Лидерские и профессиональные качества руководителя. Лидерские качества руководителя. Лидерство как регулятор управленческой деятельности.

Министерство науки и образования Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра Менеджмента и Маркетинга

Курсовая работа

По дисциплине “Основы менеджмента”

на тему: “Лидерские качества руководителя “

Выполнил:

Студент группы МН-07

Павлюков М.В.

Проверила:

Шестакова Т.М.

Слово «лидерство» может принести на память множество изображений. Исследователь, прокладывая путь через джунгли, чтобы остальная часть его группы следовала за ним. Исполнительный директор, разрабатывая стратегию своей компании, чтобы победить в конкурсе. Политический лидер, преследующий страстное, личное дело. . Лидеры помогают себе и другим делать правильные вещи. Они задают направление, создают вдохновляющее видение и создают что-то новое. Лидерство - это определение того, где вам нужно идти, чтобы «выиграть» в качестве команды или организации; и это динамично, интересно и вдохновляет.

Мариуполь 2010

Введение 3

1 Лидерство как регулятор управленческой деятельности 5

1.1 Основа и сущность лидерства. 5

1.2 Стили руководства 8

Рисунок 1.1 – Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке 15

1.3 Значение лидера в управлении организацией 18

1.4 Современные модели лидерства 24

Тем не менее, хотя лидеры задают направление, они также должны использовать управленческие навыки, чтобы плавно и эффективно направлять своих людей в нужное место. В этой статье мы сосредоточимся на процессе лидерства. В частности, мы обсудим модель трансформационного лидерства, впервые предложенную Джеймсом Макгрегором Бернсом, а затем разработанные Бернардом Басом. Эта модель выделяет дальновидное мышление и приводит к изменениям, а не к процессам управления, которые призваны поддерживать и неуклонно улучшать текущую производительность.

Преобразующее лидерство или лидерство для изменений. Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путём повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор – это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие. 28

Лидерство означает разные вещи для разных людей во всем мире и разные вещи в разных ситуациях. Например, это может относиться к лидерству сообщества, религиозному лидерству, политическому лидерству и лидерству агитационных групп. В этой статье основное внимание уделяется западной модели индивидуального лидерства и обсуждается лидерство на рабочем месте, а не в других областях.

Поэтому лидерство упреждающее - решение проблем, заглядывание в будущее и не удовлетворенность такими вещами, какими они есть. Как только они разработали свои видения, лидеры должны сделать их убедительными и убедительными. Убедительное видение - это то, что люди могут видеть, чувствовать, понимать и обнимать. Эффективные лидеры обеспечивают богатую картину того, как будет выглядеть будущее, когда их видения будут реализованы. Они рассказывают вдохновляющие истории и объясняют свое видение таким образом, с которым все могут общаться.

2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации. 30

2.1 Характеристика управления операционного анализа (УОА) 30

Рисунок 2.1 – Структурная схема управления операционного анализа 34

Заключение 48

Перечень ссылок 50

Введение

Актуальность проблемы. Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Мотивирующие и вдохновляющие люди

Здесь руководство объединяет аналитическую сторону создания видения со страстью общих ценностей, создавая что-то, что действительно имеет значение для людей, которых ведут. Убедительное видение обеспечивает основу для руководства. Но это «лидеры» способны мотивировать и вдохновлять людей, которые помогают им донести это видение.

Например, когда вы начинаете новый проект, у вас, вероятно, будет много энтузиазма, поэтому его часто легко выиграть в начале. Однако, может быть трудно найти способы, чтобы ваше видение вдохновляло после начальный энтузиазм исчезает, особенно если команде или организации необходимо внести существенные изменения в то, как она это делает. Лидеры признают это, и они много работают над проектом, чтобы связать свое видение с индивидуальными потребностями, целями и устремлениями людей.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Лидеры должны обеспечить, чтобы работа, необходимая для реализации видения, надлежащим образом управлялась - либо самостоятельно, либо специальным менеджером или группой менеджеров, которым лидер делегирует эту ответственность, - и им необходимо обеспечить, чтобы их видение было успешно выполнено.

Для этого членам команды нужны цели производительности, которые связаны с общим видением команды. И для повседневного управления представлением видения подход «Управление по блужданию» помогает гарантировать, что то, что должно произойти, действительно происходит.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Затем лидер будет обеспечивать, чтобы члены команды обладали необходимыми навыками и способностями для выполнения своей работы и достижения видения. Они делают это, регулярно получая и получая обратную связь, а также обучая и коучинг людей для улучшения индивидуальной и командной работы.

Лидерство также включает в себя поиск лидерского потенциала в других. Развивая лидерские навыки в своей команде, вы создаете среду, в которой вы можете продолжать успех в долгосрочной перспективе. И это истинная мера великого руководства. Слова «лидер» и «лидерство» часто используются неправильно для описания людей, которые фактически управляют. Эти люди могут быть высококвалифицированными, хорошими на своей работе и ценными для своих организаций, но это просто делает их отличными менеджерами, а не лидерами.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Поэтому будьте осторожны с тем, как вы используете термины, и не предполагайте, что люди с «лидером» в своих должностях, люди, которые называют себя «лидерами» или даже группами, называемыми «командами руководства», на самом деле создают и обеспечивают трансформационные изменения.

Особая опасность в этих ситуациях заключается в том, что люди или организации, которым управляет такой человек или группа, думают, что их ведут, но они не являются. На самом деле вообще не может быть никакого руководства, и никто не задает видение, и никто не вдохновляется. Это может вызвать серьезные проблемы в долгосрочной перспективе.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

Лидерство может быть трудно определить, и это означает разные вещи для разных людей. В модели трансформационного лидерства лидеры задают направление и помогают себе и другим делать правильные шаги для продвижения вперед. Для этого они создают вдохновляющее видение, а затем мотивируют и вдохновляют других на достижение этого видения. Они также управляют поставкой видения, прямо или косвенно, и строят и тренируют свои команды, чтобы сделать их все сильнее.

Эффективное лидерство касается всего этого - и это захватывающе быть частью этого путешествия! Опубликованы тысячи статей и книг, в которых описывается, что нужно, чтобы стать высшим организационным лидером. Некоторые исследователи и авторы утверждают, что высший лидер обладает определенными чертами или способностями; другие говорят, что это все личность. Третьи утверждают, что поведение - не обязательно намерения или мысли - имеют решающее значение.

1 Лидерство как регулятор управленческой деятельности

1.1 Основа и сущность лидерства.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Независимо от вашей точки зрения, это сводится к следующему: успешные лидеры разделяют следующие характеристики или взгляды. Общайтесь с ними, используя любой из множества методов, которые показывают, что вы достойны соблюдения. Сделайте этот процесс вдохновляющим и позитивным, и вы можете почти гарантировать, что ваши результаты будут соответствовать вашим усилиям.

У превосходного лидера есть хорошо продуманная миссия, описывающая цель организации. Эта цель не должна быть эзотерической или абстрактной, а скорее описательной, ясной и понятной. Каждый сотрудник должен иметь возможность идентифицировать себя с миссией и стремиться к ее достижению. Видение: куда вы хотите, чтобы ваша организация ушла? Видение должно быть достаточно абстрактным, чтобы побудить людей воображать его, но достаточно конкретным для последователей, чтобы увидеть его, понять и быть готовым подняться на борт, чтобы выполнить его. Цель: как организация будет выполнять свою миссию и видение и как вы оцениваете свой прогресс? Как видение, цели должны быть работоспособными; что является конкретным и измеримым. Если ваши результаты и результаты не могут быть легко измерены, тогда вам будет трудно узнать, достигли ли вы своей цели. Возможно, вы потратили впустую важные ресурсы, преследующие стратегию или план, не зная, действительно ли это удалось. Компетентность: вы должны быть замечены вашими советниками, заинтересованными сторонами, сотрудниками и общественностью как экспертом в вашей области или экспертом в области лидерства. Если ваши избиратели не увидят вас в качестве высокоохватываемых - либо по ученой степени, либо со специальным опытом, - и способны возглавить вашу компанию к успеху, вам будет более трудно уважать, восхищаться или следовать. Практически говоря, не все руководители сразу обладают всеми характеристиками успеха заклинаний. Многие лидеры учатся на этом пути с усердной работой. возникают те, кто находится на вершине иерархии, имеют ключевые возможности продемонстрировать другим, что они на самом деле являются квалифицированными, чтобы быть лидерами. Сильная команда: реалистично, немногие руководители обладают всеми навыками и способностями, необходимыми для демонстрации полного мастерства всех необходимых областей внутри организации. Чтобы дополнить области слабости, мудрый лидер собирает эффективные команды опытных, проверенных и способных людей, которые могут дополнить любые пустоты в наборе навыков лидера. Эта способность - то, что отличает лидеров от других. Однако лидер должен быть готовым признать, что ему не хватает определенных способностей и нужно найти доверенных коллег, чтобы дополнить эти недостатки. После создания команды предприниматель должен доверять этой команде, чтобы понимать проблемы, создавать решения и действовать на них. хорошо иметь сильную миссию, видение и цели - и даже твердый бюджет - если исполнительная власть не может легко и эффективно передать свои идеи заинтересованным сторонам внутри и за пределами организации, он должен регулярно связываться с ключевыми людьми, по электронной почте, электронной почте, встречам или другим формам переписки. Конечно, лучший способ гарантировать, что другие люди получают и понимают сообщение, - это общение лицом к лицу. Эти качества способствуют тому, что сотрудники хотят взаимодействовать со своим лидером. Они также помогают мотивировать сотрудников делать лучшую работу. Когда работники могут относиться к своему боссу, они считают, что их босс больше заботится о них, о своей работе и их выходе. Кроме того, они считают, что они могут пойти к своему боссу с проблемами, с которыми они сталкиваются на работе, не опасаясь последствий для того, чтобы не знать, как решать проблемы. Не все предприниматели владеют навыками межличностного общения. Те, кто не знает, могут оказаться полезными для прохождения курса, выбрать наставника или найти терапевта, чтобы помочь им построить навыки межличностного общения. Неосязаемая стоимость слишком высока, чтобы не улучшать эти способности. Кроме того, здесь сильная команда вступает в игру. Менее опытный лидер, который все еще изучает эти навыки, может опираться на команду, чтобы выйти и «надавить на плоть», взаимодействовать с сотрудниками и распространить положительное отношение к помогать развивать моральный дух. Отношение «может сделать, сделать это»: ничто не создает картину успеха больше, чем достижение, а достижение - это фактор номер один, который мотивирует практически всех людей во всех культурах. Когда сотрудники видят, что их босс может вести и прямой, имеет четкое видение и достижимые цели и фактически получает результаты своевременно, то достоверность этого лица возрастает по всей организации. Предприниматели должны скромно продемонстрировать свои навыки, чтобы дать своим избирателям обоснованные причины оценить и оценить их усилия. Вдохновение: Нередко сотрудникам нужен кто-то, кто ищет направление, руководство и мотивацию. Предпринимателем должен быть этот человек. Надеемся, что «Человеческие ресурсы» наняли самомотивированных людей. Тем не менее, бывают случаи, когда многим работникам нужен босс, чтобы вдохновлять их словом или действием. Сотрудникам нужен кто-то, на что можно смотреть, восхищаться и следовать. Даже когда производство или доставка услуг выглядят так: «все идет хорошо», лидер может время от времени лично входить, чтобы предложить предложение или поощрение, чтобы сотрудники выполняли свою работу оптимальным образом. Амбиции: Отдых на лаврах плохо для морального духа сотрудников и предпринимательской достоверности. Сотрудники должны постоянно стремиться к улучшению и успеху; и им нужно видеть то же самое и больше в своих лидерах. Когда босса воспринимают как человека, который работает для достижения все более высоких целей, сотрудники будут впечатлены и более охотно отражают это поведение.

  • Миссия: Лидеры знают, какова их миссия.
  • Они знают, почему существует организация.
Великие лидеры не созданы, они рождаются.

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства .

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

    проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

    уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

    видение ситуации в целом;

    способность к коммуникациям;

    доверие сотрудников;

    гибкость при принятии решений.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными .

Любое предприятие, учреждение может рассматри-ваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организацион-ным структурам правомерно говорить и о двух прису-щих им типах отношений людей: формальных и нефор-мальных. Отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологи-ческие, эмоциональные.

Так вот, руководство, менеджмент - феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официаль-ных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на таб-ло» социальной организации, оговорен круг функций ре-ализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель коллектива назначается извне, выше-стоящим руководством, получает соответствующие власт-ные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служеб-ному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отно-шении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не-формальный характер. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любо-пытный момент. Как бы человек ни стремился стать лиде-ром (а это нечего скрывать мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от то-го, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом - основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а дру-гой - в системе отношений неформальных, неофициаль-ных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы соци-ального влияния в группе (коллективе). Но в одном слу-чае (руководство) - это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидер-ство) - по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент извест-ной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должност-ными инструкциями, а в лидерстве его присутствие го-раздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных .

И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель ста-новится лидером и т.д. Примеров такого рода трансфор-маций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

Вопросы

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы к теме для самопроверки

1. Какого человека можно назвать личностью?

2. Как проявляется индивидуальность в человеке?

3. Психоанализ и его роль в изучении личности.

4. Основные положения поведенческой школы.

5. Самореализация личности в гуманистической психологии.

6. Типология личностей.

7. Что такое характер?

8. Направленность личности и ее компоненты.

9. Способности личности и их классификация.


1. Руководство и лидерство.

2. Проблемы личности руководителя.

1. Руководство и лидерство

На предприятиях, фирмах, в учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих функций. В введении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В последнее время все более принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации.

В науке психологии управления различают руководство и лидерство . Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность .

Лидер – самый авторитетный член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Это «любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе» . Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности.

Руководитель – высокообразованный специалист с богатым опытом, умеющий разрабатывать и принимать решения; добросовестный, трудолюбивый работник, использующий новейшие достижения в науке управления. Лидеры также являются высококлассными специалистами, но они всегда остаются постоянными учениками, они должны идти вперед, выделяться.

Руководитель хорошо понимает особенности системы с ее правилами и процедурами, как формально предписанными, так и неформальными. Он разрабатывает новые правила и процедуры в любой форме, обеспечивая применимость их в стандартной системе. Лидер , как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему. Охотно откликается на нововведения и в меньшей степени, чем руководитель, опирается на общепринятые управленческие методы. Может пренебречь правилами управленческой иерархии в компании, непосредственно обращаясь к источнику информации.

Лидер считает, что простота – главный принцип успеха. Он стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности, в то время как руководитель предпочитает обучить сложным процедурам и методам всего нескольких экспертов в организации.

Руководитель – сторонник количественных, а не качественных показателей при оценке деятельности компании. Он сосредоточен в основном на достижениях кратковременного характера, хотя часто готовит тщательно разработанную долгосрочную плановую программу. Лидер – четко видит цель, которая другим может представляться лишь в весьма туманных очертаниях. Умение выбрать верные ориентиры – это и есть лидерство.

Преуспевающий руководитель понимает, что ему платят за планирование, организацию, набор и управление рабочей силой компании. Лидеры нацелены на результат, часто непредсказуемы, изобретательны, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия.

Руководитель считает, что подчиненные, обладающие даже высокой компетенцией, недостаточно компетентны, чтобы достичь значительного прогресса без тщательного разработанного контроля, а также не в состоянии выполнять работу на высоком уровне без конкретных указаний сверху. В основе работы лидера с подчиненными лежит принцип равенства.

Руководитель не прощает ошибок ни себе, ни другим. Он редко одобряет рискованные поступки своих подчиненных во имя совершенствования работы или профессионального роста. Лидеры обычно искренне признают свои ошибки и не боятся открыто принять необходимые меры для их исправления. Для них имеет значение, что о них думают другие, но это их заботит меньше, чем руководителей.

Руководитель считает, что в кризисных ситуациях необходимо выявить виновников и заставить людей работать так, как это необходимо. Лидеры нацелены на исправление ситуации, а не поиск виновных. Они уважительно относятся к людям и стремятся не заставлять, а мотивировать их.

Руководитель хочет создать себе благоприятный имидж, хотя понимает, что это невозможно из-за конфликтной природы отношений между руководителями и подчиненными. Лидеры не признают формальных статусов, работники обычно относятся к ним с почитанием и преданностью.

Руководитель ищет добросовестных хороших исполнителей. Лидер ищет единомышленников. Лидер без команды – не лидер.

Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие качества. Авторитет – признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации . Можно сказать, что авторитет – это влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе, а также признание окружающими за индивидом права на принятие решений в условиях совместной деятельности .

2. Проблемы личности руководителя

Как правило, среди менеджеров высокого уровня женщин мало, менеджмент считается мужским делом. Но в последние годы и в зарубежных странах, и у нас в стране наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступеньках. Можно привести пример американского менеджера Карли Фиорлину, которую в 2000 г. журнал Fortune признал самой влиятельной женщиной-руководителем в мире. С 1999 г. она возглавляет компанию Hewlett-Packard.

Важным биографическим показателем признается высокое образование руководителей. Многие и российские, и наши менеджеры имеют и гуманитарное, и социально-экономическое образование. Ли Якокка говорил о необходимости знаний психологии менеджерам.

Способности руководителя представляют собой второй блок его характеристик. Как уже говорилось, они делятся на общие (в первую очередь, интеллект) и специфические (знания, умения и др.).

Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Согласно А. Реберу, интеллект может быть конкретным – способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем и абстрактным или текучим – способность творчески решать новые проблемы.

Деловые качества – организаторские способности, требовательность к себе и членам коллектива, творческое отношение к труду, дисциплинированность, стремление повышать свою деловую квалификацию.

Моральные качества – убежденность, принципиальность, чувство долга, трудолюбие, чуткость и внимательность к людям.

Черты личности. К личностным чертам относят: стрессоустойчивость, способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональную уравновешенность, ответственность, предприимчивость, независимость, общительность, скромность, решительность, твердость.

Охарактеризуем только некоторые из названных черт. Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных. Доказано, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей. Неформальное влияние дает более высокий эффект, находя внутренний отклик.

Уверенность в себе руководителя означает готовность решать достаточно сложные задачи, причем уровень его притязаний не снижается из-за опасений неудачи. Подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руководителя, который при любых обстоятельствах должен держать себя, по крайней мере внешне, спокойно и уверенно.

Очень важное качество руководителя – эмоциональная уравновешенность , ровность характера и поведения. Неконтролируемые эмоции, даже положительные, неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Необходимо поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Креативность – творческие способности индивида – возможность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации . Согласно А. Маслоу, это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний; действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения.

Важной чертой личности руководителя считается его независимость – это самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции . Она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней. Многие руководители поощряют инакомыслие. Ведь только соединяя различные точки зрения, выбирая те из них, которые наиболее подходят к текущей ситуации, руководитель может принять верное решение.

Без стремления к достижениям не может работать ни один руководитель. Успешные менеджеры отличаются тремя свойствами. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность за решение проблемы. Во-вторых, не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели. И в третьих, всегда заинтересованы в наличии обратной связи – информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Эффективность руководства может быть определена по следующим критериям: психологический климат в коллективе; текучесть кадров; производительность труда; качество выпускаемой продукции; профессионализм работников; авторитет руководителя; травматизм.

Подытожим следующие основные качества, которые необходимы современному руководителю: высокий профессионализм, ответственность и надежность, уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных, самостоятельность, способность к творческому решению задач, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность к эмпатии, психоанализу, красноречие и визуальность.