Техника быстрого чтения с запоминанием. Как научиться скорочетению самостоятельно не посещая курсов.

Мы часто ловим себя на мысли, что не успеваем ухватить суть всей информации, которая поступает к нам в течение дня из газет, интернета, книг и т.д. Помочь решить эту проблему может скорочтение. Скорочтение помогает намного сократить время, которое человек тратит на прочтение и осознание любого текста. Скорочтение бесплатно освоить можно — подскажем 5 упражнений — способов освоить скорочтение в домашних условиях.

Большинство слов, которые мы читаем — это вода, которая служит связкой, самое главное обычно выражается в нескольких словах. При чтении научного текста мозг тренированного человека читает только эти главные, существенные слова, не останавливаясь на словах-связках.

Однако не стоит считать, что через скорочтение вы не сможете насладиться художественной литературой, отнюдь. Скорочтение помогает тесно связывать чтение художественной литературы с «просмотром» сцен из книги в голове; то есть, читая книгу, вы как будто смотрите фильм, созданный вашей собственной фантазией.

Так что же нужно делать, чтобы развить в себе навык скорочтения?

Скорочтение упражнения

Вот несколько полезных упражнений, которые вам помогут.

Скорочтение упражнение 1. Развитие периферийного зрения

Этот навык пригодится не только в скорочтении, но и во многих других делах. Развить его поможет также знакомое всем упражнение: необходимо сделать текст, в котором слова цветов не будут совпадать с цветом, которым они написаны. Слово «желтый» печатать зеленым, «синий» розовым и т.д. Называть нужно не слово, а его цвет. Сначала будет тяжеловато, но со временем вы увидите результат.

Еще лучше и интереснее упражнение — запастись листом бумаги, ручкой и выбрать какой-то предмет, а затем в течение двух-трех (по больше) минут думать только о нем. Каждый раз, когда появляются посторонние мысли, нужно делать пометку на бумаге. Постепенно ваша концентрация на нужном предмете (а дальше — теме, тексте) вырастет до впечатляющего уровня.

Скорочтение упражнение 5. Скорочтение целыми словами

Этот шаг трудно выполнить, потому что он требует специальных материалов. Такие материалы предоставляет, например, программа «Spritz», которую можно легко загрузить на смартфон с официального сайта. Суть метода заключается в том, что специальная строка подает читателю по одному слову, в каждом из которых выделяется красным средняя буква, и человек смотрит только на нее.

При этом он может легко прочитать целое слово, оставляя взгляд на его середине (т.е. на одной букве). На сайте программы «Spritz» есть демо-версия, работая с которой можно выбрать скорость чтения от 250 до 600 слов в минуту (средняя скорость чтения человека — 200-250 слов в минуту).

Без всякой подготовки многие смогли дойти до скорости 500 слов в минуту и чувствовали себя в этом абсолютно комфортно, поэтому «Spritz» оставляет очень приятное впечатление. В демо-версии можно выбрать не только скорость чтения, но и язык, ведь кроме английского, немецкого, французского и испанского есть также и более доступный нам русский.

Выполняя эти простые скорочтение упражнения, любой освоит скорочтение бесплатно дома сможет научиться читать быстрее и более вдумчиво. Чтение художественной литературы также станет более ярким, а времени на нее появится гораздо больше.

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение ) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).


В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.


Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению - многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию - находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться - читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники - уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») - это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Основная потребность человека заключается в получении новых знаний и совершенствовании. По этой причине, люди изучают иностранные языки, осваивают музыкальные инструменты и занимаются всевозможными видами спорта. Независимо, какое направление выбрал человек, ему необходимо получить новую информацию. Скорость обучения детей и взрослых напрямую зависит от скорости чтения и восприятия прочитанного.

Не у каждого скорость чтения на должном уровне. В этом нет ничего страшного, надо просто научиться этому.

Прежде чем освоить быстрое чтение, необходимо понять, что такое скорочтение? Нормальной скоростью восприятия считается 160–250 слов в минуту. При таком чтении, человек может за 2 минуты справиться с одной страницей печатного текста.

Рекорд скорости чтения равен 3000 слов за одну минуту. Добиться такого результата не так просто, но выработать скорость чтения равную 500–600 слов в минуту может каждый.

Что касается детей, то для них скорость чтения ниже. В 3 классе, школьник должен читать не меньше 120 слов в минуту. Скорочтение и развитие памяти позволит быстро усваивать новый материал. При этом детям легче учиться.

Быстрое чтение позволяет людям делать акцент на предложения и словосочетания, в которых заложено больше смысла. Таким образом, слова, не влияющие на понимание сути, будут пропущены.

Когда и как приступить к обучению скорочтения?

Классический прием скорочтения заключается в полном подавлении внутреннего проговаривания. Ученики начальных классов лучше усваивают новую информацию, если чтение идентично скорости человеческой речи. По этой причине обучать детей младше 12 лет новым методикам чтения не рекомендуется.

Несмотря на возрастные ограничения, можно прибегнуть к некоторым приемам, благодаря которым, запоминание нового материала проходит быстрее. Следует учитывать ошибки, осуществляемые родителями, при обучении детей:

  • Когда ребенок изучает название буков, а не звуки, он не может прочитать слово. Например, вместо слова «МАМА», ученик читает «МЭААМЭАА». Таким образом, скорость чтения становится ниже в 3–5 раз;
  • Быстрое запоминание новой информации будет осуществляться, если ученик будет читать слоги. Родители не уделяют этому внимание. Дети дома читают не слоги, а перечисляют буквы. Например, слово мама, как «М А М А». Необходимо читать звук.
  • Родители, занимаясь в домашних условиях, заставляют ребенка полностью прочитать текст, при этом никуда не отпускают. Это в корне не правильно. Лучше читать меньше, но чаще.

Освоение техники быстрого чтения в домашних условиях

Школа скорочтения и развития интеллекта быстро бы помогла человеку справиться с поставленной задачей. Современный человек настолько занят, что ему сложно выделить время, чтобы посетить курсы. Поэтому многим, хочется приобрести пособие и заниматься дома.

Обучение в домашних условиях имеет ряд преимуществ:

  • Запоминание усвоенного материала осуществляется быстрее. Это связано с тем, что человек занимается в те часы, в которые ему ничего не мешает и никто не отвлекает;
  • В настоящее время несложно найти методики, позволяющие увеличить скорость чтения, поэтому не возникнет проблем с покупкой специализированных книг;
  • Дома отсутствуют факторы, способные отвлекать усвоения нового материала;
  • Школа быстрого чтения предлагает заниматься несколько часов в неделю. Самостоятельное обучение позволит заниматься столько, сколько нужно.

После прочтения книг по скорочтению, которые написала Васильева, человек способен запоминать больше информации за короткий промежуток времени. Запоминание информации для детей является залогом успешной учебы, а для взрослых – карьерным ростом.

Приобретение необходимых навыков

Чтобы усваивать большие объемы информации, необходимо научить детей избавиться от некоторых не нужных вещей. Это же касается и взрослого человека. В первую очередь запоминание материала исключает следующие вещи:

  • Скорочтению мешает субвокализация - привычка мысленно проговаривать прочитанный материал про себя. Чтобы избавиться от подобной привычки, в момент чтения, необходимо «настукивать» карандашом по столу определенный такт. Также можно мысленно произносить стихи или текст;
  • Плохое периферическое зрение. Человеку сложено охватить взглядом достаточный кусок текста. В этом случае, рекомендуется прибегнуть к вертикальному чтению. Рекомендуется смотреть в центр строки, таким образом, чтобы ее было видно целиком, после этого, перейти на следующую строку;
  • Еще одним затормаживающим фактором является возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Иногда запоминание материала осложняется невнимательностью или сложностью восприятия. Человеку приходится возвращаться к прочитанным предложениям до 10 раз. Чтобы этого не происходило, рекомендуется закрывать картонкой или тетрадкой то, что уже было прочитано.

Закрепление успеха

Что касается взрослых людей, то техника чтения позволит им добиться успеха в изучении языков и для многого другого. Результаты не заставят себя ждать. Чтобы закрепить успех, рекомендуется выполнять упражнения каждый день.

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

  • Кубики Зайцева: методика обучения

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении


Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»


Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

Как научить ребенка скорочтению? Следует учитывать возраст, особенности характера. Обучение строится на основе специальной методики, разработанной педагогами.

Плохая техника чтения у детей усугубляет проблемы обучения, медленное понимание текста затрудняет выполнение заданий. Основная часть школьных упражнений направлена на самостоятельную работу с книгой, поэтому велика важность развивать скорость чтения. Как строится обучение скорочтению детей?

Скорочтение - это комплекс специальных технологий, при применении которых увеличивается скорость чтения, понимание текстового содержания. При овладении техникой скорочтения появляется навык фильтрации прочитанного материала, дети учатся выделять в тексте главную мысль.

Факторы, способствующие низкой скорости при чтении :

  1. Маленький словарный запас . Когда ребенок не понимает значение слов, то ему трудно целостно воспринимать материал.
  2. Низкая внимательность . Уход от смысла, чтение страниц происходит по нескольку раз.
  3. Движение губами во время чтения . Не рекомендуется проговаривать книжный материал - так замедляется усвоение и скорость.
  4. Возвращение несколько раз к уже прочитанному абзацу или фразе .

Скорочтению детей желательно выстраивать с первого класса. Известные педагоги современности утверждают, что мозг семилетнего ребенка имеет максимальные возможности для усвоения техники. Но часть ученых считает, что лучший возраст — 10-12 лет. Это время, чтобы обучение быстрому чтению прошло легко.

Важно! Нельзя заставлять обучать детей скорочтению с применением наказаний. Насильственный метод обучения может и приведет к результату, но навсегда отобьет охоту читать книги .

Следует учитывать индивидуальные особенности характера, степень усвоения нового материала, темперамент. Основной процесс обучения в 5-7 летнем возрасте - игровой . Методика научения в игре приводит к хорошим достижениям.


Почему нужно учиться скорочтению?

Методика обучения быстрому чтению должна начинаться с устранения ошибок.

  • запинки;
  • непроизвольная перестановка букв, их замена;
  • перестановка слогов;
  • проглатывание окончаний.

Такие промахи часто фиксирует начальная школа, так как процесс прочтения текста или задания становится очень сложным. Упражнения скорочтения помогают исключить эти ошибки.

Нормой считается чтение в темпе разговорной речи - это приблизительно 1250-1550 знаков в минуту. В этом случае ребенок понимает все, что прочитал. Быстрый метод чтения - это то, что превышает эти показатели. Он позволяет повысить обучаемость ребенка в несколько раз.

Образование в младших классах направлено на высокую скорость чтения, но дети часто не понимают, что прочитали. Задания по скорочтению позволяют не только увеличить темп, но и понимать прочитанное.

Важно! Полезно сопровождать задания по скорочтению визуализацией. Хорошо, если ребенок представляет, что он прочитал, может это описать.


Основы скорочтения для ребенка

Чтобы обучение скорочтению детей было быстрым и качественным стоит ориентироваться на образную память и воображение . Процесс воображения считается важной основой для познавательных способностей. Если младший школьник представляет образы, то он быстрее запоминает материал, ему легко осваивать новые темы.

Обучение скорочтению детей проходит как в домашних условиях, так и с педагогом, владеющим техникой. Принципы скорочтения:

  • фокусировка на различных частях текста, а не словосочетаниях;
  • выравнивание внимания при чтении;
  • изменение способа усвоения материала.

Нельзя учить быстрому чтению с раннего дошкольного возраста. Младшие дошкольники часто не разделяют буквы и звуки.

Структура занятий

Упражнения для детей с семи лет

Половинки слов . По отдельной части слова необходимо научать о том, какова будет другая часть. 6-11 слов разрезаются на две части. Карточки перемешивается и даются ребенку. Школьник складывает слова из предложенных элементов.

Упражнение «Читаем вместе» . Из книги выбирается какой-либо кусок текста. Взрослый начинает читать про себя, ведя пальцем за прочитанным. Семилетний читатель повторяет вслух, стараясь успеть за пальцем. Ученик будет непроизвольно подстраиваться под темп учителя.



Упражнение «Я смог». Техника мотивирует юного читателя и позволяет ему наглядно увидеть свой прогресс. Для упражнения нужно выбрать текст, который ребенок будет читать в течение двух минут. После окончания временного промежутка ставится точка на месте в тексте. После небольшого отдыха ученик читает этот же текст. В большинстве случаев текст будет прочитан быстрее. Нужно похвалить читателя, закрепить достижения. Техника выполняется три раза, больше не рекомендуется.

Упражнение «Старт-финиш». В ходе задания используется зрительная память, обучение быстрому чтению строиться на ней. Юный читатель держит руки на коленях, рядом лежит материал с текстом или книжка. Взрослый говорит: «Старт». Ученик начинает читать. После слов «Стоп» ребенок может несколько секунд передохнуть, закрыв глаза. После нового сигнала ученик ищет строчку, на которой он остановился. После нахождения чтение продолжается.

Важно! Если ребенок болен, устал, к примеру, в течение двух часов выполнял домашнее задание, стоит выбрать более спокойное время для занятий .


Развиваем навыки и качества после 8 лет

Обучение быстрому чтению продолжается после 8 лет. Первый год пройден, можно дальше обучаться.

Примеры заданий :

  1. Чтобы исключить неосознанное проговаривание во время чтения можно использовать следующую технику. Ребенок прикладывает к губам палец и читает про себя. Через две минуты взрослый говорит: «Вслух», школьник начинает громко проговаривать текст.
  2. Взрослый готовит несколько неправильно составленных предложений. Ученик пробует составить их в верном порядке. В этом упражнение хорошо тренируется зрительная память.
  3. Взрослый подготавливает небольшой отрывок, в котором пропущены гласные. Ученик за пять минут должен найти ошибки и сделать текст правильным. Постепенно техника усложняется. В тексте пропадают слоги, согласные буквы, словосочетания.
  4. Взрослый читает знакомый ребенку отрывок и преднамеренно совершает ошибку в словах. Школьник внимательно слушает и прерывает при ошибках. Дети обычно охотно выполняют это задание. Техника тренирует внимательность, мотивирует на выполнение других упражнений.
  5. Использование таблицы Шульте. Она представляет собой таблицу со случайными объектами, чаще всего буквами или цифрами. Нужно попросить ученика показать все цифры от 1 до 20 или алфавит. Задание делается на время. Это прекрасный инструмент для развития внимания и памяти.
  6. Диктант с визуализацией. Взрослый просит школьника прочесть предложение, затем закрывает его. Ребенок пишет его по памяти. Можно не писать его, а проговаривать или заменить предложение на отрывок текста.

Чтобы развивать навыки скорочтения нужно заниматься регулярно.

Обучение скорочтению детей будет эффективным, если выделять на занятия час в день . Уроки стоит проводить в тишине , ребенок не должен отвлекаться на посторонние звуки и шумы. Нужно не забывать хвалить ученика за успехи , можно сделать специальную доску почета. Написать сколько знаков в минуту было в самом начале и фиксировать все достижения.

Обучение детей скорочтению позволяет развивать память, внимание и . Школьник начинает быстрее запоминать текст, он понимает и пересказывает прочитанное. Наблюдения педагогов подтверждают, что имеется связь между быстротой чтения и успеваемостью. Важно учить читать детей осмысленно, сопоставляя свои и книжные знания.