Этичный бизнес. Этика бизнеса в России. Профессиональная этика бизнеса. Отношения с клиентами

Этика бизнеса как отдельная научная отрасль возникла в США во второй половине прошлого века и уже к 70м годам развивалась «семимильными шагами». Ее возникновение и развитие было обусловлено возникшей общественной потребностью осмыслить те морально-нравственные нормы и отношения, которые возникли в предпринимательской или бизнес-среде. А если быть точным, то ближе к середине 20 века все чаще стали обнаруживаться факты коррупции среди американских госслужащих. Это повлекло за собой понимание того, что нарушение этических норм отдельными лицами чревато разрушением социальных связей, а также подрывом доверия к бизнес-сообществу в частности и к государству в общем.

Конечно, естественное развитие нравственности и деловой морали, применяемых в мировой и отечественной бизнес-практиках, происходило значительно раньше - одновременно с развитием предпринимательской деятельности в социуме формировались и утверждались морально-этические точки зрения на деловые взаимоотношения.

Но именно в последние годы этика бизнеса привлекает сосредоточенное внимание все большего количества социологов и исследователей, управленцев и менеджеров, представителей общественных организаций и др. Курсы по основам деловой этики сегодня читаются практически в каждой школе бизнеса. Современная деловая среда, а также ее бизнес-сообщества (бизнесмены и предприниматели всех уровней, политические деятели, представители общественных и некоммерческих организаций) все больше понимают назревшую необходимость в увеличении степени моральной ответственности на всех ее уровнях, поскольку именно такого рода ответственность является ценной составляющей бизнеса с максимально высокими показателями рентабельности.

Принципы современного бизнеса среди прочего включают в себя оценку репутации деловых партнеров, следование этическим нормам взаимодействия и сотрудничества, корректность и этическую целесообразность применения санкций и т. д. Также все большее значение приобретает социальная ответственность бизнеса, подразумевающая под собой улучшение благосостояния общества, соблюдение законодательства, выполнение взятых на себя обязательств.

Так, постепенно этика бизнеса приобрела статус актуальной научной дисциплины, сферой применения которой стало понимание возможных последствий принятых или принимаемых управленческих решений.

В реальной жизни под этикой бизнеса понимается достаточно сложное сочетание смежных дисциплин. Этим и объясняются сложности в ее хотя бы условной классификации, систематизации, а также в теоретическом освоении и даже в понимании.
При современном подходе, бизнес-этику принято рассматривать на стыке таких наук, как культурология, психология, социология, философия и др. Ученые и общественные деятели, занимающиеся изучением этого вопроса, определяют эту научную отрасль исходя из того, какая из общественно-социальных наук лежит в ее основе.

Однако, сегодня под этикой бизнеса традиционно понимается соблюдение морально-этических принципов при самых разнообразных деловых обстоятельствах, а также возможные последствия от нарушения общепринятых этических норм и требований.

Этика бизнеса и ее предметная область

В весьма распространенном понимании под этикой бизнеса подразумеваются некие обычаи делового этикета или нормы служебного поведения. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но она совершенно не отражает всего масштаба предметной области данной научной дисциплины. В действительности же, она является комплексным научным разделом, изучающим самые разнообразные проблемы, которые скрывает в себе деловая среда, а также этические аспекты деятельности таких экономических единиц, как индивид, обособленная социальная группа, организации и корпорации, государства и даже сообщества международного охвата.

Этика бизнеса изучает и исследует ценностно-нормативные стороны взаимодействия внутри бизнес-сообществ и между ними. Грани этого взаимодействия тесно связаны и являют собой огромный, просто гигантский комплекс смежных дисциплин, а спектр проблем, рассматриваемых этикой бизнеса обширен и разнообразен.

Например, деловая этика изучает такие вопросы, как:

  1. Социальная ответственность бизнес-сообществ;
  2. Модели социальной ответственности в отечественной и мировой практике;
  3. Cоциальная справедливость как гарант социальной ответственности бизнеса;
  4. Современный менеджмент и методы управления организациями;
  5. Морально-нравственные аспекты использования бизнес-информации и конкурентная борьба;
  6. Нарушения в части трудового законодательства и прав человека;
  7. Соблюдение или нарушение правоустанавливающих норм;
  8. Участие бизнеса в спонсорских или благотворительных проектах;
  9. Дискриминация по различным признакам;
  10. Морально-нравственный климат внутри организаций и модели поведения участников деловых сообществ;
  11. Коррупция, мошенничество, воровство в различных бизнес-отраслях;
  12. Проблемы теневых экономических взаимодействий;
  13. Нравственно-этические аспекты коммерческой рекламы;
  14. Принципы справедливой конкуренции и их нарушение;
  15. Нечестные методы ценообразования;
  16. и другие.

Взаимодействие деловой этики с другими научными областями

Поскольку этика бизнеса в своем общем понимании переставляет собой некий комплекс смежных дисциплин, то существует необходимость рассматривать отдельно элементы, ее образующие, взаимосвязь между ними, а также и возможные результаты от данного взаимодействия.

  • Взаимосвязь с философией

Традиционно этика, в том числе и деловая, рассматривается под углом зрения философских дисциплин, в основе которых лежит мораль и ее основные принципы. Нормы бизнес-отношений основываются, в том числе, и на нормах морали и нравственности, признанных в общечеловеческих отношениях. При этом несмотря на тесную связь с общечеловеческими морально-нравственными нормами, принципы деловых отношений могут быть обусловлены и профессиональными особенностями. Например, адвокатская практика предполагает неразглашение сведений клиента, даже если какие-либо факты из личной жизни клиента противоречат общепринятым морально-нравственным ценностям и нормам.

  • Взаимосвязь с социологией

Этика бизнеса развивается бок о бок с социологией в части социального взаимодействия между бизнес-средой и обществом в целом. К примеру, в данном случае особенно актуальна социальная ответственность бизнеса в любом своем проявлении.

  • Взаимосвязь с психологией осуществляется на уровне межличностного взаимодействия

Знание закономерностей и особенностей межличностного общения позволяет деловые взаимоотношения (с коллегами, партнерами, подчиненными, руководством, акционерами или учредителями, с клиентами и т. д.) выстраивать с большей эффективностью и успехом.

  • С культурологией деловую этику связывают культурные, национальные, религиозные и т. д. особенности взаимодействия, которые в ощутимой степени могут определять и влиять на нормы, порядок и принципы в бизнес-практике.
  • С конфликтологией деловую этику объединяет необходимость знать особенности и способы разрешения всевозможных корпоративных конфликтов как внутри любой организации, так и за ее пределами, во внешнем мире.
  • Взаимосвязь с основами менеджмента обуславливается необходимостью достижения конкретных бизнес целей в условиях острой конкурентной борьбы, используя имеющиеся экономические и социальные ресурсы.

Основные составляющие элементы этики бизнеса

Под элементами бизнес-этики понимаются некие социальные категории, определяющие ее основную суть.
Так, к основным элементам деловой этики относят:

  1. Принципы делового взаимодействия. Это основополагающие нравственные положения, имеющие непосредственное влияние на профессиональную деятельность. Очень часто основные принципы делового взаимодействия обсуждаются, коллегиально утверждаются и фиксируются в каком-то документе (например, декларация, хартия, кодекс или договор). Как правило, подобный документ не обладает каким-либо юридическим статусом, но неофициально ему все же присваивается «положение» некоего нравственного закона. Соблюдение принципов взаимодействия согласно основным правилам делового общения может гарантировать безупречную репутацию, имеющую колоссальное значение в бизнес-сообществе.
  2. Моральные общественные нормы. Нормы, регулирующие или регламентирующие взаимоотношения исходя из социальных и моральных принципов. Например, своеобразные и неписаные нравственные законы, которые воспроизводятся в обычном и повседневном поведении людей в определенном обществе.
  3. Общеустановленные правила поведения, предполагающие некую упорядоченную последовательность человеческих поступков в тех или иных обстоятельствах, независимо от того, постоянные ли это или измененные условия. Достаточно часто случается, что правила, с их нравственной точки зрения, вступают в противоречия с экономическими преимуществами. И в данном случае добросовестные бизнесмены принимают решения, руководствуясь моральными убеждениями.
  4. Принципы служебных взаимоотношений - общность морально-административных норм, обуславливающих характер взаимоотношения между руководителями и подчиненными, между коллегами, сотрудниками и клиентами и т. д.
  5. Межличностные отношения, которые обусловлены самыми разнообразными явлениями, возникающими по ходу развития деловых взаимосвязей.
  6. Права человека в рамках трудового и профессионального законодательства.
  7. Стиль руководства как один из элементов профессионально-деловой этики, так или иначе, сопряжен с формальными и неформальными правилами взаимодействия с подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами, конкурентами и т. д. с точки зрения морально-нравственных аспектов сотрудничества и взаимодействия.
  8. Так же, как и стиль руководства, общая культура управления тесно сопряжена с этическими бизнес-нормами, предписаниями и условиями.
  9. Деловая этика в вопросах разрешения конфликтных и спорных ситуаций, являющихся практически постоянным спутником непрерывного взаимодействия между людьми.
  10. Деловая философия как элемент бизнес-этики предполагает под собой комплекс неких внутриличностных убеждений, которыми руководствуются бизнесмены или предприниматели в процессе свой профессиональной деятельности.

Безусловно, каждый из перечисленных элементов обладает собственным уникальным значением и прекрасно может существовать сам по себе без привязки к единому комплексу или своду морально-этических норм. Однако, находясь в тесной взаимосвязи между собой, любая социальная категория из перечисленных либо какая-то другая, не включенная в данный список, обретают дополнительную значимость и формируют достаточно сложную систему взаимоотношений, из которой, в свою очередь, и складывается бизнес-этика в ее традиционном понимании.

Функции деловой этики и ее структура

Принципы бизнес-этики, в первую очередь, опираются:

  • на уважение интересов своей организации;
  • на уважение интересов всех остальных участников рыночных отношений;
  • а также на признании общественных интересов в целом.

Социальная роль этических деловых взаимодействий выражается в возможности достижения благ предельно большим количеством соучастников рынка, а также в получении равнозначных возможностей доступа к ним.
Так, искажение рыночных отношений, повышение всевозможных рисков и трансакционных издержек вызывают такие действия, как:

  • несоблюдение прав;
  • хищение закрытой информации;
  • недостоверная реклама и ее распространение;
  • использование коммерческого шпионажа;
  • получение выгодных или привилегированных заказов, минуя тендерные процедуры;
  • многие другие.

Деформацию взаимоотношений на рынке труда вызывают такие явления, как дискриминация или практика по «переманиванию мозгов».

Вся эта и подобная ей практика дискредитирует этичные нормы поведения на рынке, разрушая его. Поэтому деловая этика в своей основе имеет некий социальный контракт (неформальное соглашение о приемлемых нормах поведения) и социальную ответственность бизнеса.
Говоря о структуре бизнес-этики, выделяют три иерархические ступени.

1. Гипернормы или уровень мирового масштаба. В основу этих норм заложены общечеловеческие ценности. И в самом лаконичном изложении их сводят к:

  • задачам, которые формулирует социальная бизнес-ответственность;
  • задачам, сопряженным с модернизацией технологических процессов и методами производства;
  • к вопросам по обращению с окружающей средой;
  • к проблемам, сопряженным с ростом доверия к бизнесу и с отказом от каких-либо противозаконных действий;
  • и др.

Особое значение предается моральным обязательствам организаций в отношении таких категорий, как покупатели и клиенты, партнеры и поставщики, работники предприятий, владельцы бизнеса и инвесторы, конкуренты, а также местное население.

2. Этические нормы в отраслевом масштабе или в диапазоне национальной экономики - макроуровень. К этому иерархическому уровню в общей структуре бизнес-этики относят этические нормы, применяемые или реализуемые в отраслевых либо национальных бизнес-сообществах. Говоря об этических нормах, деловая среда данного уровня чаще всего акцентирует внимание на сложностях в части уважения частной собственности, на проблемах честной рыночной конкуренции, на подлинности бизнес-информации, на существующих проблемах дискриминации по разнообразным признакам на рынке труда.

3. Морально-этические нормы в масштабах одной организации - микроуровень. На данном иерархическом уровне рассматриваются взаимоотношения между людьми в рамках деятельности одной отдельно взятой организации (сотрудники, клиенты, партнеры, поставщики, руководство, владельцы бизнеса и т. д.). На микроуровне чаще всего разрешают проблемы, связанные с личными этическими проблемами.

Законы деловой этики относятся к категории неписаных рыночных законов. Регулирование взаимоотношений, с точки зрения морально-нравственных норм, в какой-то степени имеет влияние на юридические, экономические, а также социально-психологические аспекты взаимодействия участников рынка.

Современный бизнес все больше стремится к следованию этическим нормам и правилам, понимая их важность не только с позиции общественного одобрения, но и с точки зрения возможных последствий в случае несоблюдения принципов морали и нравственности.

ВВЕДЕНИЕ

Целью написания реферата являлся анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России.

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического

релятивизма, согласно которой для каждой референтной

группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем

поведении ориентируется данный субъект) характерны свои

особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе.

Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭТИКА

В России в последнее время проблемы этики бизнеса также вышли на передний план. Учебные курсы по данной проблематике являются составной частью учебных планов вузов, других учебных заведений, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего – в предпринимательстве.

Г. Форд считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Суть фордовской экономической этики в том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе.

Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это – адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями ее формирования являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс

«Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

Следующим переломным моментом стал кризис 1929–1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие принципы:

Он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

Исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют

работать;

Верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

Признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

Уважает любую собственность, общественные движения;

Уважает профессионализм, компетентность и законы;

Ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством.

Рассматривая историю европейской цивилизации, П.Я.Чаадаев отмечал, что «помимо общего всем обличья, каждый из народов этих имеет свои особые черты, но все это коренится в истории и в традициях и составляет наследственное состояние этих народов». Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

Основы российских норм экономического поведения складываются в период становления Московского царства (XV – начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предприми-

мательства для развития государства.

Возвышению Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось основой экономического усиления Московского царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к возникновению нового слоя предпринимателей–купцов. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали…

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п.

И все же этику не следует рассматривать как простое увлечение или веяние моды. Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде, морально-нравственные качества большинства управляющих значительно ниже, чем у представителей других профессий. При этом важно отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей.

Современные концепции

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов России.

В этике бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему. Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются с критериями, используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство).

Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека.

Предположим, ваш дядя болен неизлечимым и мучительным недугом и в результате несчастлив; умирать, однако, он не собирается. Несмотря на то, что он находится в больнице и в течение года должен уйти в мир иной, он продолжает руководить возглавляемым им химическим заводом. Будучи несчастным, он нарочно делает несчастными и своих служащих, намеренно задерживая процесс установки устройств, обеспечивающих безопасную работу на предприятии, хотя прекрасно знает, что из-за этого в следующем году наверняка погибнет по крайней мере один рабочий. Вы, единственный его родственник, знаете, что после смерти унаследуете дело и станете не только очень богатым, но и сможете осуществить свое намерение: воспрепятствовать дальнейшей гибели служащих, установив системы обеспечения безопасности. Вы хладнокровно и расчетливо оцениваете ситуацию и приходите к выводу, что можно тайно и безнаказанно умертвить дядю. С точки зрения теории утилитаризма такое действие было бы правомерным, если бы не привело к нанесению кому-либо ущерба. Убив дядю, вы совершаете обмен: его жизнь - на жизнь рабочих, причем ваш успех одновременно избавит дядю от несчастья и боли; такой результат, несомненно, является полезным. В то же время убийство дяди - грубое нарушение его права на жизнь. Таким образом, следуя положениям теории утилитаризма, приходится сделать вывод: убийство, представляющее собой явное нарушение прав человека, а именно наиболее существенного права - права на жизнь, морально оправданно.

Теория утилитаризма учитывает лишь полезность эффекта в отношении общества в целом, но не увязывает этот результат с результатом распределения полученных благ между отдельными индивидами.

Предположим, я ищу ответ на следующий вопрос: этично или неэтично договориться о фиксированной цене с конкурентом? Согласно теории норм-утилитаризма, я должен начинать анализ с попытки выяснить, принесет ли эта акция больший эффект по прибыли, чем какая-либо иная операция. Но я должен вначале узнать: каковы моральные аспекты заключения договора о цене? После некоторых раздумий, вероятно, появятся следующие варианты правил:

  • - Менеджер не должен договариваться с конкурентами о цене;
  • - Менеджер всегда имеет право встретиться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене;
  • - Менеджеры имеют право встречаться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене только в случае, если, не решив этот вопрос, они понесут убытки.

Какое же из этих трех правил корректно с моральной точки зрения? Согласно норм-утилитаризму. корректно то из них, которое принесет максимум прибыли всем, кто ему следует. Предположим теперь, что, проанализировав экономический эффект всех вариантов решения проблемы о договорной цене, я прихожу к выводу: в конкретных социально-экономических обстоятельствах максимум прибыли будет тогда, когда все будут следовать правилу 1, а не правилам 2 и 3. Следовательно, правило 1 с моральной точки зрения наиболее корректно при его использовании для решения проблемы договорной цены. Теперь, зная, какое именно из правил является корректным с моральной точки зрения, я могу задать другой вопрос: а следует ли совершать данную акцию вообще? Чтобы ответить на него, нужно выяснить, каковы требования корректных моральных норм. Как нам уже известно, корректный с моральной точки зрения вариант образа действий состоит в том, чтобы не договариваться с конкурентами о цене. Следовательно, даже если установление договорной цены может принести прибыли больше, чем ее неустановление, правила этики обязывают воздержаться от проведения акции по фиксированию цены, поскольку этого требуют правила, следуя которым, все получают максимум прибыли.

Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или праве человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

  • 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда - в лице государства - даже содействовать мне).
  • 2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом - значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
  • 3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.

Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.

Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.

  • - Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
  • - Права образуют базу нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.

Права - более совершенный инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества.

Многие исследователи полагают, что категорический императив И. Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка.

Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.

В такой формулировке заключены два критерия корректности-в моральном плане - любого образа действия:

  • - универсальность - личные мотивы должны быть универсальными ("А что если бы все поступали так же?"):
  • - обратимость - личные мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло желать использования этих мотивов другими лицами ("А что если бы я был на его месте?", "А что если бы с тобой поступили так же?").

С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда - как одно только средство".

У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.

Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения "этики справедливости" существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

"Этика справедливости" исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в "этике справедливости". являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, однако, состоит в том. что существует ряд отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Например:

  • -"капиталистическая" справедливость - распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества):
  • -"коммунистическая" справедливость-трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями;
  • - концепция справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в 1971 году книге "Теория справедливости" .

Ролз сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:

  • - Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;
  • - Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы: а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для каждого.