Смысл жизни а чем. Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире

Поиски смысла жизни продолжаются с сотворения мира. На разных этапах развития человечества объяснить его пытались религии и философские течения, лучшие умы трактовали это понятие с разных точек зрения. Предлагаем краткую историю поисков.

Вопрос о смысле жизни сопровождает человечество на протяжении всего периода его существования. Впрочем, нет, пожалуй, не всего. Во всяком случае, первобытных обитателей пещер эта проблема вряд ли могла интересовать. Для того чтобы вечный вопрос появился в умах, нужен был уже определенный материальный и культурный уровень развития общества.

Почему наша первая реакция на страдания, взгляд в сторону, как будто мы не хотели заражаться страданиями, как будто мы думали, что если мы увидим страдание, это повлияет на нас? Страдание вызывает страх и в то же время уважение, возможно, из-за этого страха.

Человеческое страдание вызывает симпатию, оно также вызывает уважение - и на его пути запугивает. Он содержит в себе размер тайны. Это особое уважение ко всем человеческим страданиям происходит от глубочайшей потребности сердца, а также от глубокого императива веры. Потребность сердца заставляет нас преодолеть запугивание, а императив веры обеспечивает содержание, чье имя и сила мы смеем коснуться того, что в каждом человеке кажется таким неприкасаемым: человек в своих страданиях остается неприкосновенной тайной.

Церковь, наука, искусство на протяжении веков пытались объяснить, в чем смысл жизни. Но никто не смог сделать это убедительно и немногословно. Может быть, у каждого он свой?

Великие умы о смысле жизни

Давайте выясним, что говорили по этому поводу великие умы.

Сократ

Этот древнегреческий философ, всю жизнь проживший в Афинах, смысл жизни усматривал не в том, чтобы добиваться материальных благ (сам он, кстати, был беден), а в том, чтобы быть добродетельным, совершенствоваться и жить, соблюдая этические правила. Стремиться к мудрости и совершать добрые поступки – высшее благо и цель человеческого существования.

Важность правильного отношения к воспитанию огромна. Семья, школа, другие образовательные учреждения, даже не только по гуманитарным соображениям, должны упорно работать на пробуждение и рафинирование, что чувствительность к ближнему и его страданию, символизируется фигурой Доброго самаритянина Евангелия. Притча о Добром Самарянине, а также о целом Евангелии, в частности, состоит в том, что человек должен чувствовать призвание в первом человеке, чтобы обеспечить любовь в страдании. Учреждения очень важны и незаменимы, однако ни одно учреждение не может заменить человеческое сердце, человеческое сострадание, человеческую любовь, человеческую инициативу, когда дело доходит до страданий другого человека.

Аристотель

Смысл жизни, согласно древнегреческому философу Аристотелю, состоит в том, чтобы стремиться к счастью, то есть осуществить свою сущность. Наверное, он имел в виду –воплотить свое призвание, проявить свой талант. И еще Аристотель полагал, что цель жизни – служить другим, делать добро.

Эпикур

По убеждению древнегреческого философа Эпикура, цель жизни – в стремлении к удовольствию. Однако при этом он имел в виду не чувственное наслаждение, а отсутствие физической боли, душевных страданий, страха смерти. Эпикур проповедовал созерцательное отношение к жизни, отстраненность от общества и государства.

Это относится к физическим страданиям; еще больше, когда дело касается различных моральных страданий, когда душа страдает в первую очередь. Что делать, чтобы не бояться? Что вы не чувствуете одиночества своих страданий? На многих страницах Евангелия описываются встречи Иисуса с людьми, страдающими различными заболеваниями. Святой Например, Матфей говорит нам, что Иисус праздновал всю Галилею, проповедуя там синагоги, проповедуя Евангелие Царства и исцеляя все болезни и всякую слабость среди людей.

И известие о нем распространилось по всей Сирии. Поэтому все те, кто пострадал, подвергались преследованиям, которые были поражены различными болезнями и недугами, одержимыми, эпилептиками и паралитиками, и он исцелил их. С самого начала Церковь, призванная Святым Духом, хочет подражать примеру Иисуса в этой области и поэтому признает, что долг и привилегия стоять рядом с теми, кто страдает и проявляет привилегированную любовь к больным.

Киники (Антисфен, Диоген)

Для Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы киников, а также его последователей, смысл жизни в стремлении к духовной свободе, к добродетели, которую они понимали как умение довольствоваться малым и избегать зла. Киники отвергали устои рабовладельческого общества, презирали материальные ценности и проповедовали аскетизм. Согласно их мировоззрению, человек не с состоянии изменить внешний мир, значит, нужно удалиться от него и сосредоточиться на внутреннем.

В такой встрече человек становится способом Церкви? - и это одна из самых важных дорог. Человек «умирает», когда теряет «вечную жизнь». Противоположность спасению - это не только временное страдание - любое - но конечное страдание: потеря вечной жизни, отказ от Бога, осуждение. Единородный Сын был дан человечеству, чтобы защитить человека прежде всего от этого окончательного зла и окончательного страдания.

В сентиментальном определении Бальзак сказал: Ребенок - это вторая поэма жизни. Это их прошлое и будущее. На листе, нарисовавшем силуэт ребенка, в тревожной оценке детской вселенной и жизни, Бранкуси отметил: «Когда мы уже не дети, мы уже мертвы». В свою очередь, философ и современный греческий писатель Константин Цатос призывает нас: Посмотрите на жизнь в слоях, в ее составляющих: расползание перьев, иногда сокрытие бриллиантов. Посмотрите на это целиком: лучший актив! И, перефразируя эту мысль, мы не можем отрицать, что бриллианты жизни можно отождествлять с детьми.

Стоики

Последователи философской школы, созданной афинским мыслителем Зеноном Китийским, проповедовали жизнь в согласии с природой и мировым разумом. В этом они видели смысл человеческого существования. Стоики верили в судьбу и предначертанность всего совершающегося в мире, однако при этом считали человека ответственным за свои поступки, призывали к сдержанности и мужественному отношению к превратностям судьбы.

Для каждой семьи, но и для всего мира. Дети представляют будущее, это непременным условием нашей непрерывности с течением времени. Сегодняшняя роль демографических факторов в экономическом и социальном развитии человечества сегодня единогласно признана. Комплексная и взаимная связь между экономическим и социальным развитием и эволюцией явлений и демографических процессов рассматривается как фундаментальная корреляция в эволюции общества. Проблемы населения являются фундаментальным фактором в планировании развития.

Процессы развития учитывают сложные связи, которые объединяют население, ресурсы, окружающую среду, развитие. Человек, рассматриваемый в целом, как ансамбль явлений, механизмов, биологических, физиологических, физических, психических, социальных, моральных, культурных отношений, является основным элементом. Человек, мыслящее, сентиментальное, социальное существо не может рассматриваться только как связь с великим биологическим циклом, который управляет природой, он привлекает внимание оцененного социолога, врача и демографа.

Моизм

Китайский философ Мо Ди, создатель философского течения, и его последователи первыми в Китае заговорили о смысле жизни. По их мнению, он состоял в достижении равенства между людьми. Одновременно декларировался отказ от богатства и удовольствий. Такое мировоззрение служило обещанием такого же равенства в загробной жизни.

Человек может влиять на свою среду, может быть, он может изменить ее в соответствии с его намерениями. Только человек строит модели поведения, размышляет о форме своей общественной жизни, подчиняется своему поведению правилам и идеалам общества. Подобно тому, как Природа наделила человека любовью к жизни для сохранения своего конечного, поэтому любовь, на которой основана пара, была заложена в нас для сохранения человеческого рода. Человеческая жизнь, ее инстинктивные энергии должны и должны быть смоделированы культурными нормами времени и общества.

Средневековая Европа и Индия

Европейцы и индийцы близки в своем понимании смысла жизни. По их представлениям, человек рожден для того, чтобы почитать предков, следовать религиозным идеалам и повторять судьбу своего рода.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ-иррационалист полагал, что, стремясь понять смысл жизни, человек создает религии и философию. Наш мир Шопенгауэр считал худшим из миров.

Проблемы демографического поведения следует понимать как сложное поведение определенных потребностей, интегрированных в культурную надстройку. Последствия культурной надстройки являются социальными правилами в отношении инстинктивных импульсов человека. Зная об отношениях этих энергетических полей, представленных обществом, нравственном, инстинкте, следует изложить правильные пути демографических исследований, неявно демографическое поведение.

Солидарность «храма», представленного семьей, также обеспечивается наличием детей

Если детей можно идентифицировать с бриллиантами жизни, тогда мы сможем защитить целостность своих персонажей. Статьи по теме. Старые статьи вроде этого. Сегодня врачи или психотерапевты часто приходят к вопросу от больных и клиентов: «Что такое жизнь?», Какая боль? Сегодня все больше и больше психотерапевт чаще связан с экзистенциальными человеческими проблемами. Сегодня психотерапевт часто сталкивается с проблемой отсутствия смысла в жизни, которая проявляется в форме экзистенциальной пустоты. Подход, который отличается от других психологических школ и который решает эту проблему, в частности, - это логотерапия.

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр считал, что смысл своей жизни придает сам человек. А Кьеркегор воспринимал жизнь как полный абсурд и задачу человека видел в создании собственных ценностей, которые бы противостояли этому тотальному абсурду.

Нигилизм

Выдающийся немецкий мыслитель-нигилист Фридрих Ницше говорил, что христианство лишает смысла земную человеческую жизнь, концентрируясь за загробной. Между тем, смысл жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека.

Среди титулов, которые он провел на протяжении всей своей карьеры, - профессор неврологии и психологии в Медицинской школе Венского университета, а также президент Австрийского медицинского общества психотерапии. Виктор Франкль не теоретик, потому что он имел редкую и трагическую привилегию развивать и применять центральные точки своей теории в концентрационном лагере в Аушвице и Дахау, где он содержался три года и был одним из тех, кто избежал смерти.

Логотерапия вводит введение экзистенциалистской философии в психологию. Виктор Франкль ясно дал понять, что термин «логотипы» происходит от греческого языка и означает смысл или цель, поэтому логотерапия придает значение чувству человеческого существования, а также поиск человеком такого значения. Говоря о логотерапии, не следует понимать дислексию, то есть терапию различных аномалий в формулировке слова, но нечто гораздо более глубокое. Логотерапия направлена ​​на то, чтобы вывести человека из узких границ инстинктов и желаний.

Позитивизм

Ярчайший представитель этого философского течения Людвиг Витгенштей изначально считал некорректной подобную постановку вопроса и, соответственно, неправильным и неадекватным любой из вариантов ответа на него.

Прагматизм

Уильям Джеймс считал, что смысл жизни нужно не искать, а создавать.

Социальная психология

Альфред Адлер, Карл Роджерс, Виктор Франкл утверждали, что смысл жизни глубоко индивидуален, то есть у каждого человека он свой. Стремление определить смысл существования присуще абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития. Согласно новейшим исследованиям, человек, который живет осмысленно, здоровее психически и меньше подвержен старческому слабоумию, нежели тот, кто смыслом жизни считает получение наслаждения.

Виктор Франкль заметил, что современный человек страдает в основном от экзистенциальных проблем. Логотерапия - это то, что психотерапия имеет характер, дающий человеку ощущение жизни, что означает для каждого человека, что означает, что он не исчерпывает себя в рамках своего биологического состава. Согласно логотерапии, мы можем найти смысл в жизни тремя способами: путем создания вещи или выполнения работы, путем встречи с другим человеком, то есть любовью и отношением, которое мы имеем перед лицом неизбежных страданий.

Таким образом, в жизни все энергии должны направляться на достижение значения, которое даёт возможность вывести клиента из «экзистенциального вакуума», болезни, характерной для современного мира, в которой преобладает состояние пустоты, беспомощности и отсутствия мотивации. С этой точки зрения логотерапия нацелена на то, чтобы спровоцировать человека несколько в будущем, так что, заботясь о смысле своей собственной жизни, он избегает порочных кругов неврозов, которые закрывают больного эгоцентричным эгоцентризмом.

Что говорят о смысле жизни мировые религии

Иудаизм

В рамках иудейской философии существуют три варианта ответа на наш вопрос. Первый – смысл жизни в познании Бога; второй – в любви к Богу; третий – в соблюдении Божьих заповедей. Предназначение еврейского народа – на собственном примере доказать всему миру, что предназначение человечества – служение единому Богу. Смысл человеческой жизни четко указан в Торе: жить в соответствии с предписаниями и запретами Торы.

Он также направлен на то, чтобы найти смысл в различных ситуациях или непредсказуемых событиях жизни, но особенно в страданиях. Просто потому, что страдание перестает страдать, когда человек обнаруживает смысл, такой как смысл очищения или жертвы. Виктор Франкль, наряду со своими последователями, считает, что логотерапия является третьей психотерапевтической школой в Вене. Первая - психоаналитическая школа Фрейда, вторая - школа индивидуальной психологии Адлера. Фрейдистский психоанализ говорит о «воле удовольствия», адлерская психология относится к «воле силы», а логотерапия Франкла говорит о «волеизъявлении».

Христианство

Согласно православию, поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога и посему обладает разумом, свободной волей и бессмертной душой, то и смысл его жизни заключается в уподоблении Господу, в познании Его и будущей блаженной жизни с Ним.

Ислам

Поклонение Всевышнему – смысл жизни мусульманина. Человек ответствен за свои поступки, но Аллах всемилостив.

Школа Фрейда может характеризоваться термином «самовыражение» или удовлетворением потребностей школы Адлера - «самореализацией», т.е. осознанием потребностей каждого человека, а также логопедией Франкла «самопоблаждением», что предполагает, что человек должен преодолеть с конкретным смыслом жизни, который не исчерпан в пределах своего существования. Как указывает Франкль, мнения о том, что поведение человека изменяется по «воле удовольствия» и «воле силы», чтобы удовлетворить инстинкты и реализовать индивидуальные возможности, преодолеваются сегодня и не могут объяснить полноту человеческого существования.

Индуизм

Цель жизни – в спасении и достижении высшего блаженства. Но путь к нему разные школы индуизма трактуют по-разному. Это молитва, бескорыстные дела, духовные упражнения, познание истины, отказ от наслаждений.

Буддизм

Смысл жизни в прекращении страдания. Поскольку источник страданий – желания, то необходимо достичь состояния нирваны, когда полностью отсутствуют желания, а значит, и страдания.

Нам нужно завершить психологию глубин с психологией высоты. Трагическая триада, как это называет Франкль, которая связана с человеческим существованием, - это определенная вещь, которую человек не может убежать, но должен ее принять. Это также фундаментальная концепция логотерапии, которая относится к трем великим экзистенциальным событиям, которые человек должен решать в своей жизни: страданиям, смерти и вине. Попытка охватить эти экзистенциальные события - невроз нашего времени. Определяя вину, он говорит, что это ответственность без свободы, поскольку самоотречение является свободой без ответственности.

Конфуцианство

Цель жизни – создание совершенного общества, когда воплотится в реальность гармония между людьми и Небом. Достичь этого можно путем самосовершенствования.

Даосизм

Познание Дао, следование ему и слияние с ним – вот в чем смысл жизни. А помогут в этом человеку любовь, смирение и умеренность.

Похоже, внятного ответа на сакраментальный вопрос о смысле жизни просто не существует. Сколько философских и религиозных течений, столько и вариантов определения. Мне же больше всего импонирует вот этот: делай что должно, и будь что будет.