Что такое скорость и как ее развивать. Методика развития быстроты двигательных реакций

Быстрота – это комплекс скоростных способностей, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Способность выполнять двигательное действие за минимальный отрезок времени.

Скоростные способности обуславливают быстроту выполнения двигательных действий, к ним относятся:

1) быстрота (простой и сложной) двигательной реакции;

2) быстрота одиночного движения;

3) частота движений – темп.

Сочетание этих 3-х показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты, (они не зависят друг от друга, так время двигательной реакции не зависит от скорости движения).

I. Быстрота двигательной реакции – оценивается латентным (скрытым) временем реагирования. Различают:

а). Простую двигательную реакцию – это время ответной реакции заранее известным способом на внезапный заранее известный сигнал (выстрел старт). Простая двигательная реакция (ПДР) имеет перенос, т.е. люди, быстро реагирующие в одних случаях, быстро реагируют в других (005-02 сек.-спортивная, 015-035 сек.-неспортивная). Простая двигательная реакция совершенствуется в различных, скоростных упражнениях. Однако упражнения на совершенствование реакции не сказываются на скорости одиночного движения (скорости движения, время реагирования на звуковой сигнал меньше, чем на световой).

Методика развития: на 1-ом этапе применяется метод повторного реагирования на внезапный сигнал, сюда относятся соревновательный метод, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). На 2-ом этапе совершенствуются сенсорный (чувствительный) тип реакций, вырабатывается способность к точному восприятию времени и его параметров в движении. Сначала учащихся информируют о времени реагирования, затем он сам оценивает его, и сравнивает с полученным результатом, и в конце учится реагировать с заранее обусловленным временем, для чего используются технические средства срочной информации (электросекундомер). Таким образом, спортсмен учится и начинает управлять своими двигательными реакциями во времени. 3-ий этап – расчлененный. На 4-ом этапе применяют психорегулирующую идеомоторную тренировку, здесь внимание уделяется на предстоящие движения, а не на сигнал (моторный тип реакции).

б). Быстрота сложной двигательной реакции - характеризуется временем реагирования на внезапный неопределенный раздражитель (сигнал), неопределенностью ответного действия (спортивные игры, единоборства). Время = 025 сек. до 1 сек. Сложные двигательные реакции складываются: 1. Реакция на движущийся объект. 2. Реакция выбора.

Реакция на движущийся объект по времени занимает от 025 сек. до 1 сек. – это время, затраченное на фиксацию движущегося объекта или предмета глазами. Способность видеть перемещающийся предмет тренируема, для этого используют:

1. Увеличение скорости перемещающегося предмета.

2. Внезапное появление перемещающегося предмета.

3. Уменьшение размеров перемещающихся предметов.

4. Уменьшение размеров площадки.

5. Используют технические средства (тетрис, пушки).

Реакция выбора – здесь значительные трудности возникают в связи с необходимостью выбора нужного решения с учетом поведения соперника, партнера и игровой ситуации. Большая часть времени идет на принятие самого решения: если вариантов решений от 2 до 8 то время затрачивается от 03 сек. до 06 сек.. Для совершенствования реакции выбора используют постепенное увеличение числа возможных решений (ситуаций), т.е. сначала дается задание выбрать правильное решение из 2-ух возможных вариантов, затем из 3,4,5 и т.д. решений. Для этого используются специально подготовительные упражнения и тренажеры. В этих упражнениях обязательным условием является одновременное развитие и совершенствование спортивно-технических навыков, координационных способностей и тактического мышления. Следовательно, быстрота сложной двигательной реакции складывается из умения (скорости) увидеть, оценить, выбрать решение и начать действовать.

II. Быстрота одиночного движения и частота движений (темп) БОД – выполнение упражнения с максимальной скоростью исполнения. Максимальная скорость зависит от уровня: 1) динамической силы, 2) гибкости, 3) координированности, 4) владения техникой. Следовательно, воспитание быстроты тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствование техники.

Частота движений или темп – это количество (частота повторений циклов) движений в единицу времени. Следовательно, темп измеряется количеством движений в единицу времени. Так у ходоков темп 120-140 шагов, у гребцов 30-40 движений в мин. Темп связан со скоростью движения, но не тождественен ей, так при одинаковом темпе при различной длине шага скорость будет различной. Темп зависит от: 1) массы тела – чем больше масса, тем меньше темп; 2) моментов инерции, движущихся частей тела (пальцы 8-10 движений в сек., туловище 1-2 движения в сек.). С изменением темпа нередко меняется вся структура движения (ходьба, бег). Темп часто используют для регулирования нагрузки. В качестве средств развития быстроты одиночного движения и темпа используют скоростные упражнения, т.е. те которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Требования к скоростным упражнениям:

1. Они должны быть технически просты для выполнения их на предельной скорости.

2. Они должны быть хорошо изучены, чтобы внимание уделялось только на скорость выполнения.

3. По времени они не продолжительны (до 20-22 сек.), чтобы к концу упражнения скорость не снижалась.

4. Выполнять их необходимо на максимальной мощности (интенсивности) и после выполнения давать полный отдых (активный отдых), обеспечивающий восстановление возбудимости нервной системы.

5. Воспитание скоростных способностей идет на 1-ый и 2-ой день после отдыха и в начале основной части тренировки.

6. Интенсивность – 88% от максимальной.

7. Обязательное сочетание упражнений общего и локального воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.

8. В конце заданий (занятий) упражнения на расслабление.

Методы : повторный, повторно-прогрессирующий, переменный, игровой, соревновательный, контрастный (выполнение упражнений с отягощениями и без них, с сопротивлением и без него).

Так же к скоростным способностям относят скоростно-силовые способности – это проявление предельно возможных усилий в короткий промежуток времени с оптимальной амплитудой. Они зависят от: 1) нервно-мышечного аппарата; 2) от абсолютной силы мышц; 3) от способности мышц к быстрому нарастанию усилий, к ним относятся упражнения прыжкового и метательного характера.

При развитии быстроты, максимального увеличения скорости можно добиться путем:

1. Увеличения максимальной скорости.

2. Увеличения максимальной силы (с помощью отягощений скорость развивается при 30-50% от максимального веса, скоростно-силовые способности при 50-70%, сила при 70-90% от максимального веса) путем перемещения непредельных отягощений с предельной скоростью и оптимальной амплитудой (приседания с весом, выпрыгивания, прыжки с высоты с дальним выпрыгиванием).

Преодоление скоростного барьера: облегчение внешних условий уменьшением веса снаряда, бег под гору, по ветру, буксирующее приспособление. Варьирование отягощений (тяжелое ядро перед обычным). Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, звуко-свето-лидеры). Эффект разгона – бег сходу. Сужение пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограниченное время игры, размеры площадки, дистанции).

Особенности развития быстроты у детей.

Исследования показывают, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Это объясняется высокой возбудимостью инервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата и высокой интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям и подросткам обуславливает быстроту смены сокращений и расслабление мышц, максимальный темп движений. Особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит от 7-8 лет до 13-14 лет. В дальнейшем рост быстроты замедляется. Это объясняется тем, что к 13-14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного аппарата подростка, и это говорит о необходимости своевременного развития у детей соответствующих двигательных качеств и навыков.

Каждый человек стремится к саморазвитию. Кто-то учится и познаёт новое, читает и занимается спортом, увлекается медитацией и изучению себя и своих возможностей. Этот процесс длится на протяжении всей жизни и чем больших успехов человек достигает, тем большего ему хочется и тем чётче он понимает, что нет пределов для совершенствования ума, тела и духа. Нельзя определить какая из сфер важнее, потому что они все тесно связаны друг с другом. Нужно не только заботиться о повышении уровня знаний, но и постоянно заниматься спортом, знать, как развить реакцию, быстроту и выносливость. Для гармоничного развития и здоровья необходимо улучшать не только умственные, но и физические способности, которые оказывают непосредственное влияние на скорость мышления.

Реакция – это одна из самых важных для человека функций организма.

Она не только помогает ему быстро реагировать на различные опасности и раздражители, подстерегающих его в повседневной жизни, но и быстро решать всевозможные задачи и обрабатывать большое количество информации. При нынешнем ритме жизни скорость реакции играет важную роль для любого человека как для спортсмена, так и для бизнесмена. Ведь не зря говорят:

Отчего зависит скорость реакции?

В первую очередь скорость реакции зависит от быстроты передачи нервных импульсов и особенностей нервной системы. Они индивидуальны и являются врождёнными. Увеличить эти показатели практически невозможно. Однако при постоянных тренировках скорость реакции можно заметно улучшить.

Также она зависит от таких факторов, как:

  • Пола и возраста.
  • Состояния центральной нервной системы.
  • Силы мышц и скорости их перехода из расслабленного состояния в напряжённое.
  • Подвижности суставов.
  • Питание, усталость и режим сна.

Кроме этого, немаловажным является и то, занимается ли человек каким-либо видом физической активности. Сюда можно отнести почти все виды спорта, танцы и прочее. При систематических занятиях скорость реакции увеличивается в несколько раз. Это относится не только к физическим показателям также ускоряется работа мозга, человек быстрее соображает и ему меньше времени нужно для принятия решения или обработки информации.

Как проверить скорость реакции?

Есть масса тестов, при помощи которых можно определить скорость реакции. Есть возможность пройти такие исследования, посетив специального врача - психофизиолога.

Проверить скорость реакции также можно в домашних условиях. Сделать это довольно просто. В сети есть масса сайтов, на которых можно проверить скорость своей реакции. Их можно найти без труда просто введя запрос в поисковике. Для достоверности информации испытуемый должен быть отдохнувшим и выспавшимся. Обычно такие тесты построены на принципе изменения цвета или появления на экране какого-либо знака. Нужно нажать на определённую клавишу как можно быстрее. Программа определит и выдаст количество миллисекунд, за которое мозг реагирует на перемену цвета. Чем меньше цифра, тем лучше реакция. Такие тесты можно использовать не только для определения своих показателей, но и для их улучшения.

Также существует простой тест, известный ещё с советских времён. Для него необходима только линейка (не менее 30 см) и помощник. Испытуемый должен вытянуть руку перед собой ребром ладони вниз. Помощник берёт линейку вертикально за верхний край. Её нулевая отметка находится вровень с нижним краем ладони на расстоянии нескольких сантиметров от неё. Примерно через 5 секунд после того, как сказали: «Внимание!» исследователь отпускает линейку и испытуемый должен её поймать. Чем меньше расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки, тем быстрее скорость реакции.


Методы развития и улучшения реакции

Не стоит расстраиваться, если после прохождения тестов, полученные результаты не такие, как хотелось бы. Нужно просто знать, как развить реакцию. Существует несколько упражнений и методов для улучшения реакции. При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать и уже после нескольких недель, можно будет заметить значительную разницу.

Одним из самых действенных являются компьютерные игры (шутеры, симуляторы, гонки и т. п.). Несомненно, это отличная новость для геймеров. Однако не стоит злоупотреблять играми, так как ежедневное нахождение перед компьютером больше нескольких часов, наоборот, ухудшает не только скорость реакции и мыслительных процессов, но и состояние организма в целом. Кроме того, это должно быть частью общего комплекса различных упражнений.

Кроме того, как уже упоминалось, спорт благотворно влияет не только на состояние мышц и тела, но и на работу мозга. В боевых искусствах, боксе, теннисе и многих других видах физических занятий особое место выделяется отработке или отбиванию ударов, а также уклонению от них. Без развития скорости реакции просто невозможно заниматься большинством видов спорта. Со временем организм привыкает к нагрузкам и их приходится увеличивать и усложнять задания. Необходимо также периодически менять темп, интенсивность и периодичность упражнений, чтобы мозг не привыкал к ним, а постоянно перестраивался и развивался. Благодаря тонусу и развитию мышц, а также постоянной практике, скорость реакции и другие показатели будут расти.

Не стоит забывать, что правильное питание, здоровый, полноценный сон и отсутствие вредных привычек тоже положительно влияют на скорость реакции. Иногда после восстановления нормального режима дня мозговая активность заметно улучшается, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на всех характеристиках.


Упражнения для увеличения скорости реакции

Многие не знают, как развить скорость реакции самостоятельно. Есть несколько упражнений, с помощью которых это можно сделать дома. Можно выполнять их вместе с детьми или всей семьёй.

  1. Для упражнения понадобится теннисный мяч. Один из игроков подбрасывает его вверх, а другой должен хлопнуть в ладоши в момент его соприкосновения с полом или землёй. Необходимо, чтобы время обоих действий совпало.
  2. Один игрок стоит позади другого на расстоянии примерно 1,5 м. Оба смотрят в одну и ту же сторону. Задний игрок держит в руках мяч. Он кричит: «Окей» и после этого передний разворачивается лицом к нему. Игрок с мячом говорит: «Право/лево» и бросает его в указанную сторону. Повернувшийся игрок должен быстро среагировать и словить его. В течение игры можно меняться ролями или взять каждому по мячу и бросать их одновременно.
  3. Наверное, всем с детства известна игра, когда один человек вытягивает руки вперёд ладонями вниз. Второй держит свои точно под ними на небольшом расстоянии и в таком же положении. Он должен без предупреждения хлопнуть первого игрока по рукам. В свою очередь тот должен успеть убрать их. Так же, как и в предыдущем варианте, можно меняться местами.

Несмотря на то, что большинство таких игр кажутся довольно детскими и примитивными, они отлично улучшают скорость реакции. Кроме того, они помогают расслабиться и , что помогает мозгу улучшить свои функции. Желательно, все упражнения делать с кем-то. Появится соревновательный момент и захочется сделать все быстрее. Это станет дополнительным стимулом выиграть.

Не нужно забывать, что, кроме развития реакции с помощью физических занятий, нужно давать нагрузку мозгу, выполняя всевозможные упражнения. Это могут быть специальные компьютерные программы для ежедневного выполнения, задания в которых постепенно усложняются.

Бодо Шефер сказал в своё время:


Только слабые и ленивые люди могут оправдывать свои неудачи наследственностью или внешними факторами. Сильные личности делают все возможное и невозможное для того, чтобы добиться успеха. Этот принцип работает во всём: и в спорте, и в личной жизни, и в саморазвитии.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений и время двигательной реакции.

Выделяют следующие формы проявления быстроты: быстроту двигательной реакции, под которой подразумевается интервал времени от появления раздражителя до начала ответного действия; скорость одиночного движения; частоту движений; способность к ускорению. Необходимо учитывать, что формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Можно отличаться очень быстрой реакцией, но быть медленным в движениях, или иметь высокую скорость одиночного удара, но низкую скорость серийных ударов. Вот почему между перечисленными формами проявления быстроты не существует переноса тренированности, то есть тренировка, направленная на совершенствование скоростных возможностей в движениях одной из форм проявления быстроты, будет мало влиять на скорость выполнения движений, относящихся к другим формам. Увеличение скорости одиночного удара почти не отразится на быстроте серийных ударов, выполняемых с максимальной частотой, или на быстроте двигательной реакции. Поэтому в тренировочном процессе необходимо комплексное улучшение скоростных качеств с учетом всех основных форм проявления быстроты для однонаправленного улучшения каждой из этих форм.

Быстрота движений обуславливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц.

Различают общую и специальную быстроту бойца. Под общей быстротой понимают способность проявления скорости в самых разнообразных движениях и действиях, не имеющих прямой связи с техникой боевых искусств.

Под специальной быстротой понимают способность проявления скорости в выполнении одиночных ударов или бросков, максимальном темпе выполнения серийных технических действий, скорости передвижения времени двигательной реакции. На начальном этапе занятий боевыми искусствами проявляется тесная взаимосвязь между общей и специальной быстротой. Развитие и совершенствование общей быстроты проявляется в улучшении показателей и специальной быстроты. Но по мере роста мастерства занимающегося, «перенос» тренированности с общих упражнений на специальные уменьшается. На этом этапе совершенствование быстроты возможно только путем подбора специальных упражнений, которые в двигательном плане максимально приближены к техническим приемам или их элементам, что способствует включению в работу нужных бойцу в специфической деятельности мышц. Специальная быстрота, особенно максимальная, чрезвычайно специфична, и строго относится лишь к тем движениям и действиям, в которых велись обучение и соответствующая тренировка.

Средства и методы развития быстроты

Основным средством развития быстроты являются общеразвивающие и специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения для развития быстроты представляют собой различные движения, выполняемые возможно быстро. Специальные упражнения для развития быстроты состоят из возможно быстро выполняемых движений, максимально приближенных к элементам технических приемов или боевых действий. Специальные упражнения для развития быстроты можно разделить на три группы: циклические упражнения, выполняемые повторно с возможно большей частотой; ациклические упражнения, выполняемые повторно с возможно большей быстротой; смешанные упражнения. Примером циклических упражнений может служить работа на велотренажере; ациклических – удары по боксерской груше; смешанных – игра в баскетбол или в футбол.

В основе методики развития быстроты лежит повторность воздействия на организм занимающегося и его психическую сферу упражнений, выполняемых с околопредельной, предельной и превышающей предельную быстротой. При этом в зависимости от целей и задач тренировочного цикла используются обычные, облегченные и затрудненные условия.

К основным методам развития быстроты относят: повторный метод; метод ускорений; переменный метод; уравнительный метод; игровой метод; соревновательный метод.

Повторный метод является основой в воспитании быстроты, поскольку любое упражнение на быстроту требует многократного повторения. Различают следующие разновидности повторного метода для развития быстроты: повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой; повторное выполнение упражнений с предельной быстротой; повторное выполнение упражнений с быстротой, превышающей предельную (на день тренировки) в облегченных условиях; повторное выполнение упражнений в условиях, затрудняющих проявление быстроты; повторные упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях в течение одного занятия.

Метод ускорений характеризуется выполнением упражнения с нарастающей быстротой, доходящей до максимально возможной.

Переменный метод характеризуется чередованием наращивания скорости, поддержания ее и замедления при выполнении упражнения.

Уравнительный метод применятся при выполнении упражнения одновременно несколькими участниками, каждый из которых имеет преимущество перед другими соответственно своим силам.

Игровой метод применятся в виде различных эстафет, подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод создает оптимальные условия для проявления максимальной быстроты в тех движениях, в которых уже сформирован хороший двигательный навык их выполнения. В то же время преждевременные попытки проявить максимальную быстроту при слабом двигательном навыке могут закрепить технику с погрешностями.

В боевых искусствах важное значение имеет быстрота двигательной реакции – способность возможно быстрее реагировать действием на звук, движение противника, оружия, изменяющиеся внешние условия или какие-либо другие факторы. Под влиянием тренировки в быстроте двигательной реакции время между поступаемым сигналом и ответным действием уменьшается. Достигнув своего предела, оно стабилизируется, но в зависимости от состояния центральной нервной системы и двигательного аппарата может незначительно изменяться. Для увеличения быстроты двигательной реакции рекомендуется в процессе тренировки соблюдать следующие правила:

– полностью расслабив скелетную мускулатуру, слегка напрягите ту группу мышц, которую собираетесь использовать. Если этого не сделать, то в нужный момент потребуется дополнительная доля секунды на подготовку мышц к действию;

– не концентрируйтесь на мысли о предстоящей двигательной задаче;

– не сосредотачивайте взгляд на противнике, смотрите мимо него, используя периферическое зрение;

– старайтесь начинать действие одновременно с началом сигнала к нему. Опытный боец реагирует не столько на само ударное движение, сколько на подготовительные действия к нему;

– развивайте способность к «предугадыванию» действий противника, за счет своевременного реагирования на изменения положений отдельных частей тела противника и его подготовительных действий, предшествующих атаке. Для этого необходимо проводить различные бои с возможно большим количеством противников, разнообразных по стилю, характеру и манере ведения боя.

При построении тренировочного процесса необходимо учитывать и фактор «скоростного барьера». Многократные повторения одного и того же упражнения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и как следствие – к стабилизации движения. При этом стабилизируются не только пространственные характеристики движения, но и временные – скорость и частота. Развитие скорости движения имеет свой предел, когда скорость движения прекращает увеличиваться. Это происходит в результате отсутствия в процессе тренировки новых, более высоких требований к организму бойца, к его физическим и волевым качествам. Продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным, не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и в проявлении быстроты. В результате возникают условия, чрезвычайно упрочняющие навык на верхней границе его подвижности. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. Так создается скоростной барьер, приостанавливающий прогресс в достижении мастерства. Чтобы его преодолеть, нужны более сильные средства, которые бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у бойца, и он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, превышающей предельную. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, улучшение ее эластичности.

Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение практически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий. В ходе решения таких профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы, операторская деятельность, например, нередко предъявляют высокие требования к быстроте реагирования. Быстрота реакции имеет большое значение и для различных единоборств, используемых в прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны. В условиях поединка может быть одно или несколько одновременных или последовательных действий противника, ответ на них требует мгновенной защиты, ухода от удара или захвата, быстрого перемещения на выгодную позицию, неуловимых ответных ударов и т. п. Исследования показывают, что и в спринтерском беге, то есть, в беге с максимальной скоростью, преимущество имеют те спортсмены, у кого выше быстрота реакции и подвижность нервных процессов.

В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата. У менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА.

После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.

В быту, спортивной и профессиональной деятельности во многих случаях не возникает необходимости специальной тренировки быстроты простой двигательной реакции. Для ее совершенствования бывает достаточно того улучшения времени реакции, которое происходит путем переноса при тренировке в скоростных упражнениях. Особую ценность в этом отношении представляют подвижные и спортивные игры.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений. Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:
1. Сначала выполняется бег со старта под команду с контролем времени в облегченных условиях (со специальных колодок, под уклон или с помощью тяги растянутого вперед резинового амортизатора).
2. Затем выполняется бег со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.
3. В заключение выполняется групповой старт на 20-50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.

Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.
2. На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.
3. На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определенной скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования.
Сложность расчлененного и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.

В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями , для реализации которых необходимо:
1. Адекватно оценить ситуацию.
2. Принять необходимое двигательное решение.
3. Оптимально выполнить это решение. При этом необходимо помнить, что чем
больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.

С другой стороны, чем менее трудным и более автоматизированным является само тренируемое движение, тем меньшее напряжение при его реализации испытывает нервная система, короче реакция и быстрее ответное действие. Отрабатывая технику спортивных или профессиональных действий в различных «стандартных» ситуациях, Вы как раз и решаете проблему ускорения оценки ситуации и принятия решения.

Гипоксия, а также сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к увеличению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.

Значит, основное значение для быстроты реагирования имеют способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект и моторная фаза реакции. На это и должна быть направлена тренировка.

Для тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект. В тех случаях, когда объект зафиксирован взглядом уже до начала движения, время реагирования существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:
1. Постепенным увеличением скорости перемещения.
2. Внезапностью появления объекта.
3. Сокращением дистанции реагирования. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты реагирования.
Для развития быстроты реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.

Развитие и совершенствование реакции выбора связано с принятием необходимого двигательного решения из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в рукопашной схватке противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности. Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих действиях в волейболе, футболе и в других играх.

При тренировке реакции выбора необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных вариантов изменения обстановки.
В ряде случаев большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции играет фактор предвосхищения ситуации (это так называемая антиципирующая реакция). Достигается такое предвосхищение событий и опережение действий противника тем, что опытный мастер-профессионал реагирует не только на само движение, но и на подготовительные действия к нему. Возможно это потому, что в каждом движении есть две фазы:
1. Позно-тоническая выражающаяся в трудноуловимом для дилетанта изменении позы и перераспределении мышечного тонуса атакующим.
2. Моторная, или собственно движение.

Опытные мастера в единоборствах, спортивных играх, а также в некоторых видах профессиональной деятельности, умеют реагировать уже на первую, подготовительную фазу движения. В боевых и спортивных единоборствах этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции, то есть, тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты.

Для совершенствования антиципирующей реакции сначала необходимо учиться реагировать на сознательно утрируемую напарником первую, подготовительную фазу движения, и постепенно тренировать выполнение упражнения максимально быстро.

Список использованной литературы:

  1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

МБОУ ДО

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ

СКОРОБОГАТОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТОРОЖЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА

Рыжонкова Надежда Васильевна

Краснодар , 2015.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Характеристика бега на короткие дистанции

2. Методика развития быстроты

3. Упражнения для развития быстроты

4. Основные задачи скоростной подготовки

5. Контроль за развитием быстроты

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Характеристика бега на короткие дистанции .

Спринт является визитной карточкой легкой атлетики и, несмотря на свою быстротечность , наиболее зрелищным видом , особенно когда бегут высококвалифицированные спринтеры . За видимой стремительностью и мощностью бега просматривается красота и элегантность движений спортсмена , что сравнимо разве что с хорошим балетом . Высококвалифицированным спринтерам это удается благодаря тщательной проработке и тренировке двигательных качеств и построению логической биомеханики , что позволяет эффективно и с большой скоростью реализовывать эти качества на беговой дорожке .

По мнению R. Lidor , Y. Meckel (2004), бег на 100 метров можно условно разделить на фазу ускорения , фазу максимальной скорости бега и фазу замедления .

Фаза ускорения - от момента покидания стартовых колодок до достижения максимальной скорости бега . Начальная скорость у элитных спринтеров составляет 4-5 м/сек, достигая впоследствии более чем 10 м/сек к 30 метрам дистанции . Динамика ускорения такова , что в начале прирост скорости достигает значительных величин , постепенно снижаясь по мере приближения к максимальным значениям скорости . Лучшие спринтеры достигают скорости 10,5 и 12м в секунду соответственно для женщин и мужчин и могут достигать таких значений на отрезке 50-60 метра . Менее квалифицированные бегуны на короткие дистанции быстрее достигают максимальных значений скорости бега , обычно процесс ускорения завершается у них на 20-25 метре дистанции .

Бег с максимальной скоростью . Обычно спринтеры поддерживают максимальную скорость бега на отрезке 20-30 и 15-20 метров для мужчин и женщин соответственно . В это время спринтер достигает оптимального соотношения частоты и длины бегового шага . Способность сохранять это соотношения отличает элитных спринтеров от менее квалифицированных . Высококлассные спринтеры при беге с максимальной скоростью развивают более мощное усилие в процессе отталкивания , нежели остальные (226кг /0.1 сек по сравнению с 181кг /0.1сек ). Необходимо также отметить , что сопротивление воздуха является важным фактором , влияющим на способность поддерживать максимальную скорость бега .

Замедление скорости бега . Максимальная скорость не может поддерживаться до конца дистанции , обычно снижение скорости начинается с отметки 80 метров для квалифицированных спринтеров .

Быстрое развитие высокой скорости бега актуально во многих спортивных ситуациях . В спринтерском беге с низкого старта усилия атлета направлены на движение вперед при сохранении значительного наклона тела . При этом постепенно увеличивается амплитуда движений и длина шагов от 4-4,5 ступней до 7,5 ступней очень энергичных (10-14) беговых шагов , что позволяет достигнуть 95% максимальной скорости . Затем важно плавно перейти к бегу по дистанции , чему способствует повторение приведенных упражнений . После 40-50 м скорость возрастает до максимальной и поддерживается за счет темпа и длины шагов , но при меньших усилиях и большем контроле за свободой движений . Небольшой наклон тела сохраняется на всей дистанции . Нога ставится на переднюю часть стопы активно и упруго под тело . Голень при этом вертикальна , а колено маховой ноги с такой же активностью движется навстречу и достигает колена опорной ноги . По активности сведения бедер в момент касания дорожки можно судить о скорости бега . Спринтер должен чувствовать контакт с дорожкой , но без малейших тормозящих упоров стопы . Завершается отталкивание быстрым разгибанием стопы . В полете встречное движение ног энергично , но свободно .

Принцип выбора упражнений исходит из особенностей создания ускорения для загребающего движения ногой . Необходимо тренировать ускоренное и мощное сведение коленей . Необходимо в упражнениях иметь мгновенное пребывание стопы в опоре , а так же беспрерывно чередующейся смене позиций коленей , одно относительно другого .

2. Методика развития быстроты .

Основной метод воспитания быстроты - метод повторного выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость . Если под влияние утомления скорость начинает снижаться , работа над развитием быстроты прекращается , так как дальнейшее повторение работы при сниженных скоростях воспитывает выносливость , а не быстроту . Однако , описанный метод тренировки имеет существенный недостаток - многократное выполнение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа . Стабилизируются не только пространственные , но и временные характеристики движения - скорость и частота движений спортсмена . В результате образуется своего рода “скоростной барьер” . Более эффективным путем , позволяющим избежать возникновения “скоростного барьера” , является относительно поздняя специализация в избранном виде . При этом необходимо до начала специализации совершенствовать отдельные факторы , определяющие максимальную скорость движения , прежде всего динамическую силу , под которой понимается проявление большой мышечной силы в условиях быстрого выполнения движения . Изучение спортивного опыта показало , что за счет узкоспециализированной тренировки в беге на короткие дистанции можно улучшить исходный результат лишь на 1-1,5 секунды .

Эффективным методом воспитания быстроты , повышения скорости занимающихся , является метод выполнения упражнений в затрудненных условиях , стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору , бег с отягощением , бег по песчаному грунту ). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает овладеть занимающемуся умением выполнять предельно быстрые движения . Этому способствует уменьшение длины дистанции , бег по наклонной дорожке , что позволяет выполнять движение с быстротой , превышающей определенный предел для данного спортсмена .

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без излишних напряжений . Это достигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях , близких к предельным , однако без искажения техники движений . С этой целью , в программу занятий должны включаться : бег с опущенными и предельно расслабленными руками , бег с полузакрытыми глазам , с максимальным расслаблением плечевого пояса и рук, бег с ускорением при плавном нарастании скорости , семенящий бег с опущенными , предельно расслабленными плечами и другие упражнения .

По мнению В.Г . Алабина (1996) основными методами выполнения упражнений для развития быстроты являются :

1. Повторный метод . Выполнение упражнений с около предельной или максимальной скоро-стью в ответ на зрительный сигнал . Интервал отдыха между упражнениями 30 с -3 мин (в зави-симости от характера упражнения , состояния и подготовленности занимающихся );

2. Сопряженный метод . Выполнение упражнений с отягощениями (бег в гору , прыжки с отя-гощениями );

3. Метод круговой тренировки ;

4. Игровой метод . Здесь используются игровые упражнения , подвижные и спортивные игры , эстафеты ;

5. Соревновательный метод . Его суть - сопоставление сил в процессе соперничества с целью показать более высокий спортивный результат . Легкоатлет выполняет свой избранный вид с предель-ной быстротой в условиях соревнования .

Для успешного развития быстроты применяется метод вариативного изменения условий трени-ровки и тренировочной нагрузки . Суть метода заключается в повторном чередовании работы с обычными , утяжеленными и облегченными сопротивлениями (например , пробегание отрезка в горку , под уклон и по прямой ).

Чем менее трудным и более автоматизированным является движение , тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение .

Максимальная скорость движений , которую может проявлять человек , зависит не только от быстроты его двигательной реакции , но и от других способностей : динамической силы , гибкости , координации , уровня владения техникой . Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством .

Для развития скоростных способностей используют упражнения , которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям :

1) возможности выполнения с максимальной скоростью ;

2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей , чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения ;

3) во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений . Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости .

Тренировочная работа , направленная на воспитание быстроты , должна заканчиваться сразу , как только субъективные ощущения атлета (или показания секундомера ) скажут об утомлении .

Специальная тренировка быстроты в течение длительного времени может проводиться ежедневно и даже дважды в день . При малой нагрузке в одном занятии можно тренироваться и трижды в день . Главное , что должна быть такой , чтобы к следующему тренировочному занятию максимальной интенсивности полностью восстановились функциональные возможности спортсмена . В воспитании быстроты это имеет принципиальное значение . Основное тренировочное занятие , направленное на развитие быстроты , лучше проводить вечером , когда работоспособность организма обычно наибольшая .

3. Упражнения для развития быстроты .

На первых этапах подготовки следует уделять внимание частоте и темпу движений . При этом юный легкоатлет должен быть достаточно техничным , координированным и уметь расслаблять основные группы мышц после окончания выполнения движения . Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры . Так же наиболее эффективными средствами развития быстроты являются быстрый бег на контролируемых скоростях , эстафеты , прыжки и прыжковые упражнения , метание камней и легких предметов .

Быстрота отлично развивается в играх , где сочетаются такие основные показатели быстроты , как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений , количество движений , выполняемых в единицу времени , и скорость передвижения тела или его частей в пространстве . Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном уровне возбудимости нервной системы , то игры , содействующие развитию скоростных качеств , рекомендуется проводить в начале тренировочного занятия , вводной и в первой фазе основной части тренировки , до начала наступления утомления .

Уже в раннем возрасте необходимо научить спортсмена бегать только за счет одних ног, а также уметь свободно работать одними руками , стоя на месте . Бег без работы руками (например , соединенными за спиной ) помогает сначала прочувствовать , а затем освоить правильное движение туловищем и плечами вокруг вертикальной оси, овладеть изолированной работой рук.

Для воспитания быстроты движений очень велика роль группового выполнения упражнений в условиях эмоционального подъема , когда каждый спортсмен стремится не отстать , выйти вперед .

Основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения выполняемые с максимальной скоростью . Скорость бега спринтера в значительной мере обусловлено уровнем развития силы разгибателей стопы и сгибателей бедра , а также суммарной величиной силы мышц-разгибателей ног .

Основными средствами воспитания быстроты являются :

1. Бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий ) - 2-3 серии по 10-25 раз;

2. Бег из различных стартовых положений ;

3. Бег после доставания подвешенного мяча ;

4. Бег приставными шагами , продвигаясь боком ;

5. Бег скрестными шагами ;

6. Бег с предельной или околопредельной скоростью на отрезках от 20 до 150м с низкого старта и с хода ;

7. Бег на месте в упоре 10-15 секунд ; семенящий бег на 30-60м с ускорением ;

8. Бег с хода по отметкам (10-12), расположенным на расстоянии 100-120см ;

9. Бег на 60-100м с ускорением ;

10. Прыжки и прыжковые упражнения с места и с небольшого разбега ;

11. Подвижные и спортивные игры ;

12. Эстафетный бег;

13. Бег на месте с максимальной частотой движений , специальные упражнения спринтера , выполняемые в быстром темпе ;

14. Прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением (в том числе и с предельно быстрым отталкиванием ), упражнения с набивными мячами , метание легких снарядов , бег в гору , бег с отягощением . .

Во время беговой подготовки необходимо постоянно контролировать и совершенствовать основные компоненты скорости бега : длину , частоту и свободу выполнения шагов . Длину шагов можно увеличивать в ускорениях и в беге с ходу на 40-60 м за меньшее число шагов . Темп бега можно развивать в беге с ходу , на 20-40 м за большее число шагов или до 60-80 м под небольшой уклон до 5-10° и по ветру .

Применять разнообразное сочетание отрезков : 20, 40, 60, 80, 100 мили 30, 50, 100, 50,30 м; или 6х20 м, 4х30 м; или 2х40 м, 2х60 м, 2х40 м; или 2х20 м, 2х80 м, 2х40 м и т.д . Очень полезны эстафеты : 4-8х50-25 м.

Скорость пробегания этих отрезков следует повышать постепенно , в зависимости от этапов подготовки . При этом время пробегания отрезков необходимо фиксировать и сообщать спортсмену для оценки и развития у него чувства скорости бега . Контроль за скоростью , усилиями и свободой в беге важен для каждого исполнтеля-атлета , для чего перед бегом целесообразно давать каждому конкретные задания на время , скорость или темп бега . Практикуйте пробегание дистанций в заданное разное число беговых шагов .

Специальные упражнения циклического типа несут большую нагрузку . Поэтому продолжительность подобных упражнений при выполнении на месте и в передвижении обычно не велика - всего 10-15с , но зато они выполняются повторно .

Чтобы преодолеть “скоростной барьер” в любых упражнениях , необходимо использовать такие средства , методы и условия , которые помогли бы спортсмену не только превысить предельную быстроту , но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне . Наиболее эффективно выполнение упражнений в облегченных условиях . Это позволяет добиться такой быстроты движений и скорости передвижения , какие в обычных условиях невозможны . Несколько повторений сверх быстрого упражнения вызывают у спортсмена новые ощущения , психическую настроенность и уверенность в возможности превышения предельной скорости . Поэтому спортсмен , перейдя в этом же занятии к выполнению упражнений в обычных условиях , может превысить предельный уровень быстроты .

Работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического , эмоционального или сенсорного утомления .

4. Основные задачи скоростной подготовки .

Основными задачами этапа предварительной подготовки являются : всестороннее физическое развитие детей , обучение их различным упражнениям , привитие интереса к спорту , легкой атлетике . Целый ряд исследований показал , что тренировка в младшем школьном возрасте - важный этап в многолетней подготовке спринтеров . Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений , высокий уровень развития быстроты , гибкости , координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей . При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются . Это особенно важно в отношении развития важнейшего для спринтера физического качества - быстроты .

Основные цели этапа начальной специализации : обеспечить разностороннюю физическую подготовку , повысить общий уровень функциональных возможностей , создать богатый фонд разнообразных навыков и умений , сформировать начальные основы спортивного мастерства . На стадии базовой подготовки используется широкий круг тренировочных средств , но при их применении учитывается специфика спринтерского бега .

5. Контроль за развитием быстроты .

В.Б . Попов (2000) рекомендует регулярно использовать комплекс специальных упражнений для оценки уровня развития быстроты : бег на 30м со страта и с хода , метание теннисного мяча .

Анализ этих результатов поможет проследить динамику технической и специальной физической подготовленности и тем самым проверить эффективность тренировки .

В.П . Филин (1974) отмечает , что рядом исследований доказано , что определенные целостные двигательные акты могут быть выбраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических качеств у детей школьного возраста . Такой целостный двигательный акт, как бег на 60м может быть избран в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста . Этими исследованиями была установлена положительная корреляционная зависимость между временем двигательной реакции , временем пробегания первого отрезка дистанции 30м со старта и второго отрезка дистанции 30м с хода , а также временем пробегания всей дистанции 60м .

В.Г . Алабин (1986) для контроля за развитием быстроты рекомендует включать тестирование следующих форм проявления быстроты :

1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое ) время ре-акции миллисекундах );

2. Максимальная частота движений во время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции ;

3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега определяется путем анализа кинограмм , записи усилий , времени опорных и полетных фаз (метод подометрии ) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры .

Выполнение юными спортсменами контрольных нормативов по завершении этапа предварительной спортивной подготовки позволит тренеру оценить предрасположенность к бегу на короткие дистанции .


ВЫВОДЫ .

1. Обзор литературных источников дал возможность обобщить средства и методы воспитания быстроты . Еще раз подтвердилось наше мнение о многочисленности и многообразии методов тренировки . Однако , основные направления тренировочного занятия - на развитие быстроты движения остается приоритетным .

2. При использовании средств тренировки нетрадиционного характера (эстафет , игр, упражнений с использованием собственного веса и т.п .) у подростков равномерно вырастают результаты в контрольных упражнениях .

3. Установлена взаимосвязь результата в беге на 60м с такими контрольными упражнениями , как челночный бег 3Х10м , бег на 30м с ходу , прыжок вверх по Абалакову .

4. В тренировке юных спринтеров рекомендуется использовать упражнения , направленные на развитие быстроты и должны содержать упражнения , способствующих развитию взрывной силы .

Список литературы :

1. Азарова И. В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей
младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции : Канд . дис. Омск , 1983. - 159с .

2. Алабин В. Г., Корж В. П. 2000 упражнений для легкоатлетов : Учебное пособие . - Харьков : Основа . Выпуск 4. - 1996. - 72с .

3. Апокин В. В. Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры . - 2003. - № 4. - С. 49 - 51.

4. Бальсевич В. К. Многолетняя подготовка спринтеров // Легкая атлетика . - 1971. - № 5. - С. 6.

5. Водяницкая О. И. Методика совершенствования ритма бега в
процессе многолетней подготовки юных спринтеров : Автореф . канд . дис. М., 1993. - 24с .

6. Воробьев Г. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата спринтера // Материалы семинара по спринтерскому и барьерному бегу . М., 2001.

7. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика : Критерии отбора . - М.: Терра-Спорт , 2000. - 240с .

8. Качаев С. В. Особенности методики развития компонентов скоростно-силовых качеств юных спортсменов // Теория и практика физической культуры . - 1982. - № 12. - С. 25 - 28.

9. Озолин Н. Г. Молодому коллеге . - М.: Физкультура и спорт , 1988. - 288с .

10. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать . - М.: “ООО Издательство Астрель” , 2002. - 864с .

11. Орлова Н. А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения // Теория и практика физической культуры . - 2005. - № 3. - С. 54 - 58.

12. Попов В. Б. Как развивать быстроту движения // Легкая атлетика . - 2000. - № 4. - С. 29.

13. Попов В. Б. Что важного в тренировке ? // Легкая атлетика . - 2000. - № 2 - 3. - С. 19.

14. Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд . - М.: Терра-Спорт , 2000. -128с .

15. Филин В. П. Возрастные изменения быстроты , мышечной силы и скоростно-силовых качеств // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов . - М. - Физкультура и спорт , 1968. - С. 11 - 26.

16. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов . - М.: Физкультура и спорт , 1974. - 232с .

17. Филиппович В. И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания // Советская педагогика . - 1967. - № 5 - С. 23 - 30.

18. Lidor R., Meckel Y. “IAAF New Studies in Athletics” № 1 - 2004.

19. http://new.iaaf-rdc.ru /ru /docs/publication/39.htm

20. http://new.iaaf-rdc.ru /ru /docs/publication/47.htm

21. http://sprint-express.nm.ru /school_l05_01.html

22. http://sprint-express.nm.ru /school_l05_02.html

23. http://tennis-kharkov.narod.ru /books/tenn1 /66.htm

24. http://www.nskathletics.ru /trenirovki /metodiki /sprint/part5.htm

25. http://www.sportlib.ru /books/la/fives/glava3.htm

26. http://www.sportlib.ru /books/la/fives/glava4.htm

27. http://www.sportlib.ru /books/la/fives/glava8.htm