Новые бизнес идеи. Тренера краудфандинга: Как заработать на тех, кто пытается заработать на Kickstarter Kickstarter отправка примеры деньги перечисляют контроль

Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 13 миллионов долларов.

Идея. В 2014 году Райан Греппер (Ryan Grepper) решил создать переносной холодильник будущего, который стоил бы всего 185 долларов. Помимо банального охлаждения еды и напитков он может:

  • смешивать напитки и перемалывать лёд с помощью встроенного блендера;
  • воспроизводить музыку, так как является ещё и беспроводной колонкой;
  • заряжать пару девайсов через два USB-порта.

Также на нём можно настрогать салатик или порезать мясо для шашлыка. Нож ему не страшен, так как имеется специальное покрытие. Внутри есть отделение для посуды, открывашка и место для хранения ножей, а ещё имеется светодиодная подсветка для вечерних посиделок.

В общем, мечта любителей пикников и отдыха на природе. Неудивительно, что необходимые 50 тысяч долларов собрали всего за 36 часов! А спустя месяц сумма перевалила за 13 миллионов долларов, что даже больше, чем у первых Pebble. Холодильник ждали 56 тысяч человек и, по словам Райана Греппера, должны были получить его уже в феврале 2015 года.

Что получилось. Но в феврале 2015-го холодильник никто не получил. Люди поняли и простили: всё-таки масштабная кампания, опоздание в пару месяцев некритично. И они подождали немного, а потом ещё немного. Производитель периодически отчитывался о проблемах то с батареей, то с доставкой.

jeremybrigden.com

К концу лета 2015 года холодильник получили лишь 3 тысячи человек из 56 тысяч. Недовольство спонсоров росло, но на этом сюрпризы не закончились. Осенью желанный холодильник появился в продаже на Amazon за 500 долларов вместо первоначально заявленных 185. Райан Греппер объяснил это тем, что не рассчитал стоимость доставки и денег не хватило. Получается, что покупатели с Amazon оплачивали доставку «кикстартеровцам».

Даже сейчас, в мае 2016 года, Coolest Cooler ещё не дошёл до всех заказчиков. Вот так получилось, что одна из самых успешных кампаний на Kickstarter превратилась в один большой скандал. И винить тут остаётся только неграмотный менеджмент.

Лазерная бритва Skarp


Цель: 160 тысяч долларов.

Собрано: более 4 миллионов долларов.

Идея. Представьте себе бритьё без порезов, раздражения и дорогостоящих сменных лезвий. Идея отличная, и со мной согласны 20 тысяч инвесторов, вложивших около 4 миллионов долларов в проект Skarp.

Skarp - лазерная бритва, которая, по словам разработчиков, должна заменить привычную всем бритву с лезвиями. Лазер аккуратно срезает волоски, исключая порезы и раздражение. Работает бритва на обычной ААА-батарейке, одной батарейки хватает на месяц работы. Идея девайса людям пришлась по вкусу, и за 24 дня до завершения кампании было собрано примерно 250 тысяч долларов.

Что получилось. Идея, конечно, классная, но насколько осуществимая? Многие начали сомневаться в реальности проекта хотя бы потому, что не было ни одного реального изображения бритвы. Одни лишь рендеры и обещания. Принцип работы девайса тоже вызывает вопросы. Если верить производителям, лазерный луч должен просто срезать волоски, как это делает обычная бритва. Но такое вряд ли возможно, ведь для этого потребуется лазер, по мощности превосходящий лазерную указку в несколько раз. Он, конечно, срежет волоски, но при этом оставит сильный ожог на коже.

На все вопросы изобретатели ответили роликом, в котором за две минуты срезали пять (!) волосков. Такая демонстрация возможностей девайса породила ещё больше сомнений. В итоге Kickstarter просто закрыл проект из-за отсутствия рабочего прототипа.

Но, похоже, это не стало большим разочарованием для авторов проекта, так как вскоре он появился на Indiegogo. На этой площадке реальные прототипы не требуются, и за три часа было собрано 34 тысячи долларов из заявленных 160 тысяч. Естественно, реальных изображений бритвы так и не появилось, так что, думаю, это не более чем работа мошенников.

Нанодрон Zano


Цель: 190 тысяч долларов.

Собрано: более 3,5 миллиона долларов.

Идея. Авторы проекта решили создать маленького дрона, который сможет летать и снимать видео в высоком разрешении. Кроха должен был легко умещаться на ладони, управлять предлагалось с помощью смартфона или жестами. Была идея сделать максимально простое и удобное управление, которое освоит любой человек.

Потенциальные возможности Zano, конечно, поражают. Благодаря множеству датчиков дрон должен был чуть ли не автономно летать, огибать препятствия, снимать и транслировать потоковое видео на протяжении не менее 15 минут. Обещали поддержку беспроводной зарядки, стабилизацию видео и даже тепловизионную камеру. Заманчивый набор функций для такой крохи.

Желающих заполучить Zano было много, удалось собрать более 3,5 миллиона долларов. Разработчики пообещали доставить дронов в июне 2015 года.

Что получилось. А получился один из самых громких скандалов на Kickstarter. По уже привычной схеме создатели проекта сначала кормили спонсоров обещаниями, несколько раз переносили дедлайны. В итоге, сорвав все сроки, выслали пару сотен полуживых дронов (при 3 тысячах заказчиков). Гаджеты оказались ужасного качества, способны были только подняться на несколько сантиметров над землёй, после чего улетали в стену. Никаких автономных полётов и огибания препятствий не было и в помине.

Это вызвало волну негодования, из-за чего Kickstarter даже пришлось нанять известного журналиста Марка Харриса (Mark Harris) для независимого расследования. Естественно, всё оказалось ложью, видеоролики с демонстрацией возможностей дрона были сфальсифицированы. Деньги тратились на личные нужды, а когда они закончились, компания признала себя банкротом.

3D-принтер Peachy Printer


Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 650 тысяч долларов.

Идея. Райлан Грейстон (Rylan Grayston) и Дэвид Бо (David Boe) решили сделать доступный каждому 3D-принтер. Они разработали компактное устройство под названием Peachy Printer, которое предполагалось продавать в виде набора, чтобы каждый пользователь мог собрать и настроить принтер, отталкиваясь от конкретной задачи. Гаджет был способен печатать даже цветные объекты, используя восемь смешиваемых цветов. В общем, полезная штука, и всего за 100 долларов.

Собрав более 650 тысяч долларов, создатели проекта пообещали, что скоро вернутся, и пропали больше чем на два года.

Что получилось. А потом на связь вышел Райлан Грейстон, объявив, что его компаньон потратил большую часть денег на строительство своего дома. Так как у них не было общего счёта, все собранные на Kickstarter средства попадали на счёт Дэвида Бо. Когда же Райлан попросил отдать ему собранные деньги, Дэвид перевёл всего 200 тысяч долларов. Прежде чем идти в полицию, Райлан решил воззвать к совести своего компаньона и потребовал, чтобы тот признался в воровстве и вернул деньги с процентами.

Дэвид, конечно, извинился, но вернул только 107 тысяч долларов из оставшихся 450 тысяч. Остальное ушло на дом. Однако Райлан Грейстон решил не сдаваться и пообещал всё-таки выслать принтеры заказчикам, даже не имея всей суммы.

Ant Simulator


youtube.com

Цель: 4 тысячи долларов.

Собрано: 4,5 тысячи долларов.

Идея. Компания ETeeski решила создать игру Ant Simulator. Как вы уже догадались, в ней вам предлагают стать муравьём: добывать ресурсы, сражаться, строить - в общем, заниматься обычными муравьиными делами. При этом акцент сделан на виртуальную реальность, заявлена поддержка очков Oculus Rift, ANTVR и прочих. Помимо сторонних инвестиций, ребята собрали более 4 тысяч долларов на Kickstarter и уже готовились к открытому бета-тестированию.

Что получилось. В начале 2016 года разработчик игры Эрик Терешински (Eric Tereshinski) опубликовал ролик, в котором объявил о закрытии проекта. Оказалось, что его партнёры и по совместительству лучшие друзья спустили все деньги на выпивку, покер и стриптизёрш. По словам Эрика, почти все деньги были потрачены, поэтому он не может продолжать разработку игры. Более того, его экс-партнёры пригрозили Эрику судом, если он станет самостоятельно работать над проектом.

Мораль здесь проста: выбирайте партнёров с умом и не доверяйте им слепо, даже если это ваши закадычные друзья.

Вот такая подборка вышла. Жаль, что многие интересные проекты проваливаются просто из-за глупости и неграмотного менеджмента. Ну а Kickstarter стоит тщательнее отбирать проекты, а также разработать систему поддержки для пользователей, пострадавших в подобных ситуациях.

Алена Ткаченко продолжает рассказывать о том, как ее компания Power WiFi запускает Ранее она писала, что полезно принять во внимание, если вы (читай «железом»).

«Как сделать видео для кикстартера?» Пожалуй, это один из самых топовых запросов, связанных с Kickstarter. Ему посвящено множество статей и большое число youtube-роликов. Объяснение очень простое - видео, это вторая после заголовка кампании вещь, которую видит ваш потенциальный покупатель, и, подчас, ваш единственный шанс рассказать ему про продукт.

Кроме того, с ростом популярности краудфандинговых платформ, требования к качеству видео существенно выросли. Если Pebble во время первой кампании могли себе позволить сделать грубый монтаж и собрать больше $10 миллионов, то сейчас с «некрасивым» видео у вас вряд ли есть шанс попасть в топ-чарты.

В общем и целом, видео, а заодно и фотографии - это очень-очень важно. И пока мы активно занимаемся post-production, расскажу про основные моменты, на которые я обратила внимание при подготовке.

Прежде всего, вам нужно не одно видео и не только видео.

Простота Кикстартера обманчива так же, как и его видимая доходность. Хотя сначала кажется, что достаточно снять один ролик и несколько фотографий продукта - этого точно будет недостаточно. Наш список включил в себя:

  • логотипы, шрифты, брендбук продукта
  • рендеры продукта
  • длинное основное видео и короткий тизер
  • видео и фото формата behind the scenes
  • фотографии команды
  • фотографии продукта - на белом фоне, вид изнутри, в жизненных ситуациях
  • гифки по тому, как используется продукт

На подготовку всего пакета лучше закладывать от месяца и более очень активной работы.

Во-вторых, разберитесь в процессе съемок заранее.

В нашем случае был составлен список из оператора, световика и режиссера, а всем процессом руководил штатный маркетолог. Признаться честно, делай я это самостоятельно, процесс бы сильно затянулся, потому что съемки в моем представлении были чем-то, когда первый человек берет камеру, второй - говорит что-то на эту камеру, а третий - написал вам заранее сценарий.

В действительности оказалось, что сценарий важно сразу рассчитать по времени. Чтобы уложиться в рекомендуемую Kickstarter длительность ролика от 1 до 3,5 минут, для съемок нужны разрешения, а оператору во время съемки сильно помогает режиссер, который способен посмотреть на всю ситуацию со стороны.

В-третьих, если только у вас не профессиональные актеры в кадре - дайте себе день на тренировку.

В нашем видео есть прямое обращение от создателя продукта (читай: меня) и много кадров с моим участием. При этом я не являюсь моделью или профессиональным актером и говорить на камеру для меня в новинку.

Если у вас или у вашей команды подобная история, обратите внимания на еще более усложняющий все фактор - говорить вам придется на английском языке и для аудитории, у которой английский - родной.

Наши сьемки шли 3 дня. В первый день было очень сложно, в остальные - уже чуть проще, что в целом приводит к убеждению, что стоит дать себе некоторое время на привыкание к камере. Полдня или день - и записывать вас будет намного проще, а результат - лучше.

Хотя есть и другие варианты. Например, сделать просто закадровую озвучку и снимать делающих что-то людей (не нужно актерской игры). Или сделать как бы «переозвучку» текста, произносимого на вашем родном языке - как в недавнем ролике Delfast .

Четвертое. Требуемая аутентичность может добавить сложности.

Если вы выходите на Kickstarter, то, скорее всего, вам интересен рынок США и Европы. И важно, чтобы вы были достаточно «своими». Как это влияет на съемки? Вам может понадобиться снять людей разных типов - похожих на европейцев или афроамериканцев. Поэтому «я позову своих друзей» - не всегда подойдет.

Если вдруг вы думаете, «этого никто не заметит», поверьте мне - заметят. Заметят, что квартира, которая на видео, не похожа на типичную американскую, что люди одеты как-то по-другому, в общем, все это считывается. Безусловно, вы будете не своим почти в любом случае, но быть совсем уж чужаком - невыгодно.

На этом всё. А больше общих советов по тому, как снимать видео, можно почитать здесь:

  1. Гид по созданию видео с советами
  2. Официальные рекомендации Kickstarter
  3. Советы и хинты по видео от Kickstarter

P.S. Да, есть еще и другой подход к созданию видео - «просто записываем» . Его великолепно использует команда OK Go. Может быть, вам подойдет именно он. Ведь в любом правиле есть свои исключения.

Этой весной белорусский hardware-стартап RocketBody вышел на краудфандинг-платформу Kickstarter, собрав в два раза больше заявленной суммы — $ 70 243. CEO стартапа Тимофей Липский делится подробностями подготовки кампании — сколько они платили «краудфандинг-консультанту», как высчитать сумму сборов и почему команде срочно пришлось делать коллективное фото.

— С некоторыми оговорками я считаю кампанию на этой платформе обязательным этапом практически любого hardware-стартапа. Потому что это возможность:

  • Верифицировать идеи на другом рынке
  • Получить предзаказы (сбор метрик)
  • Сделать PR проекту
  • Собрать деньги

Именно в такой последовательности. Любые предзаказы — это уже цифры, с которыми можно планировать экономику проекта и общаться с инвесторами.


CEO RocketBody

Сразу оговорюсь, что мы — продукт для Kickstarter (KS) специфический: у нас сложная технология, наш рынок перенасыщен, а целевая аудитория узкая (спортсмены). Аудитория KS не будет вчитываться в особенности вашего продукта — ей нужно очень поверхностное эмоциональное преимущество, которое вызовет импульсивную покупку. Поэтому многие очень крутые технологичные проекты собирают сотню тысяч, а куртки и рюкзаки по несколько миллионов. Бэкеры (те, кто инвестирует в проект) на KS — это определенная «каста» потребителей контента платформы, а людей не с этой платформы критически сложно привести на предзаказ. Это не плохо и не хорошо, а просто стоит учесть. Одна из наших ошибок была именно в этом: хоть мы и максимально упростили описание ключевой технологии, многие все равно не поняли. Или не захотели понять.

Всю кампанию я бы разделил на 6 этапов: выбор цели кампании, выбор подрядчика, подготовка к старту, первые дни и работа с аудиторией во время кампании. Цели может быть всего 2: привлечение денег и маркетинг. Каждая требует разного подхода. Нам нужен был маркетинг и предзаказы от спортсменов (для сбора релевантных данных), поэтому далее я буду рассказывать о подготовке с учетом этой цели.


Фото команды — сделано после того как в проекте появилось много негативных комментариев о том, что в проекте нет фотографий команды

Выбор подрядчика

Нужен кто-то, кто будет помогать вам в подготовке и ведении кампании. Мы воспользовались практически всеми видами сотрудничества:

1. Оплата по фиксированной ставке. Мы наняли консультанта за 2500 фунтов (около $ 3350) в месяц, который знал «кухню» KS и помогал с трафиком, давал фидбек по контенту, подсказывал, как лучше построить стратегии почтовых рассылок, давал контакты СМИ, рекомендовал других подрядчиков. Он помог избавиться от стресса самой кампании и от страха неизвестности. По моему мнению, он себя окупил.

2. Процент от платной рекламы по реферальным ссылкам. Агентства собирали трафик покупателей и брали за это процент. Есть 2 варианта: вы платите за трафик самостоятельно и 15% от суммы сбора по реферальной ссылке за работу агентства или покупку трафика целиком берет на себя агентство, и вы отдаете 35% от сборов по их реферальной ссылке. Мое мнение — если вам нужно продвижение и есть средства, то стоит попробовать.

3. Агентства, которые организуют кампанию «под ключ». Они берут такой же процент по реферальным ссылкам, как агентства из пункта выше, но еще претендуют на 5−15% от всего органического трафика. Вот тут нужно быть аккуратным: ведь весь ваш органический трафик будет покрыт комиссией. Этот вариант подойдет тем, кто хочет отдать все на аутсорс, но это плохая стратегия.

4. Агентства, у которых есть своя база супербэкеров (то есть постоянной аудитории KS). Как я говорил выше, KS имеет постоянную аудиторию, которая покупает практически все! От инновационной ручки и циркуля до «машины времени». Им неважно, что покупать — важно, насколько эмоциональна ваша компания. Так вот, у некоторых агентств есть несколько тысяч таких потребителей. Если ваш продукт — что-то массовое, «фановое» и простое, то вам они подойдут.

5. Платформы, организующие публикацию в СМИ за % от продаж с этой публикации. Процент вы выбираете сами, и чем он больше, тем охотнее про вас пишут. Это подходит только когда вы уверены, что самостоятельно уже прошуршали всевозможные издания.

Мой вывод: первый вариант хорош, так как вы в первую очередь получаете ментора, который помогает избежать многих подводных камней. Нам позволил бюджет и стратегия поработать с компанией за 35% от трафика, это безусловно дорогой источник, но нам было важно посмотреть, на настройку других компаний. Варианты с супербэкерами, организацией кампании под ключ и платформами для СМИ для нас были малоэффективны.

Подготовка к старту

Желательно начинать за 3−4 месяца, работа будет в нескольких направлениях:

1. Организация сборов, юридическая часть. KS ужесточил политику выхода на сбор средств, главная цель ограничений — отсечь мошенников. Кроме резидентства в определенной стране, нужно соблюсти еще ряд условий.

Рассмотрев все варианты, мы открыли юрлицо в США — это можно сделать без личного присутствия (например, сервис Stripe помогает открыть компанию тем, кто выходит на Kickstarter, но помогает далеко не всем — особенно редко компаниям из СНГ). Нам повезло.

Следом, чтобы продолжить верификацию создателя проекта на платформе, нужен номер SSN (карты соцстрахования) гражданина США. Понятно, что кому попало, тем более для KS, ни один американец номер своей страховки не даст. Нам пришлось задействовать возможный и невозможный «нетворк», чтобы найти такого человека.

Но это тоже не все. Последним шагом будет выпуск банковской карточки на члена правления и ввод данных карточки в кабинете KS. Только после этого вы можете отправить на проверку саму страницу.

2. Покупка трафика. За несколько месяцев нужно собирать лояльную аудиторию. Это необходимо, чтобы в первые дни вы сделали максимум всех сборов — что привлечет органический трафик платформы и внимание журналистов, и тем самым даст еще +20−30% сборов. Это тривиальная закупка рекламы в Facebook и Instagram, бесконечное создание креативов и аналитики. Также часть трафика оседает в ваших группах в соцсетях. Для покупки трафика мы обратились к белорусской компании, которая сработала лучше, чем профильный консультант.

3. Работа с аудиторией, которая «осела» в соцсетях. Тут состоялся наш очередной и, как я считаю, ключевой промах. Нужно запускать интерактив и любыми способами втягивать аудиторию в коммуникацию, тем самым расширяя базу лояльных потенциальных бэкеров. По статистике, 2−5% базы купит продукт в первые дни. Чтобы этот процент увеличить, нужно предложить активности, розыгрыши и т.д. Мы это не реализовали в силу незнания и ограниченности ресурсов.

4. «Упаковка» страницы проекта на KS. Самое важное — это видео, которое нам тоже успешно сделала белорусская компания. Видео смотрят все. Дальше важны красивые рендеры продукта и работающий прототип, гарантия того, что вы не мошенник (фото команды, обновления и т.д.) и еще немного видео и «гифок». Все остальное пользователь промотает и в лучшем случае перейдет в раздел FAQ. Весь ваш контент должен быть написан на хорошем английском — не пренебрегайте помощью native speakers.

Страницу перед запуском проверит сам KS. Скорее всего, он найдет недочеты и вы потратите еще 3−14 дней на исправление.

5. Работа с прессой. У нас было порядка 200 контактов журналистов — конверсия получилась 10%. Не пишите журналистам сухие обращения — они люди, которым пишут ежедневно сотни таких, как вы. Немного юмора помогут вам достучаться до нужного человека.

Нажмите, чтобы увеличить:


Скриншот письма Тимофея Липского журналисту. Предоставлен автором

Пресс-релиз должен быть прикреплен к письму и полностью готов к публикации. Скорее всего, перед стартом 99% журналистов проигнорируют ваше сообщение и подтянутся только когда вы соберете деньги, как это было у нас. Мы купили 2 статьи и получили с них приблизительно такой же отклик, как от бесплатных. Кстати, публикации в СМИ показали себя как самые дешевый канал, лид получился выгоднее, чем где-либо.

3 дня кампании

В эти дни вы скорее всего соберете половину всей суммы. Для старта у вас должна быть «заряжена» рассылка для всей вашей базы, за сутки, за 1 час и в момент старта. Вы должны максимально подключить личные связи и социальные сети, сделать еще одну рассылку по всем СМИ, в этот момент платная реклама в FB и Insta должна быть заряжена максимальным бюджетом на вашу самую выгодную аудиторию, с самыми качественными метриками.



Потом остается ждать и контролировать ТОП вашей категории на платформе. Кстати, после нескольких дней в топе мы еще получали покупки, но уже поменяли категорию на KS с wearable на product design, чтобы дольше оставаться в ТОПе. Так же мы баловались с часовыми поясами, в зависимости от времени суток проект был из NY, а позднее из CA.

Цель всей кампании нужно ставить такую, в которой вы уверены на первые 3 дня. Это высчитывается по формуле: 5% от вашей базы по среднему чеку + 30% от пользователей самой платформы + 10−20% ваши личные связи. Мы этого не сделали, но я бы сразу запустил рассылку с помощью агентств, обладающих большой базой «супербекеров». Когда за 3 дня вы сделаете цель, о вас начнут писать и дальше задача — поддерживать интерес еще на 4 недели.

«Жизнь» проекта после 3-х дней

А дальше у вас падают суммы сборов за день, вы расстраиваетесь, но это нормально. Теперь важно делать апдейты, менять страницу Кикстартера, если у ваших бэкеров есть вопросы, делать прямые трансляции на самой платформе, активно отвечать на сообщения и комментарии. Это обязательно нужно делать, чтобы бэкеры не отменяли свои предзаказы — а они будут отменять. Иногда суммы отмен будут равны сумме предзаказов за день.

Например, у нас каждую неделю были «лайвы», на некоторых я подтягивался и отжимался, чтобы доказать свою компетентность спортсмена. Пример:


Также одна из историй была связана с отсутствием команды на странице — мы это сделали специально, чтобы не раздражать американцев белорусскими именами. Отсутствие описания команды вызвало такой шквал негатива, что за следующие сутки мы и сфоткались, и написали полную историю команды, и залили мое мотивационное видео годичной давности (см.ниже). Это сработало.

Кроме прочего, важно не останавливать платную рекламу в социальных сетях, активно писать СМИ, подогревать лояльную аудитории в соцсетях каким-либо челленджем. По итогу это позволит минимум в 2 раза увеличить итог первых дней.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Выводы

1. У вас обязательно должен быть бюджет — как минимум столько, сколько вы планируете собрать за 3 дня.

2. Лучше заранее создать сообщество амбассадоров вашего продукта. Это увеличит приток людей в первые дни и сгенерирует дополнительный, бесплатный трафик.

3. Максимально упростите продукт, если это не противоречит вашей стратегии.

4. Не врите и не пренебрегайте общением с аудиторией.

5. Работайте с прессой сами. Часто будут задаваться конкретные вопросы про продукт, а лучше вас никто об этом не расскажет. Также не стоит бояться быть навязчивым.

6. Лучше наймите native speakers для проверки всего вашего контента.

7. Не ставьте большую цель — бэкерам она не важна, а для PR критически важно собрать ее в первый день-два.

Журналистка Gizmodo Келси Кемпбелл-Доллан анализ рынка краудфандинг-коучей — людей и компаний, которые за плату помогают правильно оформить кампанию на Kickstarter или Indiegogo. Представители интернет-магазина Madrobots перевели этот материал для ЦП.

Как вам такая занятная статистика: бейкеры Kickstarter вкладывают около $1,5 млн каждый день. Краудфандинг давно стал большим бизнесом, даже невзирая на свой «народный» имидж. О серьезности вращающихся там сумм говорит и появление специальных компаний и профессионалов, готовых помочь заработать на идее. Разумеется, не бесплатно.

В этом году Kickstarter исполнилось пять лет, а его несколько хаотичному «братцу» Indiegogo уже около восьми. Существует и еще пара десятков сайтов подобной направленности, но один только Kickstarter за эти 5 лет профинансировал более 70 тысяч проектов на $1,3 млрд. Это хорошо для стартапов и вольных художников, но для легкомысленного «инвестора» большинство проектов представляют вполне реальный риск.

Столь лакомые возможности и условия краудфандинга привлекли в индустрию десятки сервисных организаций, предлагающих всестороннюю помощь с проектом за некоторое вознаграждение. Например, есть компания TeeLaunch , которая может взять на себя печать на футболках и их рассылку всем вашим бейкерам. Или BackerKit — эти ребята проконтролируют своевременную доставку готового продукта. Но, прежде чем рассылать футболки и посылки, вам нужно продать себя миру. Сделать хороший шаг на пути к успеху как раз и помогают необычные агентства.

Королева краудсорсинга

Алекс Дэли никогда не ставила перед собой цели работать над чужими стартапами. Она — режиссер, и однажды провела крайне успешную кампанию по сбору средств на документальный фильм. Настолько успешную, что после этого люди стали спрашивать ее совета по запуску собственного проекта. Сегодня за ее плечами десятки успешно проведенных кампаний, и собственное агентство Vann Alexandra может похвастаться 100% успехом. Сама Алекс считается кем-то вроде вундеркинда по части продвижения идей творческих людей в интернет-сообщество.

The Standards Manual , клиент Vann Alexandra

Предположим, вы хотите собрать денег на реализацию нового гаджета. Дэли и ее команда могут взять на себя практически любой аспект будущей кампании, и начнут они намного раньше публичного старта. Например, команда запишет красивое эмоциональное видео (очень важный момент), найдет правильные блоги и другие средства для рассказа миру о вашей идее.

Если у предпринимателя нет даже Twitter и страницы на Facebook — агентство все это организует. Нужен мастер-класс по презентациям или требуется интригующее описание — Дэли и ее команда к вашим услугам. Если проект уже получил финансирование, ребята поддержат и с продажами, взяв на себя управление заказами и проведение платежей.

Впервые я услышала о Vann Alexandra, когда агентство связалось со мной насчет пары дизайнеров, о проекте которых я как-то написал. Из любопытства я спросил Дэли, как бизнес краудфандинга сказывается на ее небольшой бруклинской компании.

Как оказалось, очень даже неплохо сказывается. За этот год они помогли кампании Нила Янга в продвижении музыкального сервиса (собрано $6 млн), и обеспечили сайт журналистских расследований Bellingcat искомыми $81,8 тысячами. Агентство не раз участвовало в сборе инвестиций на документальные фильмы, и даже отметилось в проекте «игровой консоли» для собак CleverPet ($180 тысяч).

Еще один клиент Vann Alexandra —

У Дэли набрался уже довольно внушительный «послужной список», и теперь они стараются участвовать только в наиболее перспективных кампаниях. Алекс говорит, что оценивает успех проекта интуитивно, при этом полагаясь на простое уравнение «финансовая цель, делённая на число фанатов».

«Я поняла, что широкую известность в социальных сетях нельзя считать ключом к успеху», — говорит Дэли, — «Нужно изучать интересы этих людей, чтобы понять, сколько их них принесут реальную прибыль». У нее удивительный талант находить отличные идеи режиссеров, художников и дизайнеров (отнюдь не лучших «продажников»), и выбирать для них правильную дорогу к сердцам интернет-аудитории.

Заплати, чтобы заплатили тебе

Но вряд ли у человека, использующего Kickstarter для финансирования, есть свободные средства на услуги агентства. Тогда как Vann Alexandra зарабатывает деньги? Это зависит от конкретного проекта. Раньше агентство просто брало некую комиссию с каждой успешной кампании, но сейчас Дэли обычно договаривается о фиксированной оплате и дополнительных комиссионных, в зависимости от целевой суммы проекта. Конечно, принимается в расчет объем работ и размер команды для продвижения продукта.

Проект Gramafon

Наконец, заказчик может согласиться на фиксированную комиссию около 20% от всего сбора. Если речь идет о многомиллионных кампаниях, то это очень приличный доход.

Я поговорила и с другой сервисной компанией Agency 2.0 , задав им те же вопросы. Крис Оленик, сооснователь агентства, как раз собирался принять участие в конференции Indiegogo Hardware Demo Night , которая выглядела хорошим местом для знакомства предпринимателей по направлению hardware&tech.

Оленик в бизнесе с 2010 — тогда как раз завершилась его кампания на $233 тысячи по сбору средств на съемки фильма о футболисте Jay DeMerit. С тех пор он помог нескольким проектам заработать более $1 млн. Это были, в основном, различные гаджеты, вроде «умной ручки » и Touch Pico . Agency 2.0 предлагает практически те же услуги, что и Vann Alexandra, но работает исключительно за комиссионные. Если вы не зарабатываете денег, никто из них не будет с вами работать.

Клиент Agency 2.0, TouchPico

И Vann Alexandra, и Agency 2.0 можно назвать «законодателями мод» в зарождающейся индустрии. Их доход тесно связан с вашими амбициями, и подобное партнерство делает агентства напрямую заинтересованными в успехе проекта.

Хотя есть и более дешевые, не столь персонифицированные способы получить помощь и дельный совет. За скромные $349 CrowdFundBuzz скорректирует ваши планы, разошлет информацию известным блогерам, проведет веб-аналитику, и поможет с продвижением в социальных сетях. Или вот компания предлагает разовую консультацию за $94. За не менее скромные $200 некие товарищи подготовят страницу проекта и подготовят пресс-релиз (правда, уже за $250).

Продажа воздуха несуществующих продуктов… пока несуществующих

Работа Vann Alexandra и Agency 2.0 напоминает деятельность обычного рекламного агентства: они берут некий продукт и разбираются как бы его лучше представить людям. Но есть нюанс — зачастую агентства работают с еще не воплощенными идеями.

Проект Equil — им тоже помогли Agency 2.0

В этом заключаются как плюсы, так и минусы краудфандинга. Если учесть их взрывную популярность и минимальные входные усилия, то неудивительно, что некоторые предприниматели не выполняют свои обещания. За примерами далеко ходить не надо: чехол для iPhone PopSockets так и не добрался до пользователей, а левитирующая клавиатура Levitatr не нашла физического воплощения. Или вот окружной прокурор из Вашингтона выдвигает обвинение против компании, обманувшей своих пользователей с игральными картами на Kickstarter.

Все это привычные истории эпохи краудфандинга. Дэли говорит, что сама она не сталкивалась с такими неприятностями, но вообще это обычное явление: «Некоторые предприниматели не думают до начала кампании о стоимости доставки, налогах и стоимости производства». В то же время, у Agency 2.0 уже есть собственный печальный опыт — проект смартчасов Kreyos .

Проект GoKey

Хотя многие предприниматели проходят через такие довольно типичные проблемы, но Kreyos основательно подкосили постоянные задержки и проблемы с производством. Когда первая партия часов добралась до пользователей, выяснилось, что практически все разрекламированные функции нормально не работают. Молодой основатель Kreyos, Стив Тан , наобещал слишком много и неверно оценил свои возможности. Как недавно прокомментировал ситуацию Эрик Лимер из Gizmodo, это был закономерный результат «абсурдно малого бюджета, фантастических обещаний, неоправданно низкой цены, и работы с непроверенным поставщиком».

Для Agency 2.0 случай с Kreyos был шоком. Оленик видел ранний прототип этих «умных часов»: «похоже, покупателям разослали прототипы, а не законченные устройства. Это весьма неприятно для бейкеров, и мы просто обязаны предотвратить появление подобных кампаний в будущем».

Теперь компания Оленика внимательно исследует каждый проект потенциального заказчика на выполнимость и требует наличия действующего прототипа перед подписанием договора. Оленик сравнивает свой подход с рейтинговой системой банков и страховых компаний: «Только так и можно отсеять нежизнеспособные идеи. Мы представляем интересы только стабильных партнеров».

ChargeAll , еще один заказчик Agency 2.0

Определенно, на Agency 2.0 нет вины за то, что они помогали обрести известность молодому предпринимателю. Если бы проект Тана выглядел не так «гладко и профессионально», с учетом реалий разработки и производства подобного устройства, — получил бы он столько денег бейкеров? Должны ли все агентства придирчиво оценивать жизнеспособность проектов своих заказчиков? Если да, и они с этим справятся, то не превращает ли подобный подход сервисные организации в полноценных партнеров по бизнесу?

Основная продвигаемая Kickstarter и Indiegogo ценность — это возможность для любого простого парня «пробиться в свет», минуя оценки и бюрократию. Теперь же это не всегда так. Сегодня многие кампании инициируются известными организациями под чутким руководством специальных агентств. Хотя роль инвестора и потребителя в краудфандинге по-прежнему неизменна. Бейкеры все также подвержены риску неоправданных ожиданий или вообще не запустившегося проекта. Фактически, все, что у них есть — это эмоции и кредитные карточки.

Что делать, когда есть идея, но нет денег на ее реализацию? Запускать кампанию на Kickstarter, конечно же! Портал «ЗаграNица» собрал для вас информацию о платформе и распространенных ошибках, а также поговорил с нашими соотечественниками, успешно получившими там финансирование

Для тех, кто не в курсе, Kickstarter - это платформа для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов. Работает она по схеме краудфандинга, то есть добровольного финансирования заинтересованными пользователями. Человек, который выделил деньги на понравившийся проект, получает за это определенное вознаграждение (обычно бесплатный экземпляр товара). Эта схема хороша для привлечения инвестиций до $50 тысяч.


Фото: shutterstock

Как это работает?

Схема выглядит приблизительно следующим образом: у вас есть идея, вы размещаете ее описание на Kickstarter, указываете срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать, и ждете. Следует сказать, что ждете вы не пассивно.

Артем Старостенко, СЕО Verge

Главная причина успеха нашей последней кампании - это успехи предыдущих кампаний. Есть уже своя аудитория с прошлых проектов, которая пополняется новыми участниками уже на самом «Кикстартере». А еще хорошее оформление - это как внешний вид человека.

Фейлы тоже случались. Первый проект не был успешным. Потом заново его запустил, и уже со второго раза получилось. В первый раз поставил слишком высокую цель по сборам

В это время лучше запустить какую-нибудь пиар-кампанию в социальных сетях, чтобы о вашей идее узнали как можно больше людей и захотели материально поспособствовать вам в ее реализации.

Собрал - не собрал

Исхода тут всего два: если ваш проект не собрал заявленную сумму к указанному времени, деньги возвращаются спонсорам, а если собрал - перечисляются на указанный вами счет после вычета некоторых комиссионных платежей.

Основатели: Артем Старостенко, Украина

Суть: Оригинальные браслеты, изготовленные вручную, с креплением в виде якоря. Аксессуары выполнены из кожи или каната и латуни.

Сколько собрал: $63 613

Распространенные ошибки

Во-первых, даже самому хорошему проекту требуется маркетинг. Запуск кампании нужно осветить в СМИ, соцсетях и email-рассылках. Не бойтесь проявлять фантазию и принимать неожиданные решения.

Основатели: Иван Клабуков, Алексей Останин, Россия

Суть: Устройство Hudway Glass позволяет транслировать информацию со смартфона на специальное прозрачное стекло в поле зрения водителя. Подсказки об опасных поворотах, дорожной ситуации или ограничении скорости отражаются на поверхности и не требуют отвлечения автомобилиста на неудобный экран смартфона.

Сколько собрал: $622,785

Еще одна деталь - прорабатывайте маркетинговую стратегию еще до запуска. И не пытайтесь угодить своим продуктом сразу всем. Так вы, скорее всего, не угодите никому. Определите свою целевую аудиторию и работайте с ней.

Иван Клабуков, сооснователь и руководитель компании HUDWAY

Причины успеха кампании всегда сложно описать, даже после самой кампании. Я думаю, простота идеи, комфортная цена и попадание в «боль потребителя». Мы, конечно, целенаправленно туда били - видимо, попали.

Главный фейл был в работе с прессой. Мы с ней должны были начать сотрудничать за месяц до старта, но по факту начали только с середины запущенной кампании. Сейчас сложно оценить, много ли это дало, но думаю, результаты могли бы быть еще лучше. Также мини-фейлы были с подготовкой апдейтов и стречголов - их тоже надо было продумать до старта кампании. Мы всё делали уже по ходу - поэтому многие апдейты выходили с явным опозданием

Во-вторых, заинтересуйте пользователей достойным вознаграждением. Чаще всего за небольшую инвестицию предлагают свой же собственный продукт.

Основатели: Артем, Гера и Егор, проект Age, Украина

Суть: Стильные мужские аксессуары и кожаная кобура для телефона и бумажника. Последняя имеет крепление, как у героев вестернов, но вместо револьверов там удобно хранить смартфон, деньги или визитку.

Сколько собрал: $84 647

Однако его цена должна быть ниже средней рыночной, иначе пользователю незачем покупать его прямо сейчас - он может подождать официального запуска.

В-третьих, тщательно изучайте ситуацию на рынке и, собственно, на платформе. Следите, чтобы одновременно с вами не запускался еще какой-то схожий продукт, который может составить вам сильную конкуренцию.

К примеру, если вы хотите собрать деньги на выпуск игры, постарайтесь, чтобы одновременно на Kickstarter не собирала деньги какая-нибудь известная компания, которая затмит вас и ваш проект.

Основатели: Андрей Скоп, Украина

Суть: Минималистичный компактный кошелек из натуральной итальянской кожи. В развернутом виде представляет собой букву «Т» с небольшим кармашком для карточек. Также дополнительно можно приобрести холдер для ключей и застежку для удобного хранения наушников.

Сколько собрал: $5 808

Что дает Kickstarter кроме денег?

Помимо привлечения денег, платформу можно использовать для изучения рыночного спроса, оценки привлекательности вашего продукта для целевой аудитории, а также его продвижения.

Андрей Скоп, основатель проекта BORDO

Думаю, положительный результат мне обеспечил хороший продукт, так как остальные стороны проекта были слабые. Важно сделать что-то интересное и полезное. И, конечно же, не забывать о качестве.

В целом ошибок было допущено очень много. В первую очередь из-за отсутствия опыта в данной сфере. Когда делаешь что-то впервые, трудно предугадать ход событий. Нужно больше планирования и проактивности, плюс квалифицированная команда. А еще лучше, чтобы в этой команде был человек, который уже имел удачный опыт на «Кикстартере» - тогда многих ошибок можно избежать

О нем узнают, заговорят, и, возможно, у вас даже появятся первые клиенты. Таким образом, Kickstarter - это еще и хорошая рекламная площадка.

Успешных вам кампаний и реализованных проектов!