представлениям о своей газете разделены, конечно, условно. На практике новая газета может сочетать в себе все четыре варианта. Мало того, возможно их поэтапное перетекание из одной формы в другую. Например, для коммерческой раскрутки начинать можно с чистого прагматизма. По мере формирования прибыли в газете может появиться иная информация, например, новости, аналитические обзоры, кроссворды, юмор, лирика. Постепенно газета будет приобретать собственную аудиторию, разрастаться за счет фотографий, репортажей и материала политического характера. Газету можно считать состоявшейся, если ее берут не столько из-за объявлений и рекламы, сколько для того, чтобы прочитывать от первой до последней страницы.

Что делать дальше

После того как концепция приобрела характер четкой модели и учредитель знает, с кем ему придется развивать новое дело, возникает закономерный вопрос, как открыть газету. Под этим словосочетанием обычно понимают формальную сторону дела.

Здесь также есть несколько вариантов. Все зависит от планируемых масштабов деятельности. Если вы хотите начинать с малого, например, с газеты объявлений, выходящей тиражом в 300-500 экземпляров, то лучше зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Мало того, для начала лучше избрать патентную систему: она проще и понятней. Есть и еще одно несомненное достоинство — патент дается на определенный срок. Если дело прогорит, то все закончится окончанием его срока.

Регистрация газеты в органах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям обязательна только в том случае, если ее тираж превышает 1000 экземпляров.

Это уже серьезное и сложное производство с большим штатом сотрудников, поэтому статусом ИП здесь не обойдешься, необходимы другие организационные формы, где учредителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Организационные проблемы первоначального этапа

Первый свой листочек с объявлениями можно сделать и самому, но, если вы собираетесь издавать полноценную газету, без штата сотрудников не обойтись. Мало того, необходимо создание типографской базы.

Первоначально это может быть договор с типографией по оказанию услуг печати. Если эти услуги будут недорогими и качественными, то останутся проблемы подбора специалистов в области:

  • дизайна типографской продукции;
  • программирования;
  • журналистики;
  • редактирования текстов;
  • маркетинга.

Кроме того, остро встанет вопрос реализации продукции. Он может решаться через подписку, с помощью продавцов на улице и в различных точках. Если вы решили для начала издать бесплатную газету с объявлениями, нужны будут курьеры для того, чтобы разносить газету по домам.

На начальном этапе говорить о подписке не приходится. Во-первых, сейчас эта система находится в упадке, а во-вторых, никто не будет выписывать новое, еще никому не известное издание. Самым реальным способом распространения газеты на начальном этапе является уличная торговля.

В наше время самым лучшим вариантом раскрутки новых СМИ является интернет, поэтому сразу после официальной регистрации организации, издающей газету, нужно открывать сайт, посвященный ей. Привыкнув к виду издания в электронном виде, люди начнут обращать внимание и на печатный вариант.

Отношение людей к газетному бизнесу двойственное. Одни считают это безнадежным делом, ведь по статистике 9 из 10 новых СМИ закрываются через год. Другие полагают, что начать этот бизнес и получить прибыль возможно и не так уж сложно. Видимо, для того, чтобы понять кто прав, нужно попробовать самому.

Инвестиции: Инвестиции 400 000 - 600 000 руб.

Пензенский центр обслуживания мест захоронений «СИРИУС» был основан в 2012 году Шигаевым Михаилом Алексеевичем. Компания занимается благоустройстовм мест захоронений в Пензе и Пензенской области. Компания «СИРИУС» первая на рынке ритуальных услуг продвинула идею переложить все хлопоты по уборке и приведению в порядок могил усопших в руки своих специалистов по уходу и благоустройству захоронений. Мы являемся…

Инвестиции: 2 500 000 - 8 000 000 руб.

Бэби-клуб – это игровое пространство, где дети интеллектуально развиваются, готовятся вступить во взрослую жизнь, насыщенную большим количеством информации. Малыши дошкольного возраста принимают активное участие в интерактивных играх и повышают свои способности усваивать разного рода знания, развивают логическое мышление, речь и творческие навыки. Сеть Бэби-Клуба насчитывает более ста детских центров раннего развития. Представителями франшиз являются приверженцы…

Инвестиции: 150 000 - 200 000 руб.

ООО «Карельский монумент» - является одним из предприятий входящих в группу компаний, занимающихся добычей горной массы, обработкой блоков и выпуском готовой мемориальной продукции с художественным оформлением памятником из природного габбро-диабаза на территории Республики Карелия. Габбро-диабаз - это уникальный по своей структуре материал (разновидность гранита), обладающий природным черным цветом. Его структура очень плотная и однородная, что…

Инвестиции: от 50 000 руб.

Газета «Из рук в руки»: · первая газета объявлений в России (с 1992 года) · самая популярная газета объявлений в регионах · более 100 региональных представительств · тираж 1,6 млн экземпляров · высокий уровень доверия в регионах Газета ведет свою историю с января 1992 года, когда вышел в свет «нулевой» номер. Название «Из рук в…

Инвестиции: 350 000 - 1 500 000 руб.

Сеть «Автодевайс» - это розничные и интернет-продажи автомобильной электроники. Для своих клиентов и партнеров мы стремимся отделять зерна от плевел и выбирать из бесчисленного множества автоаксессуаров действительно интересные девайсы во всех ценовых диапазонах. Основу нашего ассортимента составляют видеорегистраторы, радар-детекторы и навигаторы, которые пользуются неиссякаемым покупательским интересом и рассчитаны на любой возраст и кошелек. Всего ассортимент…

Инвестиции: от 100 000 руб.

Сеть Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ» предоставляет клиентам все виды услуг в недвижимости и пропагандирует высокое качество клиентского обслуживания в своих офисах. В Компании существуют Стандарты профессиональной деятельности, которые обязаны соблюдать все офисы, работающие по единой технологии и единым формам договоров и внутренних документов. С помощью услуг, оказываемых агентствами недвижимости «ЭКСПЕРТ», вы можете купить, арендовать, продать, снять,…

Инвестиции: 500 000 - 5 000 000 руб.

Группа компаний «Робин Сдобин» приглашает Вас стать партнером в регионах России. Компания «Робин Сдобин» работает на рынке общественного питания с 2000 года, начав свою деятельность с открытия кафе быстрого обслуживания в городе Воронеж. Подобное направление в сфере общественного питания стало новинкой для города, в связи с чем, было принято решение об открытии в 2001 году…

Инвестиции: 1 500 000 - 3 000 000 руб.

В 2002 году в Санкт-Петербурге появился первый центр «Крошка Ру». Нашим девизом стала фраза: «умное дитя учится шутя». Дети в «Крошке Ру» - не просто ученики. Они, и исследователи, и актеры, и художники - занятия, фестивали, праздники, веселые конкурсы помогают каждому ребенку проявить свою индивидуальность. К 2009 году мы открыли 4 собственных Центра и разработали…

Вопросом о том, как открыть газету, задаются многие люди — это профессиональные журналисты и рекламисты, предприниматели и публичные персоны. К какой бы категории вы ни принадлежали, имейте в виду: хотя сама по себе организация издательского процесса довольно проста, дальше начинаются «подводные камни», способные потянуть вниз даже самый гениальный замысел. Тем более что вы точно не сможете «зацепить» сто процентов целевой аудитории, как это могло быть лет десять или двадцать назад, ведь сегодня некоторые люди вообще не читают бумажных газет, предпочитая интернет-издания.

Издание собственной газеты: краткий план действий

Согласно российскому законодательству, печатать любую газетную продукцию тиражом до 999 экземпляров включительно и распространять её можно без регистрации. Но будем рассматривать серьёзные объёмы, то есть от тысячи экземпляров и выше. Вам нужно будет сделать следующее:

  1. Изучить целевую аудиторию, договориться со специалистами о работе над материалами и приступить к наработке.
  2. Обратиться в региональное представительство Роспечати и подать заявку на регистрацию нового печатного издания.
  3. Подготовить первый выпуск (а лучше сразу несколько), руководя процессом создания и подбора материалов в соответствии со структурой газеты. Вы можете разрабатывать собственный уникальный контент, а также использовать материалы, разрешённые к переизданию (не забывайте указывать автора и источник).
  4. Завершить редактирование и вёрстку материалов, чтобы получить макет, готовый к печати. Макет первого выпуска может позднее использоваться как шаблон для последующих выпусков.
  5. Отдать материалы в печать и получить тираж на руки. К этому моменту у вас уже должна быть продумана схема реализации газеты.
  6. Распространить тираж по запланированным торговым точкам в соответствии, заключая при этом соответствующие договоры.

Следует отметить, что специфика каждого пункта работы сильно зависит от тематики. Например, если вы думаете о том, как открыть рекламную газету, то для сбора материала придётся сотрудничать не с журналистами, а с рекламодателями.

Возможные трудности

Большинство изданий, за исключением чисто информационных, создают определённые сложности, с которыми предстоит столкнуться уже на начальном этапе. Рассмотрим возможные «подводные камни» подробнее.

Окупаемость, востребованность и реклама

Практика показывает, что издание собственной газеты без рекламы — бесприбыльный и чаще всего убыточный бизнес. Во-первых, тираж почти никогда не раскупают целиком. Во-вторых, если заложить себестоимость каждого выпуска в его оптовую цену ещё до розничной продажи, то итоговая цена выйдет слишком высокой, и газету никто не купит. Размещение рекламы — единственный выход, о чём нетрудно догадаться, пролистав любую газету: без рекламы не обходится почти никто.

Это значит, что вам нужно будет договариваться с рекламодателями и поддерживать с ними сотрудничество, при этом конкурируя с другими изданиями и отслеживая сразу три процесса:

  • чтобы рекламодатели воспринимали вашу газету как хороший инструмент распространения информации и были готовы вам платить;
  • чтобы рекламы в газете не было слишком много и чтобы она не потеряла привлекательность для читателей;
  • чтобы тематика рекламных материалов соответствовала общей тематике и «попадала» по целевой аудитории.

Отдельно следует проработать обратную связь и сбор статистики, чтобы вы могли доказать рекламодателю, что он не напрасно тратит свои деньги. Если вы думаете о том, как открыть бесплатную газету (неважно, для каких именно целей), то реклама нужна вам как воздух, поскольку предполагаемая монетизация той или иной информационной кампании — слишком случайный процесс, чтобы рассматривать её всерьёз. Без финансового подкрепления в виде выплат от рекламодателей издание газеты становится убыточным.

Информационная конкуренция: выход из замкнутого круга

Труднее всего газете, которая только появилась в информационном поле: рекламодатели не рассматривают её всерьёз, читатели о ней знают мало, в итоге поступления сводятся к минимуму. Единственный способ это преодолеть — запустить собственную рекламную кампанию, чтобы продвинуть газету и заявить о ней.

Чтобы газета понравилась читателям, она должна быть полезной. Если вы хотите занять прочную нишу в информационном пространстве, обеспечьте генерирование как можно более уникального и востребованного материала. Например, задумайтесь о том, как открыть свою газету объявлений. Это далеко от того, то обычно представляют под изданием газеты профессиональные журналисты, зато это действительно актуально для людей.

Но предварительно придётся озадачиться двумя другими проблемами: изучением информационных тенденций (что интереснее всего людям и что меньше всего «разведано» другими изданиями) и сбором информации (например, организацией электронного или телефонного сервиса по приёму объявлений). Это позволит вам создать собственную регулярно пополняемую базу данных для печати газеты с объявлениями.

СМИ в политике, экономике и общественной деятельности

Если вы всё-таки хотите, чтобы ваше издание имело конкретную тематику, связанную с актуальными для людей событиями, будьте готовы к большим трудностям:

  1. Вступать в данную сферу следует лишь после составления бизнес-плана, поскольку первые несколько недель или даже месяцев проект будет требовать вложений, почти наверняка не принося прибыли. Убедитесь, что вы можете себе это позволить.
  2. Приготовьтесь к участию в «информационных войнах», даже если вы этого не хотите. Помните, что любой мало-мальски резонансный материал может вызвать чьё-либо недовольство, и трудно предсказать, в какой форме оно выразится.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы у вас всегда были свежие материалы. Для этого вам необходимо будет не только регистрировать СМИ, но и учреждать юридическое лицо с постоянным штатом.

Важно объединить профессиональные усилия с маркетинговыми расчётами, поскольку тематическое издание — это комплексный информационно-рыночный продукт, который одновременно должен быть востребованным и продаваемым. Помните, что реакция читателей всегда предсказуема лишь частично, и погрешность расчётов здесь намного выше, чем при продаже «вещественных» товаров.

Использование в личных интересах

Если ваши финансовые и личные возможности позволяют инвестировать в массовое распространение каких-либо материалов, то оцените целесообразность открытия собственной газеты — в первую очередь с точки зрения реальной эффективности, а не престижа. Есть два более рациональных пути:

  1. Платить за размещение нужных вам материалов уже имеющемуся изданию.
  2. Если это действительно нужно и если позволяют финансы, купить уже действующее издание.

Помните, что престиж в информационном пространстве недолговечен, а финансами нужно распоряжаться грамотно, даже если ваши возможности действительно велики.

Учреждение юридического лица и подбор персонала

Организация юридического лица для издания газеты — дело не очень сложное, особенно если воспользоваться поддержкой квалифицированного юриста, который подскажет вам, как избежать бюрократических проволочек. Используйте упрощённую схему налогообложения по разности доходов и расходов — этим вы обезопасите себя от необходимости платить налоги с неприбыльных тиражей.

Если вы думаете не о том, как открыть газету бесплатных объявлений, а о полноценном информационном издании, то вам понадобятся:

  • главный бухгалтер;
  • редактор;
  • верстальщик;
  • журналисты — от двух и более;
  • фотографы;
  • курьеры для распространения газеты.

В случае успеха вы можете расширить издание и добавить новых рубрик — тогда понадобятся новые редакторы и журналисты, особенно если предполагается делать репортажи и брать интервью. Если же ваша газета будет содержать рекламные материалы и объявления, то журналисты, редакторы и фотографы вам не понадобятся. Кроме того, оптимальный шаг — привлечь на штатной основе или на условиях аутсорсинга профессионального менеджера для маркетинговой оптимизации проекта и проработки материалов.

Перспективность и расчётная окупаемость

Себестоимость экземпляра при печати в профессиональной типографии может составлять в среднем 5–10 рублей при сравнительно небольшом объёме. Себестоимость растёт по мере увеличения количества страниц и уменьшается по мере роста тиража. Средняя стоимость тысячи экземпляров газеты, таким образом, составит от 5000 до 10 000 рублей.

Транспортные расходы значительно варьируются, а включённые расходы на зарплату штатным сотрудникам делятся на количество изданий газеты в месяц. Статистически еженедельная газета включает в себя от 15 000 рублей дополнительных расходов. Таким образом, на издание одного тысячного тиража в неделю будет уходить от 20 000 рублей.

Оптовая реализация тиража по цене 15–20 рублей принесёт вам, соответственно, 15 000–20 000 рублей. Чтобы выйти в плюс, нужно будет либо повышать цену реализации, либо обращаться к рекламодателям. Публикация в среднем одного рекламного блока на каждые две страницы позволит вам удвоить доход и получить от 15 000 рублей чистой прибыли с каждого тиража, то есть от 60 000 рублей в месяц. Разумеется, это только примерные расчёты на основе статистических данных.

Таким образом, издание газеты можно рекомендовать в качестве бизнеса лишь тем, кто готов работать над проектом, оптимизируя его с маркетинговой точки зрения и поддерживая контакт с рекламодателями. В противном случае можно будет рассчитывать максимум на покрытие расходов доходами с выходом в ноль, если не в минус. Для создания успешного СМИ требуется полноценная проработка проекта — одного лишь желания издавать газету явно недостаточно.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Чрезвычайное положение

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 5. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Статья 8. Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;\

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Статья 14. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения

Статья 16. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения режима чрезвычайного положения

1. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Задачи, указанные в пунктах "а" - "г" части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Статья 18. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение

1. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:

а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;

б) устанавливает время и срок действия комендантского часа;

в) определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

г) устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и сп иртосодержащей продукции;

д) определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники, указанных в пункте "д" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона;

е) выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

ж) обращается к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер и временных ограничений, предусмотренных статьями 11-13 настоящего Федерального конституционного закона;

з) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.

3. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным конституционным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к его компетенции.

4. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

5. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Статья 19. Координация действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения

1. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.

2. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Статья 20. Особенности оперативного подчинения войск и воинских формирований при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом Российской Федерации.

Статья 21. Дополнительные гарантии и компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения

1. На сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Учет лиц, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава V. Особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 22. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.

Статья 24. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

1. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.

2. Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

3. Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.

Статья 25. Федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

1. В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

2. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.

3. При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

4. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении данной формы особого управления указанной территорией входит в структуру федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Статья 26. Правовые акты органов особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

1. Указанные в статьях 24 и 25 настоящего Федерального конституционного закона органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

2. Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения

1. Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, определяется Правительством Российской Федерации. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.

2. Финансирование расходов, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Для осуществления указанного финансирования привлекаются полевые учреждения Банка России, создаваемые в соответствии с законодательством о Банке России.

3. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, на период действия чрезвычайного положения могут наделяться функциями распоряжения в установленном порядке бюджетными ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных на указанной территории.

Глава VI. Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Статья 28. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения

1. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

2. Указанные в части первой настоящей статьи меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Статья 29. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения

1. Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с пунктом "е" статьи 13 настоящего Федерального конституционного закона, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с пунктом "в" статьи 13 настоящего Федерального конституционного закона, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Статья 31. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа

1. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с пунктом "а" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

2. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.

3. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с пунктом "е" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Правовые последствия прекращения периода действия чрезвычайного положения

1. Указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

2. Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Статья 34. Ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими внутренних войск и Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Федеральным конституционным законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Осуществление правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение

1. Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации.

2. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

3. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Статья 36. Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение

1. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

2. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 37. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении чрезвычайного положения и прекращении периода его действия

1. В случае введения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.

Статья 38. Уведомление сопредельных государств о введении чрезвычайного положения

В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Статья 39. Международная гуманитарная помощь

Международная гуманитарная помощь на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 40. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона

В связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона признать утратившими силу:

а) Закон РСФСР от 17 мая 1991 года N 1253-1 "О чрезвычайном положении" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 773);

б) постановление Верховного Совета РСФСР от 17 мая 1991 года N 1254-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О чрезвычайном положении" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 774).

Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 42. Признание не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

В связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона признать не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации:

а) Закон СССР от 3 апреля 1990 года N 1407-1 "О правовом режиме чрезвычайного положения" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 15, ст. 250);

б) постановление Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 года N 1408-1 "О введении в действие Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 15, ст. 251).

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин