История швейной иглы. История иглы Промышленное изготовление игл


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.



Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.


В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.


Всем, кто интересуется искусством, известен период – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.


Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.





Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.



В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.


В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.







Золотые и серебряные наперстки


Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня ( , ), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.


В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.


Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.



В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.


В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.



Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.


А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.


В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.


Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…


На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.



Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.


Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.


Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.
















Принимая во внимание археологические находки, можно утверждать точно, что история швейных игл начинается достаточно давно, поскольку ими пользовались люди, жившие еще до нашей эры — 40 000 лет назад. Неизвестно, правда, кто именно их придумал и создал, но зато есть данные о том, когда и где появились первые металлические швейные иглы, до этого они были костяными.

Самые древние швейные иглы, изготовленные из металла, археологи обнаружили в Баварии, в Манчинге. Установлено, что время их изготовления – 3 век до нашей эры. Однако не исключена возможность того, что иглы туда могли просто завезти. Ушко швейной иглы того времени было совершенно не таким, как сейчас (привычная для нас — дырочка для нити), просто тупой конец иглы был загнут, образуя таким образом колечко, через которое и проходила нить. Считается, что игла, обнаруженная в Китае, была первой швейной иглой, которую выполнили из стали. И было это в X веке до нашей эры.

Существует две версии того, как швейные иглы попали в Европу. Согласно одной версии, они были завезены в VIII веке людьми мавританского племени, а если придерживаться другой, то иглы в XIV веке привезли арабские купцы.

Важным событием в истории швейных игл стало изобретение дамасской стали, именно из нее стали делать иглы нового поколения. В Европе было открыто в 1370 году первое производство, на котором стали производить швейные иглы (были они без ушка). Делали их вручную, методом ковки. Производство швейных игл повысило свои объемы после того, как для создания проволоки, в Европе стали применять метод волочения (XII век).

В XVI веке (в Германии) метод волочения проволоки становится механизированным (сделать это удается при помощи гидродвигателя), и в изготовлении швейных игл происходит революция. В то время основные производства были расположены в Германии (в Нюрнберге), а также в Испании. В 1556 году, с приходом промышленной революции, предприятия по изготовлению игл появились и в Англии.

Возникновение промышленного производства привело к снижению цен на иглы, что в свою очередь сделало их более доступным товаром, ведь до этого времени портной мог иметь лишь 1-2 иглы, не более. Создание в Англии станков (1850 год), позволяющих делать ушко (то самое, привычное для нас), сотворило настоящий переворот в истории швейных игл и сделало страну монополистом в производстве этого товара.

В Россию стальные швейные иглы завезли ганзейские купцы в XVII веке. А до этого портным приходилось пользоваться железными и бронзовыми иглами. Были и серебряные иглы, но ими пользовались лишь богатые. А вот из золота их не делали, этот металл не подходил для изготовления из-за своей мягкости. В России промышленным производством игл начали заниматься в 1717 году. По указу Петра I две игольные фабрики были выстроены в селах Коленцы и Столбцы (Рязанская область).

Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур шилась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.
Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. (Точнее, метод существовал давно, еще с античных времен, но потом был благополучно забыт). Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.
С XVI века игле было найдено неожиданное применение - с ее помощью стали делать офорты. Офорт - самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился. Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII - испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.
Но вернемся к швейной игле. Настоящее механизированное производство открылось в 1785 году, Европа и Америка оказались наводнены новыми иголками. Любопытный факт: недавно искатели сокровищ обнаружили на побережье Флориды под толстым слоем песка огромный деревянный сундук с надписью "Сан-Фернандо". Подняли архивы и обнаружили, что такое судно действительно затонуло по пути из Мексики в Испанию в середине XVIII века. На борту, судя по описи, находилось товара на сумму около150 миллионов серебряных песо - сумма по тем временам баснословная. Когда сундук был вскрыт, жадным взорам кладоискателей открылось неожиданное зрелище: сундук был полон десятками тысяч матросских игл для латания парусов.

В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар - беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.
Иголка - это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: что у бедняка, что у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.

Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием - с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.

Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить "Крестьянскую девушку за вышиванием" А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина - "Золотошвейка", "За прошивками".
Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!
Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде - слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игол", толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. "Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник:" - пишет историк Е.И.Заозерская.
Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их "коллега" Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их "где приищут и по какой цене похочат". К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.
Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.
С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: "Иглой да бороной деревня стоит". Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: "Я, грешная, низала своими руками".
После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить - дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.
Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд. И вопросов относительно иглы намного больше, чем о других предметах. Почему смерть Кощея на конце иглы? Почему игла никогда не несла на себе декоративной функции, как большинство предметов одежды и аксессуаров, включая булавку? Почему иглу нельзя вкалывать в одежду, надетую в данный момент? Да в любую для хранения вкалывать иголки запрещали еще наши бабушки! Почему нельзя одежду зашивать на себе, а нужно обязательно предварительно снять? Почему иглу ни в коем случае нельзя подбирать на улице, да вообще не рекомендуется пользоваться чужой? Почему при помощи иглы производятся привороты и наводятся самые страшные порчи? Почему любая хозяйка тщательно хранит и прячет свои иглы несмотря даже на то, что их у нее десятки да и стоят они копейки? Этих "почему" много, если привести их все, да еще и приметы со снами вспомнить - никакого блога не хватит.
В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется "Фестиваль сломанных игл". Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня - любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее - все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.
В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные: Для обычных швейных работ и наметывания применяют длинные тонкие иглы, для вышивания хорошо подходят позолоченные - они буквально "пролетают" сквозь ткань. Для тех, кто вышивает обеими руками, есть очень удобные двусторонние иглы. Они имеют отверстие посередине и позволяют прокалывать ткань, не переворачивая иглу. Для вышивки нитями мулине игла должна быть хромированной с позолоченным ушком, чтобы благодаря контрасту легко вдевать цветные нити. Ушко для таких игл делают более длинное, чтобы нитка свободно скользила при шитье и не лохматилась при прохождении сквозь ткань. Для штопки тоже применяют иглы с длинным ушком, но гораздо толще и обязательно с острым кончиком. Для шитья шерсти кончик делают тупым, чтобы не разрывал толстые волокна. Для бисера и стекляруса игла должна иметь толщину чуть не в волос и она должна быть одинаковой на всем своем протяжении, а игла для кожи - толстая и с трехгранной заточкой острия. Гобеленовые иглы делают с большим ушком и закругленным концом, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани. Для вышивки крестом тоже используют похожие иглы. Самые толстые (от 2 до 5 мм) и длинные (70-200 мм) - "цыганские", они же мешочные иглы, используемые для грубых тканей типа парусины, мешковины, брезента и т.п. Они могут быть изогнутыми. Существуют специальные иглы, используемые при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов. Неслучайно один из способов их получения так и называется - иглопробивной. Есть иглы для слабовидящих, в них очень легко вдевать нитку, т.к. ушко сделано по принципу карабина. Появились даже так называемые "платиновые иглы", сделанные из нержавеющей стали и покрытые тонким слоем платины, уменьшающим трение о ткань. Такие иглы сокращают время шитья и не поддаются воздействию масел и кислот, поэтому не оставляют пятен.
Так, как народ постоянно пользовался этим предметом, так и придумывал разные приметы об игле.
Уколоть палец иголкой - считалось для девушки слушать чью-то похвалу.
Если человек потерял иголку без нитки, его ждет встреча с любимым человеком, а если пропажа была с нитью, с ним придется расстаться.
Если на уровне сердца держать крест-накрест две иглы, это защитит от сглаза и наведения порчи.
Наступить на иглу — недобрая примета: предстоит разочароваться в друзьях и с ними разругаться.
Нечаянно сесть на иголку — пережить любовное разочарование и чье-то предательство.
Иголки нельзя дарить - к ссоре; если всё же дарите — слегка уколи того в руку.
Верите или нет вы в приметы, но в то, что иголка незаменимая вещь в нашем доме в это верит каждый.
Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.
Однако неправильным будет думать, что иглы - они только для шитья. Об одних - офортных - мы рассказали в начале. А ведь есть еще патефонные (точнее, были), позволявшие "снимать" звук с бороздок пластинки: Есть игольчатые подшипники как разновидность роликовых. В XIX веке существовало даже так называемое "игольчатое ружье". При спуске курка специальная игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. "Игольчатое ружье", правда, просуществовало не очень долго и было вытеснено винтовкой.
Но самые распространенные "не швейные" иглы - это иглы медицинские. Хотя почему не швейные? Ими хирург как раз шьет. Только не ткань, а людей. Не дай нам Бог познакомиться с этими иглами на практике, а в теории. В теории это интересно.
Для начала иглы в медицине применялись только для инъекций, примерно с 1670 года. Однако шприц в современном понимании этого слова появился лишь в 1853 году. Поздновато, если учесть, что прообраз шприца французский математик, физик и философ Блез Паскаль придумал уже в 1648 году. Но тогда его изобретение мир не принял. Зачем? Какие микробы? Какие инъекции? Бесовщина и ничего более.
Игла для инъекций представляет собой полую трубочку из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Уколы нам делали всем, так что все помнят не очень приятные ощущения от "знакомства" с такой иглой. Теперь уже можно уколов не бояться, т.к. уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку, как утверждают медики, не то что в стоге сена, а и на гладком-то столе не сразу найдешь.
Иголку в виде полой трубочки используют, кстати, не только для уколов, но и для отсасывания газов и жидкостей, например, из грудной полости при воспалениях.
"Швейные" же медицинские иглы хирурги используют для сшивания ("штопки" на их профессиональном сленге) тканей и органов. Эти иголки не прямые, как мы привыкли, а изогнутые. В зависимости от назначения бывают полукруглыми, трехгранными, полуовальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность иглы хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Есть и платиновые хирургические иглы. Офтальмологические (глазные) иглы, при помощи которых делают операции, например, на роговице глаза, имеют толщину в доли миллиметра. Понятное дело, что пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа.
Нельзя не упомянуть еще об одних медицинских иглах - для иглоукалывания. В Китае этот метод лечения был известен еще до нашей эры. Смысл иглоукалывания в определении точки на теле человека, которая по проекции "отвечает" за тот или иной орган. В какую-либо точку (а их известно около 660 штук) специалист вводит специальную иглу длиной до двенадцати см. и толщиной от 0,3 до 0,45 мм. При такой толщине игла для иглоукалывания не прямая, а имеет винтообразную структуру, ощутимую лишь на ощупь. Кончик, который остается "торчать", заканчивается своеобразным набалдашником, так что такая игла напоминает своре булавку, а не иголку.

Вот так плавно мы перешли еще на один швейный предмет - булавку.
Булавок за долгие века человечество изобрело довольно много. Они все разные и имеют разное назначение и историю. Для начала мы поговорим о швейных булавках, выглядящих как иголочка с головкой в виде шарика или ушка. В том виде, в каком они знакомы нам, они известны с XV века. Сейчас портновские булавки имеют не только металлический, но и яркий пластмассовый шарик. Такие булавки особенно удобны при шитье. Есть еще и так называемые "гвоздики" - булавки для упаковки мужских сорочек. Они похожи на обычные, только короче и шарик из металла у них совсем маленький.
В принципе, история иглы и швейной булавки очень похожи в своих этапах, т.к. необходимость в булавках портные испытывали всегда, когда нужно было сколоть детали одежды для примерки или пошива, а, значит, им одновременно нужны были и иглы, и булавки. История булавки, применяемой для шитья, конечно, короче истории иглы, т.к. древние люди не испытывали в булавках необходимости из-за простого кроя и простой технологии пошива. Необходимость появляется в позднюю готику, когда одежда стала прилегающей к телу, а, значит, требующей точного кроя. Это в свою очередь изменило и технологию пошива: стало трудно удерживать многочисленные детали кроя во время их сшивания, и потребовались булавки. Любопытно другое: ни цеховые сообщества средневековья по изготовлению игл, ни фабрики или мануфактуры в дальнейшем никогда не обращали внимания на запросы портных. Они изготавливали булавки, но для других целей: декоративные (о них мы поговорим в следующем номере), булавки для крепления бумаг, для крепления одежды (в носке) и т.п. Портновские булавки их почему-то не интересовали, и портные были вынуждены использовать их по "остаточному" принципу: что перепадет, тем и довольствовались.
Положение выправлялось постепенно. В середине XVIII века французы сделали первые булавки современного типа. Не отстала и Англия, ставшая к тому времени основным поставщиком иголок. В 1775 году Континентальный конгресс североамериканских колоний объявил об учреждении премии, которую вручили бы тому, кто смог бы изготовить первые 300 булавок, равные по качеству тем, которые привозились из Англии. Но только в XIX веке с развитием индустрии моды промышленность стала изготавливать швейные булавки, что называется, персонально для портных.
Что касается булавок для "бумажных" целей, то необходимость в них остро встала в начале эпохи Возрождения, когда появились ученые и писатели, а у них возникло много бумаг, требующих временного скрепления (в отличие от традиционного сшивания - ведь скоросшивателей в те времена не было). Булавки производились методом растягивания металлических брусков в проволоку, которая потом разрезалась на части нужной длины. К получившимся заготовкам прикреплялась металлическая же головка. С изобретением специальной волочильной доски работа пошла быстрее, и в час производилось около 4 тысяч булавок. Стопорилась работа из-за того, что упаковщики не успевали за машиной - им удавалось упаковать в день всего около полутора тысяч штук. Нужно было срочно что-то придумать. И придумали. Принцип разделения труда. (Позже этот принцип был положен в основу конвейерной линии). Выдающийся экономист XVIII века Адам Смит как-то подсчитал, что если бы не этот принцип, в день производилось бы всего несколько булавок. Этот его расчет вошел позже в учебники по экономике и некоторым другим дисциплинам.
На протяжении истории было изобретено всего несколько машин для производства булавок. Самую удачную придумал физик Джон Айреленд Хоу, однофамилец Элиаса Хоу, одного из создателей швейной машинки в Америке. Это не было его первым изобретением, до этого он экспериментировал совершенно в иной области - с резиной, но потерпел там неудачу. На изобретение булавочной машины его подвигла тяжелая работа в богадельне, где он делал булавки вручную. Первая машина получилась плохо (не очень удачливый, видно, был изобретатель). Зато при помощи второй выпускалось 60 тысяч булавок в день. Тут же встала необходимость изобрести еще и машину, которая сразу же упаковывала бы булавки (в те времена их прикалывали к картонным листкам).
Любопытно, что человечество постоянно испытывало недостаток в булавках. Генрих VIII даже издал указ, запрещающий продажу булавок каждый день, для этого отводились специальные дни. Ситуацию с дефицитом это не улучшило, даже наоборот - началась неразбериха, давка, сутолока, очереди (!); указ через некоторое время пришлось отменить.
Анализируя эту ситуацию, приходишь к совершенно неожиданным выводам: представляете, какая была у людей тяга к знаниям и учению, если булавки для скрепления бумаг были таким страшным дефицитом?!
Понятное дело, что на портновские нужды булавок просто не хватало и о портных никто и не думал. Булавки были не только дефицитом, они были большой ценностью и стоили дорого. Набор булавок был настолько нужной вещью, что служил замечательным подарком практически к любому празднику. Трепетное отношение к булавкам сохранилось и до наших дней - мы тщательно собираем рассыпавшиеся булавки и убираем их в надежное место.

Мы продолжаем разговор об истории обычных вещей, и сегодня предмет нашей беседы - наперсток. Как гласит толковый словарь, наперсток представляет собой колпачок, который надевается на палец и защищает его при шитье на руках от укола иглой, кроме того, с помощью наперстка иглу проще протолкнуть сквозь толстую ткань.

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось .

Один из дошедших до наших дней ранних примеров наперстка, сделанный в виде бронзового кольца высотой 16 миллиметров с насечками. Находка сделана на территории России

Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить - так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления - пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.

Найденное в Прикамье (Россия) кольцо, которым пользовались в качестве наперстка (9-10 вв)

Наперсток с донышком, Россия, 14-16 вв.

Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.

До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох - одна из наиболее частых находок археологов.
Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота.

Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно.

Традиционный керамический наперсток с рисунком, который выполняет скорее декоративную роль, Голландия. В наши дни такой наперсток - один из наиболее популярных голландских сувениров, продающийся во всех киосках

А этот наперсток состоит из керамики и металла и очень удобен для шитья

Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду.


Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году. Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы.


То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым.

Образец ювелирного искусства, предназначенный, скорее, не для работы, а для дорогого подарка

С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры - наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров.

Наперстки, украшенные цветной эмалью

Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)

Прекрасный образец русского ювелирного наперстка, сделанный знаменитыми Кубачинскими мастерами из серебра и украшенный затейливыми чернеными узорами. На наперстке можно увидеть пробу или клеймо мастера

Как использовать наперсток при шитье?

Чтобы шитье с наперстком было комфортным и удобным, прежде всего, нужно правильно подобрать размер наперстка. Наперсток должен сидеть на среднем пальце правой руки так, чтобы он не сжимал палец и в то же время не был слишком большим. Наиболее практичны наперстки из стали, хотя есть и удобные наперстки из пластмассы. Для работы лучше выбирать наперстки с донышком, шитье с ними удобнее, чем с их собратьями. Будьте готовы к тому, что при первых попытках работать с наперстком у вас может возникнуть неловкость в движениях пальцев, вам будет неудобно. Со временем вы привыкните, и это ощущение пройдет.


А вот и мой любимый наперсток. Этот пластмассовый 22 мм экземпляр очень удобно сидит на пальце и, в отличие от металлического, не пытается слететь. Поначалу я никак не могла приноровиться использовать наперсток. Все мои попытки научиться были неудачными, скорость шиться резко уменьшилась.

Несколько раз я пыталась, начинала и снова бросала. Но однажды возникла ситуация, когда отступать было некуда - срочная работа и исколотые в кровь пальцы. Тогда я пересилила себя и вновь попыталась надеть наперсток. И тут случилось невероятное - мне стало с ним удобно ! С тех пор все швы мы делаем только вместе. И вот уже больше 10 лет он помогает мне в работе и поднимает настроение своим веселым оранжевым цветом.

Предыдущая наша беседа была об . Поэтому, если вам понравилась статья, подпишитесь на , ведь истории еще не закончены!

История обыкновенной иголки.

Я думаю, все знают, что главными инструментами для шитья одежды являются швейные иглы.

Для портного швейные иголка и нитка- это настоящие помощницы, и поэтому славят их и в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

В Италии даже есть памятник иголке и нитке, установленный на площади Кадорна в городе Милане, возле одного из вокзалов в честь высокой итальянской моды. Нитки раскрашены в три разных цвета - красный, зелёный и жёлтый.

Вопрос, что появилось раньше, швейная игла или колесо, вводит в ступор многих людей, которые до сих пор мучаются вопросом о первичности появления яйца или курицы. Тем не менее, ученые доказали, что история швейной иглы все — же, несколько старше колеса.

Вне всякого сомнения — древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья.

А ведь и правда, во все времена, маленькая иголка, являлась и до сих пор является одним из тех атрибутов, который обязательно должен быть в каждом доме. Еще в XIX веке, с появлением первой в мире швейной машины , женщины-мастерицы, увлекались шитьем и вышиванием с помощью иголки.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы, скорее всего, были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.

И если железные иглы были распространены весьма широко, то со стальными иглами дела обстояли несколько хуже. История швейной иглы повествует, что в Европе они появились только в средние века, куда их завезли восточные купцы. На Востоке, сталь была известна намного раньше, поэтому, одновременно с производством оружейной стали в Дамаске, ремесленники делали и стальные иглы. В Европе массовое производство швейных иголок началось только в XIV веке. Правда, никому и в голову не приходила мысль проделать в ней ушко для нитки. Несмотря на массовость производства, иголки стоили очень дорого и были по карману только состоятельным людям. Это продолжалось, практически до тех пор, пока англичане, в 1785 году, не стали применять механизированный способ при производстве игл. Но еще около 60 лет, швейные иглы выпускались, без привычного для нас, ушка. Внешний вид их напоминал современные английские булавки.

В середине XIX века, опять же, в Англии, были придуманы станки, которые «умели» в небольшом кусочке проволоки, проделывать ушко. С этих пор и надолго, Англия стала одним из основных производителей и экспортеров швейных игл, в конструкции которых было введено новшество, а именно — ушко для нитки.

В нашей стране также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце XVII века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области, на тех же самых фабриках. Вот она где, связь времен!

К настоящему времени, несмотря на то, что игла прочно вошла в хозяйский быт каждого дома или квартиры, о ней до сих пор ходят легенды и всяческие домыслы, типа того, что нельзя иглу подбирать на улице, нельзя шить на себе или нельзя в руки брать чужую иглу и т.д. А вот почему иголка приобрела такой мистический смысл и почему смерть Кощея находится на конце иглы, одному Богу известно.

Если бы случилось так, что древним мастерицам удалось бы заглянуть в шкатулочки для шитья современных швей, они наверно умерли бы от зависти. И действительно, есть чему завидовать, ведь стоимость иголок сейчас просто копеечная, а вот ассортимент, действительно царский. Мало того, что всего имеется 12 размеров иголок, да еще есть иглы и для шитья, и скорняжные, вышивальные и позолоченные, не оставляющие следов на ткани, и двусторонние иглы с отверстием посередине. Даже для слабозрячих есть специальные иголки, с ушком для нитки, сделанным в виде карабина. А платиновые иголки значительно сокращают время шитья и стойкие к воздействию кислот и щелочей.

Но, наверное, наибольше почитаемыми, иголки являются в Японии, где уже около 1000 лет, ежегодно проходит фестиваль, посвященный сломанным иглам. Причем, принять участие в нем могут все желающие. Во время проведения такого фестиваля, все участники сносят сломанные иглы и кладут их в специальный ящик, одновременно с этим, благодарят иглы за добрую службу. После чего, ящик навеки опускают в море.

Какая богатая оказалась история швейной иглы у такого маленького и привычного в каждом доме предмета.

Швейные иглы бывают ручные и машинные.

Ручные швейные иглы

К ручным швейным иглам относятся иглы с ушком для нитки, а также портновские булавки.

Ручные швейные иглы бывают разные по размеру и по форме. В зависимости от длины и диаметра иглы подразделяют по номерам от 1 до12.

Для пошива одежды к иглам подбираются нитки соответствующих номеров, а размер игл - соответствующий структуре, виду материала и номеру ниток. Например: низ юбки из шерстяной ткани подшивается тонкой короткой иголкой (номером 1 или 2) с тонкой шелковой ниткой под цвет ткани по правилам: чем тоньше ткань, тем тоньше игла; для коротких стежков - короткая игла, для длинных стежков (принаметывании) - длинная игла.

Номера игл и для каких тканей они предназначены представлены в таблице. Заметьте - чем меньше номер, тем тоньше и короче игла. Иглы с большим ушком нельзя использовать для швейных изделий из тонких тканей.

Швейные иглы различают не только по размеру, но и по форме.

Существуют иглы с гладким остриём, с острыми кромками и иглы с закруглённым концом. Иглы с гладким остриём не разрушают, а раздвигают нити тканных материалов (тканей).

Иглы с острыми кромками не оставляют следы от проколов материала иглой поэтому их применяют для пошива изделий из кожи, резины, нетканных материалов.

Иглы с закруглённым концом применяют для вязанных полотен, трикотажа.

В таблице приведены номера швейных ручных игл в зависимости от вида обрабатываемой ткани и номера ниток.

Швейные машинные иглы

Машинная швейная игла снабжена колбой с лыской, стержнем с двумя желобками: длинным и коротким, и острием. При проколе ткани нить укладывается в длинный желоб для того, чтоб игла легко проходила сквозь материал.

Иглы для бытовых швейных машин подразделяются по номерам. Номер, указанный в названии иглы обозначает толщину (диаметр) иглы в сотых долях миллиметра (например, игла № 80 имеет диаметр стержня 0,8 мм). Буквы указанные в номере иглы обозначают применяемость. Например, игла номером 130/705 H-M применяется для пошива изделий из тонких плотных тканей.

Расшифровка буквенных обозначений швейных игл для бытовых швейных машин:

H - универсальные иглы имеют закругленное острие и могут быть от 60 до 110 номера. Универсальные иглы предназначены для шитья хлопчатобумажных, шерстяных, полушерстяных тканей.

H-J - иглы для плотных тканей. Такие иглы имеют острое острие. Иглы используются для шитья толстых плотных тканей, таких как джинса, саржа, брезент и т.п.

H-M - иглы микротекс. Эти иглы очень острые и тонкие. Иглы микротекс используются для пошива изделий из тонкого и плотнотканного материала, например для шелка, тафты и т.п.

H-S - иглы для эластичных тканей. На таких иглах есть специальная кромка, уменьшающая пропуск стежков при растяжении материала, и закругленное острие. Такие иглы применяются для шитья одежды из неплотного трикотажа и синтетических эластичных тканей.

H-E - иглы для вышивания. На вышивальных иглах имеется специальная выемка и закругленное острие, увеличенное отверстие ушка, что предотвращает повреждение материала или нитки. Эти иглы предназначены для декоративной вышивки специальными вышивальными нитками.

H-SUK - иглы с закругленным острием. Такие иглы развигают нити ткани или петель трикотажа, проходят между нитям или петлями без их повреждения. Применяются для шитья толстого трикотажа, джерси и вязаных материалов.

H-LR - иглы для кожи с режущим острием. Разрез производится под углом 45 градусов к направлению шва. В результате получается декоративный шов, стежки которого имеют небольшой наклон.

Для того, чтобы строчка была ровной, нитки в строчки равномерно затянутые, иглы и нитки подбирают соответствено друг другу. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими.

Для прокладывания двух параллельных строчек на бытовых швейных машинах существуют двойные иглы.

Для тонких хлопчатобумажных, шелковых шифоновых тканей используются иглы № 75 и нитки № 80;

Для тонких шерстяных тканей - иглы № 90 и нитки № 50-60;

Для ситца, штапеля и полотна - иглы № 80-90 и нитки № 60;

Для толстых шерстяных тканей, вельвета, сукна, плащевки, джинсы - иглы № 100-110 и нитки № 30-40;

Для пальтовых тканей - иглы № 110-120 и нитки № 30- -40.

Портновские булавки

Портновские булавки с плоскими петельками на концах или стеклянными или пластмассовыми головками предназначены для скрепления между собой деталей одежды.

Булавки длиной 3-4 см применяются для скалывания деталей, для перевода линий с одной половины изделия на другую, для уточнения конструктивных линий во время примерки и т. д.

Также, иногда вместо смётывания, заметывания, намётывания и других ручных операций, применяются портновские булавки.

Для трикотажа и рыхлых тканей рекомендуется применять булавки со стеклянным или пластмассовым шариком на конце.