Географическое образование в школе. Новая концепция географического образования

Географи"ческое образова"ние , система подготовки специалистов-географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. «География генеральная¼» нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук , в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

В момент вероятной идеологической путаницы он прославляет географическое образование, которое, по крайней мере, является директивным. Молодежь, которую мы рассмотрим в этой статье, относится не к школам, а к тем, кто рано вступает в контакт с суровыми реалиями жизни: молодежь полей, профессия и фабрики.

Наша география уже не во времена смелых синтезов, смелых и поверхностных приближений. Он долгое время имел дело с суровой реальностью пациентов, упорядоченными конструкциями, требующими надлежащим образом подобранных и упорядоченных материалов в соответствии с продуманным планом, установленным в меру реальности.

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов.

Однако прежде всего следует избегать изучения абстракций, таких как промышленность, сельское хозяйство и т.д. какова же реальность - это разнообразные среды, созданные этими формами деятельности или трансформированные им. Наблюдения, опросы, переговоры сильно поддерживаются картографическим представлением, хорошим выбором изображений и эскизов; которая является лучшей географической документацией. Мы также считаем, что встреча и сотрудничество различных команд - команд студентов, крестьянских команд, рабочих команд дадут интересные результаты.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

Мониторы. - Задача возглавить такую ​​инициативу, очевидно, непросто. Это может быть успешно реализовано только в том случае, если есть настоящие аниматоры, но также руководители или инструкторы сильно зависят от географического метода. Когда мы читаем эти строки, мы можем думать, что мы в значительной степени используем программу, называемую локальной географией. В определенной степени, конечно, поскольку именно наблюдение и изучение местных фактов должно составлять отправную точку, саму основу нашего географического строительства.

Но это исследование местных фактов не так просто, как принято считать. Выбор, который их удерживает, чрезвычайно деликатный; он не только берет на себя большой опыт в регионе, но и требует очень тщательной культуры общей географии, культуру, которую мы считаем, не могут быть приобретены за пределами специализированной подготовки. Другими словами, обучение инструкторов или руководителей команд должно быть доверено только молодым и знающим географам.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Г. о. сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Г. о. для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Этот программный дискурс в пользу географического образования полен двусмысленностью. Затем он резонирует с идеей марехалистов, со своими местными крестьянствами, его командами, организованными по профессии, его иерархией начальников и наблюдателей. Он четко определяет географию как открытие «реальности» и «реальности» в противоположность «смелым синтезам и смелым и поверхностным связям». Не упоминается ли здесь география прошлого или, если не сказать, преподавание истории? Практика наблюдения и опросов мобилизуется для «руководства», «формирования» молодежи.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал Географический институт (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

Методы, безусловно, активны, но обрамлены опросным опросом и сетью наблюдений, а также руководителями или наблюдателями, которые вносят коррективы и руководят работой. Это не креативность, а непосредственная эффективность, которая имеет первостепенное значение. Активная педагогика и авторитарная идеология в сочетании с Уариком, но вкус к усилиям, риску и групповой жизни уже был продвинут во времена Народного фронта и направил досуг.

Хотя школьные программы Виши еще важнее, чем предыдущие для Франции, основное место во всей учебной программе по географии состоит в том, что это всего лишь флексия по сравнению с предыдущими программами. Важность, которую они придают изучению колониальной империи, сама по себе не является новинкой. Этот пример иллюстрирует центральное место в учебных планах изучения Франции и ее империи до, во время и после войны.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

Даже формулировки учебников не сильно меняются в эпоху Виши. Но абзацы о физической географии сохранились, и, прежде всего, география книг людей кажется замороженной в довоенной ситуации. Те же фотографии активных коммерческих портов иллюстрируют книги. Только страницы, описывающие администрацию страны, знают некоторые изменения, но относительно поздно. Законодательная власть принадлежит парламенту, разделенному на палату депутатов и сенат; первый избирается всеобщим избирательным правом, второй - ограниченным избирательным правом.

Он заменяется авторитарным правительством, которое временно проживает в незанятой зоне в Виши. Республика, похоже, не была быстро и с энтузиазмом удалена из книг по географии. Эта перепись подтверждает переписная база учебных пособий Эммануэля. Эти цифры включают все работы, о которых сообщается в школьной географии, включая небольшие ведомственные географические регионы.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

Они не являются исчерпывающими, не принимая во внимание непубличные издания и тома разных гравюр, но они представляют собой очень репрезентативную выборку тенденций школьной публикации книг по географии. Эти школьные программы оказали ограниченное влияние, особенно из-за их короткой продолжительности. Но, смена важности, география отныне соответствует истории с точки зрения графика, наименее установленного графика. Таким образом, идеологическая мобилизация географии Вишинской национальной революцией, наконец, не служила академической и университетской дисциплине, которая послевоенные годы наделяет себя лицензией и агрегированием, отличной от истории.

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

На стороне учебного заведения сторонники педагогики по интуиции и активной педагогике нашли в географии вопрос для уроков вещей, классных прогулок, опросов. Интерес к активным методам в географии является частью движения большей продолжительности, сильно импульсивного под Народным фронтом. В области географии университета, во время войны и в послевоенный период многие географы играют важную роль в консультативных, планировочных и реконструкционных организациях. Если мы добавим к этому всемирно известную французскую школу географии, мы поймем, что то, что изначально было инструментом географии на службе идеологии пейнаистов, превратилось в пропаганду школьной географии и университетская география.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

С момента появления науки география вплоть до середины ХХ века учеными данная дисциплина оценивалась как описательная, при этом ее значение в образовательном процессе необоснованно занижалось, а знания даваемые ею изучающим ее субъектам, оценивались как общие и не имеющие практического значения, как например, знания основ математических предметов. Отношение к данной науке коренным образом изменилось после Великой Отечественной войны, когда ее вклад в победу по достоинству оценили и признали ее огромное практическое значение. В данный период, по мнению Вице-президента Академии наук СССР, председателя комиссии по геолого- географическому обслуживанию Красной Армии академика А. Е. Ферсмана география вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. При этом им было замечено, что «география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком». С данного периода география сделала большой скачок в своем развитии, были созданы мощные образовательные программы, позволяющие учащимся изучать данную науку постепенно, всесторонне погружаясь в ее и впитывая тот огромный потенциал который она представляет для тех, кто ее изучает.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект - характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект - характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект - ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект - может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект - характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект - позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

Таким образом, резюмируя сказанное отметим, что география напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче, как отметил В. В. Путин на съезде Русского географического общества: «география является одной из фундаментальных наук, на которой основывается познание всего окружающего мира» . Главным объектом географических исследований выступает окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Значение географического образования для формирования всесторонне развитой личности трудно переоценить в связи с вышеуказанными аспектами, остается надеется на то, что в ближайшее время новые образовательные стандарты улучшат образовательные стандарты в данной области, продолжая мощные традиции географического образования в обществе.


Полный текст материала Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.