Скорость двигательной реакции. §1. Развитие быстроты. Список использованной литературы

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энерготрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Реальность местности и времени обучения не позволяет одновременно интенсивно развивать все физические качества. Ранняя специализация - это тот факт, что очень интенсивно практикуется только одна спортивная деятельность в самом начале жизни. Согласно модели долгосрочного развития спортсмена, ранняя специализация окажет негативное влияние на эмоциональные и психологические аспекты ребенка. Эта специализация привела бы молодого человека к травме, перетренированности, усталости и сложности при выполнении общих моторных навыков.

Это наблюдение регулярно проводится в различных мероприятиях, выходящих из учебных центров. «Модель развития спорта» предлагает еще одну траекторию достижения высокого уровня. Разнообразная спортивная практика до 12 лет, в каком возрасте развивается специализация. Авторы считают, что эта структура развития может вывести на высший уровень с более гармоничным физическим развитием и понятием удовольствия и повышенной завистью во взрослую жизнь. Другое исследование молодых баскетболистов в возрасте от 14 до 18 лет показало предрасположенность к травмам молодых людей, не имеющих диверсифицированной деятельности, в отличие от молодых практикующих из других видов деятельности.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

  1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.
  2. Быстроту одиночного движения.
  3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
  4. Частоту движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Поэтому для молодого футболиста, похоже, необходимо знать широкий круг мероприятий, которые могут принести ему гораздо более гармоничное физическое, двигательное и умственное развитие. Проект физического развития для молодого футболиста. В этом проекте учитываются качества, необходимые для футболиста, и различные факторы, влияющие на эволюцию ребенка в его жизни в качестве молодого футболиста, о котором говорится в предыдущих параграфах. Чтобы определить этот проект, вы будете опираться на «радугу молодого футболиста».

Исаак Ньютон разрезал радугу на семь цветов. Мы сделаем то же самое для молодого футболиста с 5 цветами для развития физических качеств, цвета для дополнительных видов деятельности и доминирующего цвета, который является футболом. Если пик опаздывает, период, называемый «препик» на радуге, может быть расширен. Объем должен быть прогрессивным, он постепенно увеличивается с четкой эволюцией при переходе к игре до 11.

Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно),

Будучи подростком, маленький футболист должен развивать много физических качеств, поэтому очень важно использовать поддержку интегрированной физической подготовки, чтобы проводить время в техническом и тактическом обучении при разработке спортивных способностей. Позже, в карьере молодого взрослого, физическая подготовка «диссоциирована» будет необходима, если целью является развитие физических качеств. Следует выделить три основных периода. Первый, который будет называться «футбольной школой», будет отдавать приоритет технической работе, избегая феномена «ранней специализации».

В простой реакции выделяют два ее компонента:

  1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
  2. Моторный, за счет совершенствования которого в основном и происходит сокращение времени реакции.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

Этот период благоприятен для развития моторных навыков, это цель номер один. Эти двигательные навыки должны быть «общими» и неспецифическими. Второй период - ключевой период развития молодого футболиста, «сердце обучения». Главным фактором, который следует учитывать, является рост и ситуация в связи с пиковым ростом ребенка. Аэробное обучение будет предпочтительным в течение 2 лет вокруг пика роста. Сила должна будет развиваться непрерывно во время эволюции молодого человека, сначала путем обшивки, а затем массой тела, чтобы придать ей легкую нагрузку в течение 1 года после максимального роста.

При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.

Наконец, третий период будет сосредоточен на развитии взрывоопасности и скорости более интенсивным и диссоциированным способом для оптимального развития. Параллельно с этим аэробное развитие должно осуществляться посредством игры, умножая тематические ситуации и уменьшенные числа.

Лозунг будет «играть». - Предложить курсы общей психомоции. - Используйте мяч для развития координации. - Играйте в другие виды спорта - Играйте - двигайтесь - получайте удовольствие - Введение в гибкость. «Сердце обучения»: ключевой период обучения для молодого футболиста, который также является ключевым игроком в физическом развитии. Мониторинг молодежи здесь становится фундаментальным. Размер и вес должны регистрироваться ежемесячно в соответствии с определенным протоколом. Цель состоит в том, чтобы определить уровень роста, эволюцию веса ребенка и момент, когда его пик роста вмешивается.

Методика развития быстроты

Для развития быстроты простой реакции используют повторное, максимально быстрое выполнение тренируемых движений или упражнений по сигналу. В самостоятельных занятиях сигналом может быть звук брошенного предмета, магнитофонная запись и др. Большую пользу принесут упражнения в облегченных условиях. К упражнениям такого рода можно отнести выполнение стартов под команду (сигнал) под уклон до 15 градусов или с помощью резинового амортизатора. Например: бег со старта на 10-15 метров х4-6 повторений х 2-3 серии. Необходимо помнить, что продолжительность упражнений для решения данной задачи не должна превышать 4-5 секунд.

Основываясь на хронологическом возрасте ребенка, мы можем расположить его как «поздний», «нормальный» и «ранний». Внутри этих групп место должно быть оставлено на опыте молодого человека и, следовательно, на трудность предложить. «Диссоцированный период»: символизируется падением темпов роста и началом этапа «обучать конкуренции». Акцент должен быть сделан на скорости, взрывоопасности и мощности. Планирование должно оставить важную часть диссоциированной физической подготовки для оптимизации прогресса.

Вертикальная плиометрия должна иметь центральное место в физической подготовке. - Развитие скорости за счет более сложных и несогласованных ситуаций. - Используйте общее движение мышц. - Использование прерывистой работы - Планирование плиометрических упражнений.

Однако в рукопашном бою во многих случаях приходится сталкиваться со сложными р е а -к ц и я м и, для реализации которых необходимо: 1) адекватно оценить ситуацию; 2) принять двигательное решение; 3) оптимально его выполнить. При этом необходимо помнить, что чем больше имеющихся альтернатив для принятия решения, тем более затруднено само его принятие и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при сокращении ее моторного компонента.

Последующие мероприятия по обучению Для решения проблем, возникающих у молодого человека и его развития, необходимо установить контроль за нагрузками на обучение. Первая идея - определить «время» обучения в соответствии с вовлеченной возрастной категорией. Никаких сеансов слишком мало для маленьких. Также знайте о фактическом времени тренировки игрока в упражнении. Затем, при наступлении полового созревания, должно быть создано более точное наблюдение, чтобы не предлагать чрезмерные нагрузки на тренировки для молодежи в состоянии усталости.

Чем менее трудным и более автоматизированным является движение, тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение. Отрабатывая технику рукопашного боя в различных "стандартных" комбинациях ударных и защитных действий, Вы как раз и решаете проблемы ускорения принятия решений.

Еженедельные формальные анкеты могут также определять состояние временной усталости. Эти «когнитивные» данные должны быть связаны с объективными данными для мониторинга роста и статистики травматизма. Скорость обучения является приоритетной задачей, если вы хотите иметь возможность выполнять на 50 или 100 метров, но она будет развивать качества, которые также будут полезны для пловцов на большие расстояния.

Это может служить двум целям.

  • Увеличьте максимальную скорость плавания.
  • Поддерживайте эту максимальную скорость, насколько это возможно.
Это очень требовательный тренинг, он скорее ориентирован на пловцов, которые подтвердили, что смогут поддерживать технику плавания на высоких скоростях.

Гипоксия, сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к ухудшению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

Сложные реакции на движущийся объект (РДО) идентифицируются в основном с быстротой реагирования на удары и передвижения соперника. Время реакции может составлять от 0,25 до 1,0 секунды. На сенсорную ее фазу уходит примерно 0,05 секунды. Основное значение для быстроты реагирования на действия противника имеет способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект. На это и должна быть направлена тренировка.

При максимальной скорости мышцы вырабатывают большую часть энергии, необходимой молекулам креатина и гликогена, хранящимся внутри мышечных клеток. Это производство энергии происходит без кислорода, что объясняет, почему спринтеры дышат очень мало на 50-м фристайле.

Однако, в отличие от других видов усилий, производительность в очень ограниченной степени зависит от этих механизмов производства энергии и в значительной степени зависит от качества связей между нервной системой и мышцами. так называемые нейромышечные факторы, их улучшение позволит улучшить скорость сокращения, улучшить координацию между мышцами и лучшую синхронизацию мышечных волокон в одной мышце.

Тренировочные требования должны при этом постепенно усложняться путем:

  1. увеличения скорости перемещения;
  2. внезапности появления объекта;
  3. сокращения дистанции реагирования.

В самостоятельной работе для этого можно использовать подвижные игры с малым мячом или специальные упражнения. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

Чтобы развить эти нервно-мышечные факторы, пловец должен действительно тренироваться на 100% своих возможностей. Это все трудности тренировки по скорости, требующие максимальных инвестиций. Для этого требуется как мотивация отталкивать назад ограничивая концентрацию, чтобы поддерживать свою технику плавания и быть в состоянии физической свежести, что позволяет плавать до максимальной интенсивности. Успех этого обучения действительно заключается в качестве выполняемой работы, а не в количестве.

Предпочтительно, чтобы упражнения по скорости были размещены в начале сессии сразу после разминки, которая должна быть постепенной и достаточно длинной, чтобы подготовить тело к этим интенсивным усилиям. Если сеанс посвящен исключительно упражнениям скорости, желательно, чтобы он был запланирован сразу после дня отдыха или после тренировочного дня с низкой интенсивностью.

Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки в рукопашной схватке, ведь противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности. При тренировке такой реакции необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных альтернатив, что и используется при отработке связок ударов и защит различной сложности.

Скорость может развиваться через полные плавающие спринты, но также только в ногах или руках. Также очень важно использовать оборудование для изменения условий обучения. Увеличивая сопротивление, которое в основном позволит развить силу. плавая в превышении скорости, что улучшит частоту движений. Как мы видели во введении, скоростное обучение может быть нацелено на развитие его максимальной скорости или на выносливость на скорости. Методы обучения будут отличаться в зависимости от желаемого эффекта.

Развивайте максимальную скорость

Максимальная скорость достигается при спринте на короткие расстояния. Продолжительность отдыха между каждым спринтом должна быть важной, чтобы обеспечить полное восстановление и, следовательно, иметь возможность сохранять максимальную интенсивность. Если производство энергии по существу не содержит кислорода, это не то же самое для восстановления. Вот почему желательно принять активное восстановление, которое позволяет увеличить подачу кислорода в мышцы.

Во всех видах единоборств у мастеров большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции выбора играет фактор предвосхищения ситуации, когда опытный боец реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему противника.

Это связано с тем, что в каждом движении есть две фазы:

  • позно-тоническая, выражающаяся в трудноуловимом изменении позы человека и перераспределении напряжения мышц;
  • собственно движение.

Мастера умеют реагировать уже на первую фазу. Этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты. К сожалению, самостоятельно, без партнера, отрабатывать в упражнениях сложную реакцию с выбором из нескольких альтернатив, да еще с предвосхищением действий соперника, практически невозможно.

Разработка скоростной выносливости

Скорость выносливости состоит в том, чтобы поддерживать максимальную скорость как можно дольше. Вы можете либо увеличить дистанцию ​​спринта, либо уменьшить время отдыха для неполного восстановления. Это более сложные упражнения с более высоким производством отходов, спокойно плавайте на несколько сотен метров в конце серии, чтобы восстановиться.

Скорость в планировании

Улучшение скорости - это сложный процесс, контролируемый нервной системой, но необходимо научиться быстро двигаться, но, прежде всего, поддерживать хорошую технику на высоких скоростях, что требует времени и, после приобретения, необходимо поддерживать. Поэтому желательно поддерживать форму скоростного обучения в течение года.

Несмотря на важность быстроты реагирования на действия противника, в рукопашном бою все же наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - ударов, защит, изменений положения тела, перемещений и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявлять человек, зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей: динамической, силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством.

Обучение может включать самые разнообразные формы обучения в начале сезона, а затем приближаться к условиям соревнований со спринтами в полном плавании в специальном плавании. Благодаря различным элементам, которые мы только что обсуждали, вы сможете понять, как мы строим наши примеры сеансов, но прежде всего вы сможете создавать свои собственные сеансы для развития своей скорости.

Во многих видах спорта скорость гонки является важным фактором производительности, и многие считают, что это физическое качество недостижимо из-за генетических аспектов, которые его определяют. В течение очень долгих лет основным эталоном для оценки скорости спортсмена была линейная производительность спринта. В коллективных видах спорта способности ускорения и внезапные изменения направления намного превышают максимальную скорость или продолжительность, в течение которых она может поддерживаться; не забывая, что бег с мячом в руках или в ногах меняет общий баланс бега.

Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у хорошо физически подготовленных людей, как правило, не наблюдается. Это говорит о том, что если Вы хотите повысить скорость выполнения каких-то специфических (ударных или защитных) действий, то должны тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

Для развития скоростных Способностей используют упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям:

  1. возможности выполнения с максимальной скоростью;
  2. освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;
  3. во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

При выполнении серии движений с максимальной частотой какому-либо сегменту тела вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т.д. В связи с этим, с ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы не успевают за такие малые промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться. Работа мышц при этом приближается к изометрическому режиму. Поэтому в ходе тренировки необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Высококвалифицированные спортсмены как раз и отличаются способностью к сокращению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности релаксации мышц, в том числе и аутотренингом.

При решении задач изучения и совершенствования техники скоростных движений (ударов, защит) необходимо учитывать и возникающие при этом трудности сенсорной коррекции при их выполнении. Для решения этой задачи рекомендуется соблюдать два правила:

  1. Изучение необходимо проводить на скорости, близкой к максимальной (как говорят, в 9/10 силы), для того, чтобы биодинамическая структура движений по возможности не отличалась при их выполнении на предельной скорости и чтобы был возможен контроль над техникой движений (такие скорости называются контролируемыми).
  2. Необходимо варьирование скоростью выполнения упражнения от предельной до субмаксимальной.

Важным условием повышения эффективности и экономичности серий скоростных движений в рукопашном бою выступает возможность использования энергии рекуперации эластических структур мышц и связок, т.е. способности накапливать энергию их упругой деформации в подготовительных фазах и реализация этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой "неметаболической" энергии в общем объеме энерготрат увеличивается с повышением скорости движений. Поэтому необходимо повышенное внимание к развитию гибкости и улучшению эластичности мышц, обеспечивающих основные действия в бою, и целенаправленное совершенствование способности к рекуперации энергии.

В ходе поединка бойцы обычно сталкиваются с необходимостью комплексного проявления различных форм быстроты и скоростных движений: одиночных и серийных ударов, принятия защиты, передвижений, а также быстроты перехода от защиты к атаке и наоборот. При этом увеличение скорости выполнения одиночных ударов почти не отразится на частоте выполнения их серией, или быстроте реакции на действия противника, или на скорости передвижения. Поэтому в тренировках необходимо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для эффективного ведения рукопашного боя. И тот., кто этого не поймет и не будет целенаправленно работать над решением проблемы, может остаться беспомощным перед своими противниками, даже обладая хорошей техникой.

В самостоятельных тренировках, направленных на развитие быстроты, рекомендуется применять аналитический метод, основанный на относительно избирательном совершенствовании отдельных ее форм. Ниже приводятся наиболее простые и достаточно эффективные для самостоятельного решения поставленных задач упражнения. Следует лишь помнить, что работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Обычно такая тренировка сочетается с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Упражнения для развития быстроты

1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием: подвесить газетный лист и наносить удары по нему - если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги.

Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с утяжелителями, но затем - обязательно без отягощения и с установкой на достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения. Отдых между сериями 1-2 минуты.

2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях.

3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в разных вариациях в течение 3 минут.

4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове (рис.185).

5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут (рис.186).

6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте (рис.187).

7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.

8. "Бой с тенью", в процессе которого осуществляется выполнение одиночных ударов или серий по 3-4 удара с максимальной скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными защитами, представляя перед собой конкретного противника:

техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты.

9. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).

10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности.

11. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или - круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд (рис.188).

12. Передвижение в различных стойках вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Упражнение выполняется ритмично, в чередовании с подскоками на месте по 10-20 раз подряд.

13. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз (рис. 18 9,190). Выполнять 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется медленным, расслабленным и плавным выполнением различных связок и формальных комплексов.

Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.

§1. Развитие быстроты

Быстрота - специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА) .

Целенаправленного развития быстроты и скорости движений требуют далеко не все современные профессии. Для большинства видов трудовой деятельности достаточно бывает того ее уровня, который достигается в процессе общефизической подготовки. Вместе с тем работа экономиста требует высокого уровня развития быстроты.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

- быстроту простой и сложной двигательных реакций;

- быстроту одиночного движения;

- быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое;

- частоту ненагруженных движений .

В профессиональной деятельности приходится сталкиваться и с разнообразными формами проявления быстроты (передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, и др.). Комплексные формы проявления быстроты принято называть скоростными способностями человека.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями.

Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов.

Так как может быть не один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение для профессиональной деятельности экономиста. В ходе решения профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы также предъявляют высокие требования к быстроте реагирования.

В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:

Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, имеющимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

Моторный , за счет совершенствования которого происходит сокращение времени реагирования.

При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата. У менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

Расчлененный метод сводится к тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.

Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени и направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:

На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой.

На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения.

На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определенной скоростью.

В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями , для реализации которых необходимо:

Адекватно оценить ситуацию;

Принять необходимое двигательное решение и оптимально его выполнить .

При этом необходимо помнить, что чем больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и тем длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.

Основы методики развития быстроты

В профессиональной деятельности наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности являются сложным комплексным двигательным качеством.

Профессионально-прикладной деятельности присущи четыре основных вида скоростной работы:

Ациклический -однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия.

Стартовый разгон -быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время.

Дистанционный -поддержание оптимальной скорости передвижения.

Смешанный -включает в себя все три указанных вида скоростной работы.

Для развития скоростных способностей необходимо применять упражнения, которые должны соответствовать следующим основным условиям:

Возможность выполнения с максимальной скоростью;

Освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.

Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости.

Ведущими при воспитании скоростных способностей являются повторный и соревновательный методы.

В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, используются два основных методических приема:

Воспитание быстроты в целостном движении;

Аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движений при выполнении упражнений.

В ходе тренировок по развитию скоростных способностей необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления . Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц.

Одна из основных задач на начальном этапе развития скоростных способностей в профессионально-прикладной подготовке состоит в том, чтобы не специализироваться в выполнении какого-либо одного упражнения или действия, а пользоваться и варьировать достаточно большим арсеналом разнообразных средств. Скоростные упражнения для этого необходимо использовать не в стандартных, а в изменяющихся ситуациях и формах (использование подвижных и спортивных игр).

Добиться увеличения скорости движений можно двумя различными путями:

Увеличением уровня максимальной (или предельной) скорости движений;

Увеличением максимальной силы работающих мышц.

Существенно повысить максимальную скорость движений чрезвычайно сложно, поэтому в практике для увеличения скорости используют второй путь - увеличение силы. Скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с собственно силовыми, то есть при развитии скорости движений надо как бы «опираться» на уровень максимальной силы.

В учебно-тренировочных занятиях надо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для успешной профессионально-прикладной подготовки. Следует всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления .

Обычно скоростные тренировки сочетаются с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. В процессе прикладной физической подготовки для развития быстроты и скорости движений могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях спортивными играми (настольный теннис, волейбол, баскетбол, ручной мяч), легкой атлетикой и другими видами спорта.

В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены ниже.

Упражнения для развития быстроты

Упражнение

Дозировка

ОМУ

И.П. - сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону

(бег со старта из различных положений)

Интервалы отдыха 1-1,5 мин по 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха; упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно; с контролем времени

И.П. - низкий старт

(бег с максимальной скоростью)

Выполнить 1-3 серии; отдых до полного восстановления дыхания

И.П. - высокий старт

(бег с предельной скоростью с «ходу» )

С 30-метрового разбега; выполнить 1-3 серии; отдых до полного восстановления дыхания

И.П. - высокий старт

(быстрый бег под уклон (до 15 градусов))

С 30-метрового разбега; выполнить 1-2 серии; с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции

И.П. - в беге

(передвижения в различных стойках: вперед-назад; вправо-влево; вверх-вниз)

Выполнить 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется упражнениями на гибкость и расслабление

И.П. - упор присев

(передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью)

Стараться выполнять в соревновательной форме, в эстафетах

И.П. - о.с., ладони рук сложены вместе

(ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой)

Движения могут выполняться вправо-влево, вверх-вниз или кругами в 3-4 серии; руки прямые; дыхание произвольно

И.П. - о.с., в руках скакалка

(ритмичные подскоки со скакалкой)

Стараясь периодически «прокрутить» скакалку руками более одного раза за один подскок; постепенно увеличивать скорость вращения рук

И.П. - о.с., руки на поясе

(подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами)

С периодическим ускорением вращения скакалки; выполнять 3-4 подскока в обычном темпе + 1-3 раза в ускоренном

И.П. - о.с., в руках мяч

(отбивание брошенного партнером мяча, «защищая» условные «ворота» или сектор у глухой стены)

Каждый выполняет по 10 бросков; упражнение выполнять обусловленно: только руками, только ногами, руками и ногами; постепенно сокращать дистанцию броска, увеличивать скорость броска

И.П. - стоя лицом к партнеру, кисти рук держать под ладонями партнера

(хлопки ладонями по тыльным сторонам кистей рук партнера)

Выполнять с предельной быстротой; упражнение можно применять и как игру, меняясь с партнером по очереди ролями: «хлопнул» своей ладонью по тыльной стороне его кисти - выиграл очко

И.П. - стоя лицом друг к другу, обе руки партнеров на уровне живота и ладонями вверх, руки «ведущего» -сверху

(хлопки своей ладонью по ладони партнера)

Стараться «захватить» лежащую в руке монетку (жетон); упражнение рекомендуется выполнять в форме игры

(уклоны от брошенного партнером мяча)

Каждый выполняет по 10 бросков; постепенно сокращать дистанцию или увеличивать скорость бросков; упражнение может выполняться в виде подвижной игры

И.П. - в беге

(бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью)

Упражнение выполняется по ступенькам лестницы на стадионе

(однократные прыжки в длину с места)

Упражнение выполнять с подхода или с разбега; выполнить 2-4 серии

И.П. - ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад

(многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный))

Упражнение выполнять одной или двумя ногами; выполнить 2-3 серии; следить за ритмом дыхания

(прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры)

Прыжки через 5-6 барьеров высотой 76-100 см; выполнять с установкой на «мгновенное» отталкивание

И.П. - стоя на подставке, ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад

(спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх)

Упражнение требует достаточно хорошей скоростно-силовой подготовленности; выполнять упражнение после предварительной тренировки в прыжковых и спринтерских упражнениях; выполнить 1-3 серии

Упражнения для подготовки в беге на 100 м

Упражнение

Дозировка

ОМУ

Общая разминка:

1. Медленный бег трусцой

Следить за дыханием

2. Общеразвивающие упражнения

Выполнить 4-6 упражнений

3. Упражнения на растягивание мышц ног и таза

Следить за амплитудой движений

4. Специальные беговые упражнения

Бег с высоким подниманием бедра

Активно работать руками; выше производить вынос бедра

Бег с захлёстыванием голени назад

Активно работать ногами с медленным продвижением вперед

Семенящий бег

Руки расслаблены

Бег на прямых ногах

Руки на поясе; ноги прямые; спина отклонена назад

Прыжки с ноги на ногу

Больше делать вынос бедра

Прыжки на одной ноге

Отталкивание перекатом с пятки на носок

Специальная разминка:

1. Бег с ускорением

Скорость бега постепенно увеличивать

2. Бег с высокого старта на технику

Следить за стартовым разгоном

3. Бег со старта под команду в полную силу

Отдых 1-2 минуты

4. Бег со старта за «лидером», в полную силу

Отдых 2-3 минуты

5. Повторный бег

Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, начиная с 80-процентного уровня от максимума; отдых 3-5 минут

6. Встречная эстафета

Отдых 3-4 минуты

7. Быстрый бег

Следить за ритмичной, незакрепощенной, согласованной работой рук и ног и в целом за техникой бега; отдых между пробежками 4-6 минут

8. Быстрый бег

С контролем времени пробегания дистанции; скорость бега постепенно увеличивать

Силовая тренировка:

1. Полуприседы со штангой или с партнером на плечах

Более подготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивание вверх из полуприседа; сделать 2-3 серии

2. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

Выполнить 2-3 упражнения

Заминка:

1. Медленный бег

Дыхание произвольно

2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания

Следить за интенсивностью движений; дыхание произвольно