Спектральный круг для подбора цвета. Цветовая схема на базе цветов разной степени насыщенности. Основные цвета: красный, желтый и синий

Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена . Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.

Изначально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструирования, для подбора цветовой палитры изображения. Это была первая попытка увязать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на протяжении веков. Создатели цветового конструирования пытались создать свод универсальных законов, используя которые каждый мог получить гармоничные сочетания цветов.

Физиологический эффект цветов 23  В первом случае теоретически мы получаем цветовые оттенки, смешивая желтые, красные и синие пигменты, которые вместе дают грязный черный цвет.  Во втором случае цвета смешиваются с красным, зеленым и синим светом, которые сочетают белый цвет. Раздел «Понимание смешивания цветов на стороне». Что произойдет, если цветной свет встречается с цветной поверхностью? Как уже упоминалось, цвет объекта задается не только цветом падающего света, но и способностью поверхности отражать только некоторые длины волн лучей.

Однако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимается субъективно, в зависимости от того, как построена остальная композиция, какие в ней используются цвета. Восприятие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. Поэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходится подбирать свои цветовые решения. Но, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

Смешение цветов не происходит ни по принципам художественного образования, ни по правилам освещения. Оранжевый объект, освещенный синим светом, будет выглядеть серым. Потому что синий и оранжевый - два дополнительных цвета, и их эффекты прерываются. Ссылка: функции дополнительных цветов описаны в разделе «Дополнительный контраст». и дополнительные цвета на стороне. Если мы загораемся на красной поверхности с синим светом, мы не получаем поверхность фиолетового цвета, но область темная. Красная поверхность отражает только красные лучи и поглощает синие лучи.

Рассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг , который предложил Йохансен Иттен . Как понятно из названия, цветовой круг Иттена состоит из 12 цветов .

Как мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных. Современный спектральный цветово й круг выглядит так:

Если на красной поверхности есть голубой свет, который не содержит красных лучей, тогда в этом случае площадь не должна отражаться. Важно: не забывайте, что цветовые впечатления зависят не только от цвета объектов, но и от цвета и интенсивности освещения. Напротив, фиолетовая поверхность кажется фиолетовой, потому что она отражает как красный, так и синий свет в глазу. Если мы зажжем его синим светом, он будет синим, а когда красный свет будет красным. И наоборот, если мы загораемся на синей поверхности. с фиолетовым светом, область остается синей, потому что только синие лучи отражаются от фиолетового света, а красные лучи будут поглощаться.


Этот круг называют цветовой круг Освальда . Легко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB . Но заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. Вообще, черный и белый цвет нельзя рассматривать как цвета в чистом виде. Ведь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальная насыщенность цвета.

Физиологические эффекты цвета Важно: лучи света из области видимого спектра вызывают после воздействия на сетчатку глаза. субъективное восприятие цвета в мозге. С физиологической точки зрения цвет понимается как выражение. визуальное восприятие. Человеческий глаз захватывает входящие световые лучи, которые через линзу попадают в сетчатку глаза. Здесь световая энергия преобразуется в слабые электрические импульсы, которые приводятся в визуальную. центров в мозге. Полученный цвет создается в сотрудничестве с мозгом, анализирует, обрабатывает и присваивает смысл входящим впечатлениям в виде цвета.

Кроме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструирования как цветовой шар, цветовая звезда . Однако все эти методы не имеют такой популярности, как цветовой круг.

Цветовой шар, кстати, считается одним из самых полных способов представления цвета, всей цветовой гаммы. Он дает наилучшее представление о цветовых комбинациях и сочетаниях. Но, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудная задача по сравнению с цветовым кругом. Да и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. Вообще мы можем воспользоваться цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находится перед нами, так сказать, во всей красе.

Сообщается, что от 80 до 90% информации получают человек из своего окружения только с помощью визуального устройства. Конструкция и работа устройства зрения. Ряд правил работы с цветами основан непосредственно на физиологическом эффекте цветов. Поэтому целесообразно ознакомиться с деятельностью устройства зрения. Все части человеческого глаза прозрачны, чтобы избежать рассеяния проходящего света. Глазное яблоко имеет диаметр 24 мм, а его движение обеспечивает шесть мышц. Важную роль играют век. Они фиксируют свет в глаз, но в основном защищают чувствительную роговицу, сохраняют ее в чистоте и увлажняют ее слезной жидкостью.

Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

Сегодня, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самостоятельно создавать цветовой круг, можно его просто взять и распечатать. Если у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг Освальда. Но иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг .

Благодаря этому роговица все еще блестящая и совершенно прозрачная. Глазное яблоко разделено на несколько слоев. Ссылка: Правила использования и комбинирования цветов можно найти в главе. Самые важные правила использования и комбинирования цветов на стороне. Эта жесткая ткань, которая является одной из самых чувствительных частей человеческого тела, защищает глаз и обеспечивает первоначальную фокусировку световых лучей.

Некоторые формулы цветовой гармонии

Роговица проходит в белой стене. Физиологические эффекты цветов 25 Ирис В среднем слое глаза есть радужная оболочка, которая влияет на количество входящего света. Он содержит пигмент, обычно синий, серый, зеленый или коричневый, целью которого является поглощение лишних световых лучей и обеспечение того, чтобы свет проникал в глаз только с помощью зиги. То же самое, что и радужная оболочка, заполняет затвор. Ученик темный, но не из-за пигмента. Это отверстие во внутренней части глаза. Мышцы можно открывать и закрывать в диапазоне от 2 до 6 мм, чтобы контролировать количество поступающего света.

В принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг Иттена. Другое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. Для начала вам надо определить базовые цвета. Это, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. Иттен советовал для максимально четкого определения базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

Основная задача ученика - предотвратить чрезмерное освещение сетчатки. Объектив Позади радужки есть объектив. Это эластичная часть глаза, которая разбивает световые лучи так, что они сходятся на сетчатке. Он прикрепляется к глазным мышцам, которые могут изменять его геометрию и, таким образом, регулировать фокусное расстояние световых лучей. В результате сфокусированное изображение всегда будет проецироваться на сетчатку, независимо от расстояния просматриваемого объекта. Сфокусировавшись на удаленных объектах, объектив сплющивается, фокусируясь на близлежащих объектах, наоборот, приводит к его утолщению.

Далее мы чертим равносторонний треугольник. Верхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. Теперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. В образовавшихся равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго порядка.

Для детей линза имеет зеленоватый оттенок и, следовательно, ослабляет видение красных цветов. В старости линза становится тусклой. Он поглощает только синие лучи, и глаз становится менее чувствительным к синим оттенкам. Если фокус световых лучей находится не непосредственно на сетчатке, изображение не фокусируется должным образом. Этот дефект глаз обычно называют близорукостью или дальнозоркостью. Примечание: линзу человеческого глаза можно сравнить с роговицей с линзой фотографической камеры. Оливковое масло представляет собой прозрачную, бесцветную и желеобразную массу, которая заполняет полость глаза между линзой и сетчаткой.

Чтобы получить цвета второго порядка, нам надо смешать попарно цвета первого порядка. Смешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. Смешение желтого и синего даст зеленый. Красного и синего – фиолетовый.

На первый взгляд это кажется довольно простым. Но на деле довольно трудно получить чистые цвета второго порядка. Необходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получился действительно зеленым. Он не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. Если вы далеки от изобразительного искусства, это может занять много времени.

Прямоугольники Когда объектив настроен правильно, сфокусированное изображение проецируется на сетчатку. Сетчатка - это внутренняя мембрана глаза, чувствительная к свету, покрывающая около двух третей внутренней поверхности глаза. Он содержит неравномерно распределенные светочувствительные ячейки, которые преобразуют световую энергию в слабое электрическое возбуждение. Затем их ведут зрительные нервы в мозг. В зависимости от формы они делятся на палочки и суппозитории. Многие авторы отличаются количеством баров и суппозиториев.

Приблизительно 120 миллионов палочек и около 7 миллионов суппозиториев обнаружены на сетчатке. Интересно, что изображение обращено на сетчатку глаза. Тем не менее, мы видим объекты в правильном положении. Обратное изображение инвертируется в естественное положение только в мозговых центрах головного мозга. Изображение, которое мы видим, проецируется назад, вверх дном на сетчатке глаза. Это действительно возможно, вы можете попробовать себя на простом явлении, называемом камерой обскуры, которая является основой всего фотографического оборудования.

После того, как мы получили цвета второго порядка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. Делим его на 12 равных секторов. Сектора, которые находятся напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. При этом мы видим, что между каждой парой цветов остается пустой сектор.

Если вы полностью омрачаете любую комнату и создаете небольшое отверстие в области окна, которое проникает в лучи света в комнату, вы увидите «яркое» изображение окружающей среды перед отверстием, но вверх ногами. Примечание: сетчатка сетчатки оборудована только палочками, а у некоторых животных - только суппозитории. Палочки Яркие фоторецепторы, называемые палочками, расположены на краю сетчатки. Они примерно в 10 раз более чувствительны, чем суппозитории, и реагируют на небольшие изменения при низкой интенсивности света.

Они обеспечивают черно-белое периферийное зрение, видящееся в темноте, в темноте или ночью. Палочки могут различать только разные оттенки серого. Вот почему мы не можем воспринимать цвета в темноте. Тем не менее, палочки в человеческом глазу намного больше, чем суппозитории. Их количество оценивается примерно в 120 миллионов. Суппозитории Около 7 миллионов суппозиториев расположены в центре сетчатки, на небольшой площади вокруг оптической оси глаза. Они не так чувствительны, как палочки, и реагируют на большие изменения интенсивности света.

В пустых секторах – место для цветов третьего порядка. Они образуются смешением пары из цвета первого порядка и цвета второго порядка.

То есть, в результате смешения, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

В свое время этот цветовой круг получил Исаак Ньютон . Он же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный , на месте соединения круга, между красным и фиолетовым. Поэтому его называют иногда цветовым кругом Ньютона . Однако, основное отличие цветового круга Ньютона в том, что он состоял из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг Иттена, более подходящий для дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

Но у них есть способность передавать цветное зрение. Каждый суппозиторий содержит один из трех фотопигментов, чувствительных к свету определенной длины волны.  Синяя фотопигментация наиболее чувствительна в области коротких длин волн около 450 нм в видимой части электромагнитного спектра.  Зеленая фотопигментация наиболее чувствительна к световым лучам, достигающим длин волн. около 550 нм.  Красная фотопигментация наиболее чувствительна в области длинных волн около 650 нм. Физиологический эффект цветов 27 Примечание: Цветные фотопигменты представлены в разных пропорциях сетчатки.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.

Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

Если раздражают только красно-чувствительные суппозитории, создается красный цвет. Таким же образом создается зеленый или синий цвет. Если свет раздражается одновременно с супернатантами, чувствительными к красному и зеленому, создается ощущение оранжевого, желтого или желто-зеленого цвета в зависимости от соотношения световых лучей. Если свет равномерно облучает все три вида суппозиториев, он вызывает белый цвет. Черный цвет появляется в темноте, когда фоторецепторы сетчатки не раздражаются никаким световым стимулом.

Возможности интеграции сетчатки Сетчатка имеет так называемую интеграционную способность. Это означает, что отдельные точки или символы и их плотность могут воспринимать человеческий глаз как единое изображение. Интеграционная способность сетчатки часто используется в компьютерной графике. Различные методы обработки изображений основаны на том факте, что человеческий глаз может создать иллюзию богатой цветовой гаммы из нескольких оттенков и плотности рассеяния цветового пространства. Рисунок 16 Оригинальное цветное изображение.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

В этой области сетчатки, где мы видим самое острое изображение, есть самые суппозитории. Например, птицы видят гораздо лучше, чем люди, потому что они имеют примерно 4 × больше фоторецепторов в желтой области. Эти термины относятся к местам, где суппозиторий растет, и палочка уменьшается при одновременном повышении остроты зрения. Полный центр желтого пятна не содержит никаких палочек. Притяжение - это имя самого желтого пятна, которое совсем не совсем желтое. Как желтый, он похож на мертвого человека.

Что касается восприятия цвета, то интересно, что в центре желтых пятен почти нет суппозиториев с синим фотопигментом. Вот почему человеческий глаз менее чувствителен к синим оттенкам. цветы. Самыми чувствительными являются зеленые цвета. Это явление, как представляется, эволюционировало в предыстории, когда людям нужно было видеть как при дневном свете, так и в зеленой темноте леса. Не используйте комбинацию синих оттенков для маленьких или тонких предметов. Пустое пятно. Место, где примерно 1 миллион нервных волокон от фоторецепторов входит в зрительный нерв, называется слепым пятном.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными , или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена . Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций . Подробнее о дополнительных цветах .

Классическая триада

Аналоговая триада

Контрастная триада

Прямоугольная схема

Квадратная схема

Цветовой круг: заключение.

Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру нельзя ограничивать себя правилами , нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

Как справедливо отмечают мои знакомые, на моем сайте излишне много различных типсов и мало теории. Поэтому я нашел время и поискал интересную информацию о том как и почему используется в дизайне и графике цвет. Эта статья является некой аккумуляцией того что я узнал за последнее время о цвете и его применении.

Цветовой круг в основе которого лежат красный, желтый и синий цвета является традиционным в области искусства. Исаак Ньютон составил первое подобие подобного круга еще в 1666. Прошло время, ученые и художники придумали различные варианты этой концепции. Разница во мнениях, в отправной точке деления цветов на группы и в других аспектах до сих пор будоражит умы. Но обо всем по порядку.

Основные цвета: красный, желтый и синий

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.

Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.

Цветовая гармония.

Вообще гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятные ощущения (музыка, поэзия и т.д.). В дизайне и графике под гармонией принято понимать нечто услаждающее, радующее глаз. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные чувства и ощущения.

Некоторые формулы цветовой гармонии.

Существует огромное количество всевозможных формул и теорий. Мы рассмотрим наиболее простые и наглядные.

Цветовая схема на базе близлежащих цветов.

Близлежащими цветами принято считать любые три цвета, расположенные один за другим на цветовом круге, например желтый, желто-оранжевый и оранжевый. Подобные сочетания цветов хорошо подходят для основных элементов, четко выделяя их "уровень", кроме того, благодаря их близкому расположению они очень хорошо сочетаются.

Цветовая схема на базе противоположных цветах

Противоположными цветами являются любые два цвета расположенные напротив друг друга на цветовом круге, такие как желтый и фиолетовый. Этот прием обычно используется для создания акцентов, так как цвета противоположные цвета очень контрастны по отношению друг к другу.

Цветовая схема на базе природных сочетаний цветов

Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры цветовой гармонии. Так почему бы этим не воспользоваться. Вот один из примеров, сочетающих в себе "осенние" цвета.

Цветовая схема на базе цветов разной степени насыщенности.

Кроме использования цветов расположенных рядом друг с другом, можно использовать и цвета различной степени насыщенности.

Контекст цветов

Сравните, как выглядит один и тот же красный квадрат на разных фонах.

  • На черном фоне он смотрится напряженно светящимся (акцент к темному фону)
  • На черном, белом фонах он смотрится четко и точно (акцент к светлому фону)
  • На желтом он смотрится более-менее (акцент подобия родственных цветов)
  • На зеленом, синем он смотрится очень ярко, вызывающе (акцент противостояния, диссонанс)
  • А на фиолетовом он практически теряется.

Кроме того, никогда не следует забывать про взаимодействие различных цветов. На рисунке слева вы можете увидеть сразу два подобных взаимодействия.

  1. Серо-голубой цвет приобретает немного зеленоватый оттенок близости большого количества красного цвета (нк красной части картинки)
  2. Полоска серо-голубого кажется более узкой на на темно-красной части и более широкой на светлой части.