Оптимальный режим труда и отдыха представляет собой. Рациональный режим труда и отдыха

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО

ТРУДА И ОТДЫХА

ПЛАН:

1. Творческая роль труда в филогенезе и онтогенезе человека.

2. Труд современного человека, основные группы профессий, соотношение умственного и физического труда в современном производстве.

3. Работоспособность и факторы ее, обусловливающие: наследственное, возраст, здоровье, тип суточного биоритма, мотивация и утомление.

О досуге, свободном времени и досуге. Понимание концепции безделья возникает в современности, немного неясной, учитывая широту термина, которая стала возможной благодаря различным чувствам, которые она принимает, в соответствии с реалиями внутренних подходов и интересов.

В наших исследованиях мы находим три термина, которые каждый день появляются как синонимы, и даже часто эксперты используют их в качестве эквивалентов. Однако известно, что такие термины имеют разные значения и, чтобы двигаться дальше, лучше разъяснять. Термины: досуг, свободное время и досуг.

4. Утомление, переутомление, причины развития, признаки, профилактика.

5. Принципы оптимизации трудовой деятельности по Н.Е.Введенскому.

1. Творческая роль труда в филогенезе и онтогенезе человека.

Рассмотрение рудовой деятельности человека входит в сферу старой и вечно новой проблемы взаимодействий организма со средой. Труд человека - это высшая форма взаимодействия организма с окружающей биологической и социальной средой. Как и любая форма взаимодействия, труд преследует достижение жизненного важного для особи и популяции конечного полезного результата. В ней в идеале гармонически сочетаются биологическая и социальная польза, выражающаяся в возможности субъекта раскрыть свою человеческую сущность и наилучшим образом адаптироваться.

Как можно заметить, в Бразилии в обычном смысле слова досуг и досуг кажутся похожими. Термин свободное время также нагружен одними и теми же чувствами, хотя в первых приближениях очевидно, что для досуга и досуга требуется свободное или свободное время и уважение свободы.

Текущие исследования показывают, что оба они сильно отличаются контекстом свободы, которую они призывают. В этом случае в бразильской социальной динамике представлены ценности капитала, связанные непосредственно со временем замещения энергии для работы. Другой предполагает чувство утопии для руководства якобы далеко идущей свободой, учитывая ее собственную преобладающую социально-экономическую динамику.

В процессе эволюции приматов труд определял магистральную линию биопрогресса и создал социальную форму бытия. Иначе говоря, труд создал человека. Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно преобразовались. Особенности строения скелета, развития мускулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге является результатом трудовой деятельности. Эффективность труда повысилась от того, что одна рука - левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая, совершенствоваться в его обработке.

В Мунне и Гомесе установлено, что существует сильное отношение слова «досуг» на испанском языке с греческим словом «учеба», наполненное чувством места для свободного индивидуального развития. Это восходит к образовательному процессу этой цивилизации. Термин «досуг» в настоящее время используется все чаще, может использоваться в его реальной концепции или ассоциироваться со словами, такими как развлечения, туризм, развлечения и отдых, но чувство досуга столь же противоречиво, как и происхождение и смысл термина «досуг».

С другой стороны, слово «досуг» защищает отрицательные ценности, проповедуемые пуританским религиозным влиянием, самой историей индустриализации и модернизации Бразилии, по которой возникновение нового порядка между предпринимателями и работниками, работниками и работодателями и необходимость социального контроля над временем вне работы, чтобы гарантировать порядок в элитарном обществе, наследуя колониальные ценности.

Правая рука все в большей степени участвует в тонких трудовых операциях. Когда в коллективном труде у человека появилась потребность передать информацию другому или узнать от него что-то, стала развиваться речь. Считается, что речь возникла в процессе труда. Труд рассматривается своего рода «толчком» к развитию членораздельной речи. В результате этой те сной связи речи с трудом двигательный центр речи развился по соседству с центром правой руки в левом полушарии мозга.

Необходимо указать еще один источник недоразумений в понимании этих условий в Бразилии. Известно, что в доиндустриальных обществах досуговые мероприятия, в наши дни связанные с досугом, были связаны с поклонением, традициям, фестивалям, и на самом деле не было досуга как такового, поскольку работа была связана с игривостью и творческим удовольствием.

Работа и досуг были интеркалированы в повседневной жизни человека. Рабочее и субъективное время было трудно воспринимать отдельно, поскольку оба имели внутренние отношения. Любопытно отметить, что в обществах, где индустриализация не была гегемонистской, эта взаимосвязь игривого и творческого характера, которая сегодня связана с досугом, присутствует в трудовой деятельности, которая не составляет индустриальной модели производства.

Проявление членораздельной речи, т.е. абстрактного мышления, обеспечило переход приматов на следующую степень эволюции - человеческую. По сути, человек тем и отличается от животного, что он владеет членораздельной речью, абстрактным мышлением.

Имея тесную генетическую связь с трудовой деятельностью, членораздельная речь играет решающую роль и в формировании человека в процессе онтогенеза. В раннем детстве в возрасте от 2 до 5 лет головной мозг обладает генетически обусловленной высокой сенсорной чувствительностью к восприятию речи. Этот период называю критическим. Для развития речи в онтогенезе он является особенно важным в этот период и определяющую роль в становлении членораздельной речи играет социальная среда. Способность говорить, мыслить по-человечески формируется только тогда, когда ребенок слышит членораздельную речь и общается в человеческом окружении. Оказалось, что филогенетическая связь речи с двигательной активностью кистей рук проявляется и в онтогенезе. Речь у ребенка развивается быстро, если целенаправленно развивать двигательную активность пальцев рук, особенно правой.

Элунгу, обсуждая временную структуру в некоторых африканских обществах, говорит о трудностях адаптации племен к модели временного разделения, навязываемой промышленной производительной организацией, и, следовательно, сопротивлению отдельных лиц отделять их производственную деятельность от игривых удовольствий. В некоторых из этих обществ нет никаких отличительных категорий между работой и досугом.

Было продемонстрировано безделье, как и труд, но только после промышленной революции, с появлением так называемого свободного времени, представляющего собой завоевание рабочего класса против эксплуатации капитала, было продемонстрировано четкое разделение времени, пространство работы и досуг, а время для деятельности, которая обращается к физической и умственной замене.

2. Труд современного человека.

Несмотря на свою социальную обусловленность, труд, с биологической точки зрения - это деятельность. Она (деятельность) определяется жизненными процессами организма. Следовательно, труд связан с затратой энергии и пластического материала организма.

Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей деятельности центральной нервной системы, без волевых усилий и мысленных процессов. Тем не менее, при оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно­ сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие напряженность труда, отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Досуг - это настоящее слово в бразильской реальности, и из исследованной литературы можно заметить замечательное влияние французского социолога Дюмазери, как уже было показано. Таким образом, досуг занял. По словам Дюмадье, досуг осуществляется на полях социальных обязательств за время, которое варьируется в зависимости от формы интенсивности их участия в его трудовой деятельности. Отдых находится на видном месте, с функциями отдыха, развития личности и веселья. С другой стороны, досуг представляет собой нечто большее, чем эти категории, оно находится в амбиции освободительного, безвозмездного, гедонизма и личного, будучи этими факторами, не обусловленными исключительно социальным, а по образу жизни каждого, связанного с удовольствием.

Подсчитано, что еще в середине прошлого века из всей энергии, которая производилась и потреблялась на Земле, только 4% приходилось на долю механизмов, 96% - на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе составляет всего 1%.

Выделяют четыре основные группы профессий: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда. В современном производстве все эти формы груда представлены, но доля первых снижается, а последних возрастает. Труд современного человека становится все более интеллектуальным: уменьшается доля физических нагрузок, требующих больших энергетических трат. Но облегченный таким образом труд становится все более отягощенным умственно. Новый труд требует высокой производственной культуры, знаний и умений, большого внимания и напряжения, не только репродуктивной, но и творческой деятельности, часто с принятием ответственных решений. Это создает условия для психофизического напряжения.

Социолог Ренато Рексика понимал «досуг как необязательное занятие, свободный выбор человека, который его переживает и чьи ценности обеспечивают условия для выздоровления и личного и социального развития». Автор указывает, что городская промышленная среда позволила работнику иметь действительно свободное время и с тенденцией к увеличению. Понятно, что его исследование важно для размышлений о досуге в Бразилии, поскольку оно направлено на понимание того, что свободное время является незаменимым элементом для развития досуга и человека.

Таким образом, складывается такая ситуация, что труд современного человека совмещает в себе две тенденции: положительную, выражающуюся в физическом облегчении, и отрицательную, проявляющуюся в увеличении психофизического напряжения. Потому труд работника современного производства становится вес более утомительным. Отсюда изучение вопросов, связанных с факторами, обуславливающими высокую работоспособность и сохранение здоровья на длительное время, являются наиважнейшими.

Еще одним бразильским исследователем выдающейся постановки, и он берет его линию мысли из теорий Дюмадье - Марцеллин. Этот исследователь показывает досуг как бескорыстную, некоммерческую, расслабляющую, социальную и освободительную деятельность. Для Марчеллино политическая и экономическая демократия является основным, если не достаточным, условием для подлинной популярной культуры; для устранения социальных барьеров, которые препятствуют созданию и культурным практикам.

В вышеприведенных определениях можно заметить, что освобождающий характер досуга является результатом свободного выбора, хотя это не существует абсолютно, поскольку свободный выбор характеризуется различными факторами, особенно социально-экономическими.

3. Работоспособность и факторы, ее обуславливающие

Ценность работника любого вида деятельности определяется производительностью труда, которая при всех прочих равных условиях зависит от его квалификации. Квалификация, в свою очередь, обуславливается двумя моментами: во-первых, врожденными профессионально ценными психофизиологическими качествами; во-вторых, приобретенными в индивидуальной жизни знаниями и умениями. Отсюда: уровень квалификации -это реализованные путем тренировки в конкретной деятельности врожденные задатки.

Появляются новые исследователи, предлагающие критические подходы к исследованиям в области досуга в Бразилии, объясняя необходимость визуализации этого явления в результате конкретного бразильского социально-экономического процесса, обращая внимание на необходимость наблюдать это явление как социальную разработку, обусловленную доминированием, отчуждением, созданным капитало-трудовое отношение, о котором, согласно его заявлениям, не следует бежать.

В этом смысле мы подчеркиваем работу Маскаренхаса и Маркассы, в которых наблюдаются такие места размещения. Товар не только исключение в мире досуга, как прежде, а скорее почти общее правило, которое доминирует в нынешней исторической сцене. В работе Маскаренха упоминается работа Маркассы об изобретении досуга в Бразилии, в которой он связывает это явление с интернационализацией капитала.

С учетом всех этих моментов цена работника современного производства все же определяется одним из важнейших критериев - работоспособностью.

Работоспособность определяется следующими факторами: наследственностью, возрастом, здоровьем, типом суточного биоритма, мотивацией и утомлением.

Наследственность и работоспособность

В сочетании с колониальной традицией досуг будет страдать от всех видов вмешательства и контроля, при условии своего морального осуждения, которое стремится приспособить старый образ жизни к требованиям капиталистического производства. Как объясняет автор, досуг представлял собой выражение преднамеренных действий по формированию пролетарской субъективности, процесса институционализации культурной жизни, которая достигла социального формирования рабочих в направлении буржуазии общества, тем самым исключая неприсоединившийся опыт к новой дисциплине труда.

Наследственность обуславливает набор определенных, профессионально ценных качеств. Сюда входят, прежде всего, индивидуальные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), определяющие тип высшей нервной деятельности (темперамент). По классификации И.П.Павлова, существует четыре типа: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик); сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик); слабый (меланхолик). Представители сильных типов обладают более высокой работоспособностью.

С промышленной революцией становится очевидной новая концепция безделья, концепция, противоположная концепции греческого созерцательного досуга, пропитанной пуританским менталитетом, «отцом всех пороков». Таким образом, работа становится источником всех добродетелей, а рабочий день увеличивается пугающе, тем самым создавая психосоматические дискомпенсации у подавляющего большинства людей, по словам Пола Лафарга и Бертран Рассела, ожесточенных критиков мистификации работы и его лишний избыток.

Беспокойство, сегодня, стало источником споров. Мы знаем, что сокращение рабочего дня вызвало свободное время, а также проблему с его надлежащим использованием. Для Герберта Маркузе безделье управлялось таким образом, что оно стало механизмом, генерирующим идеи потребителя, то есть досуг использовался для создания ложных материальных потребностей. Из-за этого мы имеем сегодня преобладание Тер над Существом, которое порождает амбициозные амбиции для процветания.

Среди них подвижные отличаются высокой гибкостью к перемене ситуаций и могут работать эффективно в условиях дефицита времени (идеальный тип» по Павлову). А медлительные характеризуются высокой надежностью в решении взятых на себя задач «работяги». Представители слабого типа обладают высокой чувствительностью. Это выдающиеся дегустаторы, деятели искусства.

В 1990-е годы слово «идиотская мода» в Бразилии появилось в результате публикаций социолога Доменико де Маси, который провозглашает свою идею творческого досуга как модель, которой должны следовать люди и организации, в поисках образа жизни и творческого творчества, от сокращения рабочего времени, децентрализации компании как места работы и появления новой экономики, сосредоточенной на новом свободном времени.

В примечании о расследовании Маскаренхаса установлено, что. Для этого автора подход Де Маси отмечен утилитарными и компенсаторными ценностями. Дело в том, что Де Маси не рассматривает творческий досуг как компенсацию побега за неудовлетворенность работой или как инструмент для восстановления рабочей силы, а скорее как сама работа, предположительно колонизированная безделью, т.е. творческая работа которая в то же время путается и приравнивается к творческому досугу.

Большое значение имеет врожденный тип высшей нервной деятельности, зависящий от соотношения первой и второй сигнальных систем. По классификации Павлова - это художественный тип, воспринимающий мир преимущественно в конкретных образах действительности; мыслительный - базирующийся преимущественно на понятийном (речевом, символическом) восприятии действительности и умозаключениях; и средний - пользующийся в одинаковой степени тем и другим видом восприятия и мыслительной деятельности.

Никто не хочет защищать или атаковать ту или иную мысль здесь. Он призван продемонстрировать основные идеи о досуговых и досуговых явлениях, которые мешают общему пониманию темы в Бразилии. Отдых свободен, досуга нет. Отдых и досуг часто воспринимаются как относящиеся к одному и тому же социальному явлению. Тем не менее, это понятия, которые имеют разные натуры. Свободное время, в частности, представляет собой концепцию, которая приводит к многим недоразумениям, потому что, ссылаясь на квалификатор «свободный», прямо предполагает намек на время «несвободы», против которого оно выступает.

Представители художественного тина преуспевают в сфере искусства (художники, скульпторы, артисты и т.д.). Адекватная сфера эффективной деятельности представителей мыслительного типа - философия, математика и т.д. Средний чип работоспособен во всех сферах, требующих конкретного восприятия действительности во всех ее проявлениях и способности к умозаключениям.

Фактически, имя свободного времени, несмотря на то, что его рассматривают со времен древних греков, получает освобождение от его противостояния современной концепции работы. Это понятие времени, свободного от работы, приводит к отрицательной концепции последнего, т.е. подчеркивает налоговый характер трудовой деятельности. Следует признать, что свободное время в данном контексте является временной ссылкой и подразумевает разделение «единства» времени, которое противоречит рабочему времени.

Хотя для многих людей свободное время воспринимается как деятельность, то разница в досуге - это временная ссылка, которая, благодаря квалификатору «бесплатно», приобретает сложность, которая сводит ее с толку. Эта концепция важна, поскольку, если идея свободного времени становится более распространенной из современности, более ранняя, более общая ссылка была на праздность. Исторически и по критерию активности, это праздность, которая выступала против работы.

Возраст, здоровье и работоспособность

От возраста зависят такие показатели работоспособности, как продуктивность и скорость. Чем меньше возраст субъекта, тем ниже эти показатели.

Здоровье - один из важнейших факторов работоспособности. Здоровый человек, при всех прочих равных условиях, отличается высоким уровнем работоспособности и высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Тип суточного биоритма в значительной степени определяет динамику работоспособности в течение суток.

Мотивация, установки и работоспособность

Мотивация и установка на определенный вид деятельности являются

одними из решающих психофизиологических факторов работоспособности человека. Как упоминалось раньше, мотивация - это целенаправленная потребность, побуждающая к деятельности и контролирующая ее. Установка - это готовность к определенному виду деятельности, она формируется на основе мотивации под влиянием системы ценностей. Установка направлена на создание режима наибольшего благоприятствования определенной программы действия. Через этот механизм мобилизационной готовности она влияет на работоспособность.

Степень мобилизационной готовности, а, следовательно, эффективность работоспособности, зависит от вида установок. Различают установки по уровню достижения намеченного результата (программа - минимум и программа - максимум) и по степени определенности (определенная и неопределенная установка).

Сила установки зависит от актуальности доминирующей мотивации, лежащей на ее основе; она же и определяет категоричность последней и отношение к возможным препятствиям.

В качестве яркого примера зависимости умственной работоспособности от установки может послужить исследование, проведенное рядом авторов на курсантах-выпускниках специального учебного заведения. Цель исследования состояла в проверке их способностей к выполнению ответственной работы в крайне неблагоприятных состояниях и что результаты обследования могут повлиять на. распределение их по месту общей службы. Для этого одна группа выпускников приняла терапевтические дозы фенамина (стимулятор), другая - ноксирон а с пинольфенном (снотворное). Курсанты знали об эффекте препарата, и действие его воспринималось ими как помеха. Однако установка на эффективности выполнения предложенных им тестов была весьма значимой. Результаты оказались поразительными. По ряду параметров (точность выполнения, быстрота, помехоустойчивость и др.) существенных различий у представителей этих групп не обнаружено не только по результатам умственной работы в «фенамином» и «ноксирон-нипольфенном» состояниях, но и по сравнению с результатами деятельности в нормальном состоянии (без приема препаратов). Имело место лишь то, что после приема фенамина испытуемые отмечали у себя повышенную реактивность на действие помех, а принявшие снотворное - не испытывали сонливости во время тестирования; спустя 2-3 часа, придя в общежитие и присев на кровать, многие тут же уснули, не раздеваясь.

Итак, значимые установки на достижение поставленной цели повышают работоспособность и обеспечивают ее устойчивость.

4. Утомление, переутомление, причины развития, признаки, профилактика.

Одним из существенных факторов, обуславливающих работоспособность, является утомление.

Утомление - это сложная реакция организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта: феноменологический, физиологический и биологический.

Феноменологический аспект - внешнее проявление утомления. Оно выражается:

В объективном показателе - снижений количества и качества работы;

В субъективном показателе - появлении ощущения усталости,
Физиологический аспект - нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды). В основе этого состояния лежит нарушение баланса « расходование - восстановление» энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма за счет преобладания процессов расходования.

Биологический аспект подразумевает значимость у томления для организма. С этих позиций утомление определяется как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной или интенсивной деятельности. Кроме того, утомление является необходимым условием для достижения положительного эффекта от процесса физической и умственной тренировки. Сущность этого механизма заключается в том, что в определенной фазе значительного утомления при нагрузках наступает состояние преобладания процессов восстановления над процессами расходования. Создается такая ситуация, при которой организм «вознаграждает» «прилежно» функционирующие системы, «дает» им больше, чем они расходуют. Чтобы получить стойкий положительный эффект, необходимо на этом уровне прекратить - тренировку, а на следующий день несколько увеличить нагрузку и добиться вновь преобладания восстановительных процессов в фазе утомления. Далее, систематически повторять эту ситуацию. В результате можно получить высокий эффект тренировки - повышенную работоспособность. Исходя из этого, известное изречение: «Без утомления - жизнь не интересна и не полезна» должно стать девизом каждого.

Когда речь идет об умственной работе, то ни у кого не возникает сомнение, что в этом случае утомляется мозг. Значительно труднее согласиться с тем, что и при физической работе утомляется тоже мозг. Согласно современным представлениям, при любом виде деятельности утомление развивается в структурах центральной нервной системы, ответственных за регуляцию этой деятельности. Первично утомление развивается в коре больших полушарий головного мозга, а процессы, приводящие к утомлению мышц, развиваются вторично, в результате нарушения деятельности мозга, регулирующего их.

По В.В. Розенблату: «утомление» человека представляет по биологической сущности корковую реакцию, по физиологическому механизму - утомление самих корковых центров, в картине которого компонент охранительного торможения играет важную роль».

При утомлении наступает торможение структур коры больших полушарий, и деятельность прекращается.

Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с настоящим. Оно возникает при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или недостаточный ночной сон, длительное пребывание у телевизора, приня тие алкогольных напитков, чрезмерная еда и т.п.), а также - при чрезмерной рабочей нагрузке изо дня в день. Несоответствие отдыха рабочей нагрузке приводит к длительному нарушению баланса процессов расходования - восстановления.

Переутомление характеризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение рабочего дня. Появляются жалобы на повышенную утомляемость.

Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематически повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление - это уже пограничное состояние с заболеванием.

Хроническое утомление, если оно продолжается даже в течение нескольких дней, может привести к заболеванию и, в первую очередь, к различным неврозам.

Признаки хронического утомления достаточно хорошо выражены, что делает доступным его диагностирование любому из нас, даже не обладающему специальным опытом в этой области.

Первый признак - ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня.

Второй признак - повышенная раздражительность. Человек реагирует совершенно неадекватно на всевозможные, даже самые незначительные раздражители: шутки товарищей, справедливые замечания руководителей и т.п.

Третий признак - исчезновение интереса к работе.

Четвертый признак - ослабление интереса к окружающим событиям, даже тем, которые касаются самого данного лица.

Пятый признак - снижение аппетита.

Шестой признак - падение веса тела.

Седьмой признак - нарушение сна: трудное засыпание и просыпание, б ессонница, порывистый поверхностный сон, кошмарные сновидения и т.д.

Восьмой признак - понижение устойчивости к различным инфекциям и, в первую очередь, предрасположенность к простудным заболеваниям.

Кроме этих симптомов, могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век, понижение кровяного давления до 90/мм.рт.ст., повышенная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле, самолета и т.п.), затруднения в восприятии пространства, иллюзии и др.

Установить хроническое утомление можно только по совокупности признаков этих состояний, а не по одному из них, пусть даже и очень выраженному. Моносимптом (один, два симптома) может иметь причину, не связанную с работой.

Профилактика утомления выполняется при соблюдении следующих условий: Условие 1: тренировка в профессиональной деятельности. Работник должен обладать соответствующими знаниями и умениями в сфере своей деятельности, которые достигаются путем систематической тренировки (работы над собой). Профессионал более работоспособен и стрессоустойчив, чем непрофессионал.

Условие 2: Физическая тренировка. Систематическая физическая тренировка способствует не только укреплению скелетной мускулатуры, но и повышает общий обмен веществ организма и всех функций, включая мыслительную. Физически натренированный работник обладает более высокой работоспособностью и стрессоустойчив.

Условие 3: рациональное питание. Оно подразумевает сбалансированность питания и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности.

Условие 4: полноценный сон. Один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в головном мозге, а также - систематизация информации, полученной в течение бодрствования, и перевод ее из кратковременной памяти в долгосрочную.

Условие 5; культивирование положительных эмоций. Необходимо ежедневно эмоционально насыщать организм положительными впечатлениями, переживаниями (общение с близкими, посещение театров, художественных выставок, чтение художественной литературы, занятие любимым делом (хобби) и "гл.). Положительные эмоции создают состояние благополучия в организме, обеспечивая «вкус к жизни», активность и высокую жизнеспособность.

Условие 6: отказ от «дурных» привычек (курение, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм).

Условие 7: применение аутотренинга. Аутогенная тренировка способствует снятию напряжения и созданию в организме состояния благополучия (восстановление. гомеостаза). Для овладения аутотренингом существуют специальные руководства.

5. Принципы оптимизации трудовой деятельности по П.Е.Введенскому.

Н.В.Введенский считал, что переутомляется не тот, кто много работает, а тот, кто плохо работает. Под понятием «плохо» он подразумевал неправильную организацию труда и прежде всего - несоблюдение основных принципов. Введенский имел в виду следующие принципы.

Первый принцип постепенности. В работу следует входить постепенно, не развивая максимального темпа и интенсивности работы, на который человек способен в данный момент. Иначе говоря, необходимо пройти фазу врабатывания.

Второй принцип последовательности . В работу надо входить последовательно, переходя от простого к сложному, от известного к неизвестному. То есть сначала надо усвоить азы, основы предмета, а затем переходить к более углубленному его освоению.

Третий принцип систематичности, ритмичности. Необходимо работать систематически, соблюдая определенный ритм. Не следует работать рывками, создавая периоды «ничего неделанья», и выполнять работу за счет «авралов». Это один из способов перенапряжения и истощения организма.

Четвертый принцип оптимального сочетания труда и отдыха. При организации труда необходимо соблюдение периодов отдыха: регламентированные паузы в течение рабочего дня; полноценный отдых (эмоциональное насыщение, сон и т.д.) по прекращении работы ежедневно, в конце недели и года.

Пятый принцип адекватной оценки труда обществом. Необходимо получать материальную и эмоциональную оценку труда в соответствии с его результатом. Заниженная или завышенная оплата труда, а также «уравниловка» отрицательно влияют на психику работников, создают у них хронический стресс, невротические состояния и деморализуют общество в целом. Это же касается и успехов студентов.

6. Хронобиологические основы жизнедеятельности человека.

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких - на молекулярном уровне - с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Организация рационального режима труда и отдыха , т. е. рационального чередования работы и перерывов, имеет огромное значение в комплексе мероприятий по повышению работоспособности и предупреждению утомления. В организации режима труда и отдыха возникают следующие основные задачи: первая -- определение времени предоставления перерывов для отдыха в течение рабочего дня, вторая -- установление длительности перерывов.

Первая задача решается сравнительно просто -- по учету, если это возможно, почасовой производительности труда в течение дня. Производительность труда имеет следующий характер: рост производительности в начале рабочего дня до некоторого уровня (врабатываемость) и падение ко времени обеденного перерыва; во второй половине рабочего дня характер кривой повторяется. При утомительной работе производительность труда может снизиться задолго до обеденного перерыва или конца рабочего дня. Перерыв для отдыха нужно предоставлять с таким расчетом, чтобы обеспечить устойчивую производительность труда в течение всего рабочего дня. При более дробном, например получасовом, учете производительности определение времени предоставления отдыха может быть более точным. В том случае, если производительность не поддается почасовому учету, можно для определения времени предоставления перерыва для отдыха использовать другие критерии: увеличение времени на трудовые операции и сокращение времени микропауз между операциями, возрастание показателей энергетических затрат или функциональных сдвигов той или другой системы, напряжение внимания и др. (рис.). персонал трудовой работоспособность утомление

Вторая задача -- определение длительности перерывов для отдыха, как правило, решается экспериментально путем сравнения 2--3 вариантов режима труда и отдыха. В течение рабочего дня обязательно предоставляется один длительный: перерыв на обед, причем рационально такой перерыв делать в середине рабочего дня. Кроме этого длительного перерыва, необходимо, исходя из учета почасовой производительности или других критериев, предоставлять короткие перерывы в течение рабочего дня. Полезность таких коротких перерывов для отдыха доказана многочисленными исследователями в области физиологии труда.

Рис. 1. Изменение лабильности зрительного анализатора при различных типовых работах (по С. А. Косилову). 1 -- конвейер легкой промышленности; 2 -- конвейер в машиностроении; 3 -- работа за сложным пультом управления; 4 -- работа с пневматическим клепальным инструментом; 5 -- стереоскопическая работа сравнительно легкая; 6 -- та же работа, но более трудная

Несмотря на более длительный общий отдых (30 минут), режим с шестью-5-минутными паузами дает большую производительность труда, чем прочие режимы. Очевидно, рационально предоставлять для отдыха короткие перерывы неодинаковой длительности, увеличивая их по мере продолжения работы

Одним из существенных факторов, обуславливающих работоспособность, является утомление. Утомление - это сложная реакция организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта: феноменологический, физиологический и биологический. Феноменологический аспект - внешнее проявление утомления. Оно выражается: - в объективном показателе - снижений количества и качества работы; - в субъективном показателе - появлении ощущения усталости,

1. Физиологический аспект - нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды). В основе этого состояния лежит нарушение баланса « расходование - восстановление» энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма за счет преобладания процессов расходования. Биологический аспект подразумевает значимость у томления для организма. С этих позиций утомление определяется как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной или интенсивной деятельности. Кроме того, утомление является необходимым условием для достижения положительного эффекта от процесса физической и умственной тренировки.

2. Сущность этого механизма заключается в том, что в определенной фазе значительного утомления при нагрузках наступает состояние преобладания процессов восстановления над процессами расходования. Создается такая ситуация, при которой организм «вознаграждает» «прилежно» функционирующие системы, «дает» им больше, чем они расходуют. Чтобы получить стойкий положительный эффект, необходимо на этом уровнепрекратить - тренировку, а на следующий день несколько увеличить нагрузку и добиться вновь преобладания восстановительных процессов в фазе утомления. Далее, систематически повторять эту ситуацию. В результате можно получить высокий эффект тренировки - повышенную работоспособность. Исходя из этого, известное изречение: «Без утомления -- жизнь не интересна и не полезна» должно стать девизом каждого. Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с настоящим. Оно возникает при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или недостаточный ночной сон, длительное пребывание у телевизора, принятие алкогольных напитков, чрезмерная еда и т.п.), а также - при чрезмерной рабочей нагрузке изо дня в день. Несоответствие отдыха рабочей нагрузке приводит к длительному нарушению баланса процессов расходования - восстановления. Переутомление характеризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение рабочего дня. Появляются жалобы на повышенную утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематически повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление - это уже пограничное состояние с заболеванием. Хроническое утомление, если оно продолжается даже в течение нескольких дней, может привести к заболеванию и, в первую очередь, к различным неврозам.

3. Профилактика утомления выполняется при соблюдении следующих условий:

Условие 1: тренировка в профессиональной деятельности. Работник должен обладать соответствующими знаниями и умениями в сфере своей деятельности, которые достигаются путем систематической тренировки (работы над собой). Профессионал более работоспособен и стрессоустойчив, чем непрофессионал.

Условие 2: Физическая тренировка. Систематическая физическая тренировка способствует не только укреплению скелетной мускулатуры, но и повышает общий обмен веществ организма и всех функций, включая мыслительную. Физически натренированный работник обладает более высокой работоспособностью и стрессоустойчив.

Условие 3: рациональное питание. Оно подразумевает сбалансированность питания и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности.

Условие 4: полноценный сон. Один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в головном мозге, а также - систематизация информации, полученной в течение бодрствования, и перевод ее из кратковременной памяти в долгосрочную.

Условие 5: культивирование положительных эмоций. Необходимо ежедневно эмоционально насыщать организм положительными впечатлениями, переживаниями (общение с близкими, посещение театров, художественных выставок, чтение художественной литературы, занятие любимым делом (хобби) и "гл.). Положительные эмоции создают состояние благополучия в организме, обеспечивая «вкус к жизни», активность и высокую жизнеспособность.

Условие 6: отказ от «дурных» привычек (курение, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм).

Одно из условий сохранения и укрепления здоровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна, питания - одним словом правильный режим дня . Соблюдение режима рабочего дня значительно облегчает любую деятельность, позволяет максимально использовать все возможности организма человека.

Ученые установили , что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.

Кроме того, было установлено, что описанные изменения работоспособности характерны лишь для части людей. Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. лучший юмор сети. Эти группы людей условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями» . Наибольшее число «сов» встречается среди людей творческих профессий, а «жаворонков» - среди рабочих и служащих.

Режим рабочего дня «сов» противоположен «жаворонкам» и самые продуктивные часы отодвигаются, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. Естественно в значительной мере преждевременно изнашивается организм.

Замечено, что на 5 - 6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность человека, но, к сожалению, современный человек это время просыпает.

Активные часы для всех - от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.

Пассивные часы - с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.

Уровень работоспособности колеблется не только в течение суток, но и в течение недели. В понедельник физическая и умственная работоспособность минимальна. Затем она постепенно возрастает, достигая максимальных значении в среду и четверг. В пятницу работоспособность вновь резко падает.

Интересно, что рабочая неделя сформировалась у разных народов независимо друг от друга. Свое название дни недели еще в древности получили по названиям видимых невооруженным глазом планет и Солнца. Понедельник считали днем Луны, вторник - Марса, среду - Меркурия, четверг- Юпитера, пятницу - днем Венеры, суббота была названа в честь Сатурна, а воскресенье в честь Солнца.

Зная закономерности недельных изменений работоспособности, можно оптимально организовать режим рабочего дня и спланировать время труда и отдыха, в таком случае Вам удастся соблюдать правильный режим дня. В частности, высокий уровень работоспособности во вторник, среду и четверг свидетельствует о нецелесообразности использования этих дней для отдыха. Выходные дни в субботу и в воскресенье требует более длительного вхождения в трудовую неделю. Поэтому понедельник называют «тяжелым днем». В этот день наибольшее количество несчастных случаев и аварий на производстве.