Раздел ii. диспетчерское руководство движением поездов на участках и в узлах. Должностная инструкция диспетчера поездного дорожного центра управления перевозками Диспетчер по станции поездной диспетчер

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малодеятельных участках, на станциях которых отменены дежурства дежурных по станции, порядок движения поездов, обслуживаемых одним машинистом, а также перечень таких участков устанавливаются начальником железной дороги.

На участках с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, не оборудованных диспетчерской централизацией, вождение поездов одним машинистом допускается при наличии дежурных по станции.

10.2. Поездной диспетчер при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех дежурных по станциям, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки дать станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе обеспечению безопасности движения.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.

10.3. На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графиков исполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, особенно с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными.

На участках с интенсивным движением, а также оборудованных поездографами, порядок передачи сообщений устанавливается начальником дороги в соответствии с п.11 (Общие положения) настоящей Инструкции.

10.4. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и причины их.

На графике исполненного движения указываются:

а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;
б) время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка;
в) данные об использовании локомотивов;
г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
д ) занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или составами;
е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных путях станций участка и перегонов;
ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
з ) движение поездов по неправильному пути;
и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.

На отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для поездного диспетчера данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться в помощь диспетчеру операторы или другие работники отделения дороги.

10.5. Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.

Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться на магнитофонной ленте регистратора переговоров.

10.6. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:

а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
б) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
в) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
г) об отправлении поездов по неправильному пути и с разграничением временем (в случаях и порядком, предусмотренным в главе XIV настоящей Инструкции);
д ) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;
е) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции;
ж) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
з ) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;
и) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
к) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом.

Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению диспетчеров.

В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы диспетчеров соседних участков, адресованные диспетчеру данного участка.

Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению начальника отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителя начальника железной дороги, могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстом наиболее часто даваемых приказов.

В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездными диспетчерами.

10.7. Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.

Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер подтверждает его словом " Выполняйте " .

Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах диспетчера и станции.

Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении.

Приказ, адресованный машинисту, передается последнему лично поездным диспетчером (при наличии поездной радиосвязи) или через дежурного по станции.

Диспетчер или дежурный по станции должен убедиться, что переданный приказ понят машинистом правильно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале диспетчера или станции.

10.8. Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из дежурных по станции по указанию поездного диспетчера, а дежурные остальных станций обязаны в это время проверять, правильно ли записан приказ.

10.9. Закрытие однопутного перегона или одного или нескольких главных путей на двухпутном и многопутном перегонах производится поездным диспетчером на основании:

а) распоряжения начальника отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителя начальника железной дороги в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых или строительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;
б) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников пути, сигнализации и связи, энергоучастков и др. при непредвиденной неисправности на перегоне пути, сооружений и устройств, угрожающей безопасности движения поездов.

Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.

Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

10.10. Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, по одной из следующих (примерных) форм:

" Для производства таких-то работ......
путь перегона....... с..... ч..... мин
закрывается для движения, кроме хозяйственных
поездов, отправляемых на закрытый перегон по
заявке руководителя работ.......
(указывается должность и фамилия)";

" Для оказания помощи поезду N ..... ,
остановившемуся на....км, ...... путь
перегона.... с..... ч..... мин закрывается
для движения всех поездов, кроме вспомогательного
локомотива, отправляемого со станции........
для вывода остановившегося поезда на станцию.......
" или " для подталкивания остановившегося поезда
и последующего возвращения на станцию......".

" Для производства восстановительных работ
на.... км.... путь перегона
.... с.... ч..... мин
закрывается для движения всех поездов,
кроме восстановительных".

На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по остающемуся пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке в обоих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления по остающемуся пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей приказа по форме:

" С..... ч.... мин по..... пути
перегона...... действие блокировки
закрывается и устанавливается движение
поездов по телефонной связи по правилам
однопутного движения".

В зависимости от поездной обстановки приказ об установлении по остающемуся пути движения поездов по телефонной связи может быть совмещен с приказом о закрытии пути.

10.11. Если одна из станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседнего отделения или дороги, то приказ о закрытии согласовывается с этим поездным диспетчером и дается ему в копии.

10.12. Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызывать лично дежурных по станциям, ограничивающим перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, намечаемый порядок пропуска поездов по остающемуся пути и другие необходимые данные.

10.13. Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона порядком, предусмотренным в настоящей Инструкции.

Полученное уведомление поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

10.14. Приказ об открытии перегона или пути поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, по форме:


Движение поездов по..... пути перегона.....
с.... ч.... мин восстанавливается по....
(указываются средства сигнализации и связи)".

10.15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ по форме:

" С..... ч … мин движение......
(указывается четных или нечетных) поездов
по..... пути перегона..... прекращается.
Поезд N … со станции...... отправьте
по..... неправильному пути по телефонной
связи по правилам однопутного движения".

Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по отделению, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - старшего дорожного диспетчера службы перевозок железной дороги:

" Поезд N .... со станции отправьте
по неправильному пути".

В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух и более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом при наличии на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному пути поездов, что также указывается в приказе поездного диспетчера.

Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути, дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по формам, предусмотренным в п. 5.32 настоящей Инструкции.

Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.

При отправлении по неправильному пути одного за другим нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные этих постов сообщают на соседние станции о проследовании поездов:

" Поезд N ..... по неправильному пути
проследовал в.... ч.... мин ДСП поста".

На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулировки по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником дороги.

Отправление поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

10.16. Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики, с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается приказом начальника дороги, при этом в приказе должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов и другие причастные работники.

Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов: обслуживаемых дежурным работником - со скоростью не свыше 40 км/ч, а не обслуживаемых дежурным работником - не свыше 25 км/ч.

10.17. По получении уведомления со станции о прибытии поезда по неправильному пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:

" Приказ N .... от..... числа отменяется.
С.... ч.... мин по..... пути перегона....
восстанавливается движение......
(указывается четных или нечетных)
поездов по...... (указываются средства
сигнализации и связи)".

10.18. В случаях необходимости отправления со станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления, поездной диспетчер в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение станциям, ограничивающим перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона.

Машинистам локомотивов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.

Отправление хозяйственных поездов, машин и агрегатов на закрытые перегоны (пути) осуществляется порядком, предусмотренным в главе YIII настоящей Инструкции.

10.19. Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне (пути) средств сигнализации и связи при движении поездов, поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:

" Ввиду неисправности (таких-то средств связи)
на перегоне (или по.... пути перегона)
с.... ч.... мин движение поездов устанавливается
по телефонным средствам связи по правилам для
.... (однопутных или двухпутных) перегонов".

10.20. При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе от одного вида связи на другой передается также дежурным по постам, при этом в зависимости от обстановки переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.

10.21. После получения уведомления о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям, ограничивающим перегон, приказ по форме:

" Приказ N ..... отменяется.
С.... ч..... мин движение поездов
на перегоне..... (по...... пути перегона)
восстанавливается по...... (указываются
средства сигнализации и связи)".

С указанного времени станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в приказе поездного диспетчера.

На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.

10.22. Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих некруглосуточно, производится порядком, утверждаемым начальником отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителем начальника железной дороги и оформляется приказом поездного диспетчера, передаваемым станциям, ограничивающим перегон, по форме:

"Действие поста.... км с … ч … мин открыто (закрыто)".

10.23. На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.

При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности совместно с энергодиспетчером устанавливать наиболее рациональный порядок пропускав поездов по участкам.

В период гололедообразования по заявкам энергодиспетчера предоставлять окна для плавки в контактной сети гололеда током высокого напряжения.

10.24. При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия поездного диспетчера. Связь о движении поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.

При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.

О восстановлении действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер уведомляет все станции циркулярным приказом.

10.25. Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы движения на станциях не предусмотрен, устанавливается начальником дороги.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

· Данные об использовании локомотивов



· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях

· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов

· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости

· Движение поездов по неправильному пути

· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

· Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)

· Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:

· Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)

· Изменение пунктов скрещения и обгона поездов

· Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)

· Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

· Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Тема, цель занятия, заполнение бланков, ответы на контрольные вопросы.

Тема: Работа поездного диспетчера. Обязанности поездного диспетчера .

ДНЦ регулирует движение поездов на участке, следит за продвижением поездов по перегонам и станциям, своевременно устраняя возникающие препятствия и отклонения от графика с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных размеров движения при лучшем использовании вагонов, локомотивов и пропускной способности. При этом поездной диспетчер обязан максимально использовать имеющиеся резервы увеличения скорости движения, сокращение времени обработки поездов на станциях, простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями.

В зависимости, от сложивщейся обстановки, поездной диспетчер регулирует скрещение и обгон поездов на участке. ДНЦ контролирует работу станций, прием и отправление поездов, принимая меры к обеспечению безопасности движения. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает ДСП и другим работникам связанным с движением поездов, приказами регистрируемыми в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Работники, получившие приказ ДНЦ, обязаны повторить ему содержание приказа. Убедившись в том, что приказ понят правильно, ДНЦ дает указание к его выполнению.

При необходимости закрыть перегон или путь, а также при переходе на другие средства сигнализации и связи, ДНЦ прежде чем дать приказ, убеждается, что перегон или путь свободен от поездов. О предстоящем закрытии пути или перегона ДНЦ независимо от передачи приказа, предварительно вызывает ДСП, ограничивающих перегон и предупреждает их о закрытии пути или перегона. ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями и в зависимости от обстановки, дать станциям необходимые указания о предстоящей работе.

График исполненного движения поездов должен обеспечивать:

Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;

Безопасность движения поездов;

Наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

Рациональное использование подвижного состава;

Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

Возможность производства ремонтных работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

Назначение и отмена поездов производятся:

а) пассажирских местного сообщения, почтово-багажных и грузопассажирских, пригородных – следующих в пределах РК – руководством РГП «КТЖ»;


в) пассажирских следующих в страны СНГ – Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества по представлению руководства РГП «КТЖ»;

в) воинских, людских, ускоренных грузовых, следующих в пределах железных дорог Казахстана - руководством РГП «КТЖ», а в станы СНГ - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества;

г) восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и локомотивов без вагонов,

специального самоходного подвижного состава, хозяйственных и других поездов не предусмотренных графиком движения - ДНЦ.

Каждому поезду присваивается номер установленный графиком движения. Поездам одного

направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления нечетные.

ДНЦ ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы и причины их. На графике исполненного движения указываются:

а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда требующие особых условий пропуска;

б) время отправления, прибытия и проследования, по станциям участка;

в) данные об использовании локомотивов;

г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;

д) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или

составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков;

е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;

ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;

з) движение поездов по неправильному пути;

и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.

Тема: Формы, содержание и порядок передачи диспетчерских приказов

Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:

а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);

б) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;

в) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;

г) об отправлении поездов по неправильному пути и с разграничением временем (в случаях и порядком, предусмотренным в главе XIV настоящей Инструкции);

д) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;

е) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции;

ж) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;

з) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;

и) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;

к) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом.

В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездными диспетчерами. Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений. Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер подтверждает его словом " Выполняйте " . Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах диспетчера и станции. Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении.

Тема: Виды предупреждений и порядок их выдачи

"В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения. Предупреждения выдаются:

При неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;

При вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров и при их неисправности, когда светофор невозможно привести в закрытое положение;

При неисправности путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации;

При отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;

При работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;

При постановке в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;

При работе съемных подвижных единиц в условиях плохой видимости, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;

во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда"

Все предупреждения подразделяются на три вида:

а) действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;

б) действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;

в) устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (наличие в поезде груза или подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписание остановок и т.п.).

Заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ даются:

а) дорожными мастерами, начальниками и электромеханиками районов контактной сети, электромеханиками дистанций сигнализации и связи - на время производства работ, но не более чем на один день;

б) начальниками дистанции пути, сигнализации и связи, дистанций энергоснабжения - на срок до 5 суток;

в) начальниками отделений железных дорог, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главными инженерами железных дорог - на срок до 10 суток.

Предупреждения на более длительные сроки устанавливаются приказом начальника дороги, при этом в приказе об установлении предупреждения начальник дороги может предоставить соответствующим работникам право отмены предупреждения после выполнения необходимых работ и восстановления нормальной скорости.

Дорожными мастерами, даются заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ, руководить которыми имеет право бригадир пути.

Заявки на выдачу предупреждений даются письменно, телеграммой или телефонограммой в адрес дежурных по станциям. Письменная заявка, поданная на станцию, должна быть подтверждена лицом, подписавшим ее, телеграммой или телефонограммой.

Раздел II. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКАХ И В УЗЛАХ

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

3.1. Права и обязанности поездного диспетчера

Поездной диспетчер является непосредственным организатором выполнения заданий сменносуточного плана поездной и грузовой работы на участке. Он обязан oбеспечивать рациональное использование вагонов и локомотивов, пропускной и провозной способности участка и перерабатывающей способности станций, безопасность движения поездной и маневровой работы, контролировать работу станций. Диспетчер руководствуется в своей работе Правилами технической эксплуатации железных дорог, инструкциями по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации на железных дорогах по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и работ на контактной сети, действующими графиком движения и планом формирования поездов, а также техническо-распорядительными актами и технологическими

процессами станций участка, приказами и указаниями МПС, дорога и отделения, сменно-суточным планом поездной и грузовой работы участка и указаниями дежурного по отделению - руководителя диспетчерской смены. Диспетчер ведет необходимую техническую документацию: Журнал диспетчерских распоряжений, график исполненного движения поездов и приложение к нему, Журнал осмотра устройств СЦБ и связи.

Перечень основных вопросов, по которым ДНЦ издаются приказы, регистрируемые в Журнале диспетчерских распоряжений, и формы этих приказов приведены в Инструкции по движению поездов и маневровой работе. В ней же изложен и порядок работа поездного диспетчера. Примерные формы диспетчерских приказов приведены в приложении к пособию.

Диспетчер фиксирует на графике исполненного движения фактическое следование поездов, нанося на сетке графика линии хода поездов по перегонам и отмечая время прибытия, отправления и проследования по станциям, и записывает сведения о поездах, поездной и грузовой работе станций, использовании локомотивов, нарушениях нормальной работы и их причинах (рис. 4). На бланке графика ДНЦ прокладывает линии хода поездов по участку на несколько часов вперед.

При организации и управлении работой участка ДНЦ обязан использовать передовые приемы и методы. Он имеет право давать оперативные задания, распоряжения и приказы (устные или решстируемые) дежурным по станциям, локомотивным бригадам и работникам других подразделений, связанным с обеспечением перевозочного процесса на участке; разрабатывать и

осуществлять регулировочные меры, направленные на предотвращение или ликвидацию сбоев в работе и на повышение эффективности использования перевозочных средств; обращаться с докладами и предложениями к руководителю смены и вышестоящим командирам; давать предложения о поощрении и наложении взысканий на оперативный персонал структурных подразделений участка.

Прием дежурства. Для своевременного вступления на дежурство ДНЦ должен заблаговременно явиться на рабочее место и за 15 мин до начала смены быть готовым к проводимому ДНЦС (или его заместителем) оперативному совещанию диспетчерской смены. Прием дежурства включает следующие операции:

Получение у сдающего дежурство ДНЦ исходной информации на начало смены об особенностях предстоящей работы и о планируемых мерах по преодолению затруднений;

Проверка исправности технических средств; получение, информации о действующих на участке предупреждениях и “окнах“;

Получение плана работы на смену (или 3-4-часовой период) у старшего диспетчера отделения;

Оформление приема-сдачи дежурства циркулярным приказом в Журнале диспетчерских распоряжений.

Рис. 4. Фрагмент графика исполненного движения на однопутном участке

При вступлении на дежурство ДНЦ должен ознакомиться с поездным положением станций; вызвать всех ДСП своего участка, проверить вступление их на дежурство, записать их фамилии, а также фамилии операторов, сверить часы, выяснить, какие приемо-отправочные пути на промежуточных станциях заняты отдельными

вагонами и составами; проверить, какие диспетчерские приказы, записанные в журнале ранее, продолжают действовать.

Вступивший на дежурство ДНЦ передает на станции участка регистрируемый циркулярный приказ по форме:

13.03, 20 ч 03 мин, №117 Циркулярный.

В 20 ч 00 мин дежурство принял ДНЦ Иванов.

В 20 ч 00 мин дежурство сдал ДНЦ Павлов.

Оценка и прогноз положения на участке. Для того чтобы оценить положение на участке, ДНЦ должен по графику исполнекного движения определить занятость станционных путей и перегонов (при ДЦ или ДК на участке и по табло-мнемосхеме) , уточнить исправность работы технических средств, проанализировать фактическое движение по графику находящихся на участке поездов, а также план прибытия поездов и план отправления поездов по основным станциям участка на ближайшие 4-б ч, подход поездов по стыковым пунктам и план местной работы на участке, уточняя возникающие вопросы по телефону с причастными работниками.

Если в результате анализа положения на участке ДНЦ приходит к выводу, что пропускная и перерабатывающая способность участка и станций позволяют справиться с заданными размерами движения поездов, то организует работу участка на основании сменно-суточного плана, передавая распоряжения о порядке работы (устно или в виде регистрируемых приказов) непосредственным исполнителям на местах.

В случае возникновения сбоев в работе, различного рода неисправностей технических

средств и подвижного состава, препятствующих выполнению плановых заданий, или же несоответствия ожидаемых размеров движения пропускной и перерабатывающей способности участка ДНЦ ставит в известность ДНЦО. Совместно с ДНЦО, ТНЦ и ДНЦВ разрабатывает меры по устранению сбоев в работе и новый план-график пропуска поездов по участку. Откорректированный план работы доводится до исполнителей.

Текущее планирование работы. Цель текущего планирования - конкретизация и детализация по 4-6-часовым периодам плана оперативной работы с учетом меняющейся обстановки, направленные на выполнение количественных и качественных показателей сменно-суточного плана работы.

Для текущего планирования пропуска поездов по участку ДНЦ анализирует данные о подходе поездов и характеристики каждого поезда, характеристики локомотивов и локомотивных бригад, планы приема-отправления поездов техническими станциями, а также наличие предупреждений и “окон“.

Сравнивая данные ожидаемого поезда с нормативным графиком движения поездов, ДНЦ устанавливает их соответствие. Если направление следования" и время поступления соответствуют графику, ДНЦ согласовывает прием поезда с соседнего участка, проверяя возможность пропуска поезда без задержек по условию режима работы локомотива и локомотивной бригады. Разработанный план пропуска фиксируется на бланке графика исполненного движения. Если имеются отклонения от действующих плана формирования или графика движения, ДНЦ докладывает об этом ДНЦО и получает разрешение на при-

ем поезда с соседнего участка, при этом выясняет причину отклонения и планирует пропуск поезда вне графикового расписания, рассчитывая интервал между графиковыми поездами, время отправления поезда вслед за предыдущим и время проследования попутных станций, зная перегонные времена хода, характеристику поезда, исправность локомотива, наличие предупреждений и т. д. Если пропуск поезда вне расписания за расчетное время невозможен, ДНЦ определяет время возможного приема и сообщает ДНЦ соседнего участка и ДНЦО. Если соседний участок не может принять поезд, то ДНЦ определяет возможность временной его задержки на одной из промежуточных станций участка, учитывая характеристики поезда и промежуточных станций, профиль и длину станционных путей, согласовывает с ДНЦО и доводит результат решения до непосредственных исполнителей.

Планируя организацию местной работы на участке, ДНЦ, зная план погрузки, выгрузки и сдачи (или получения) порожних вагонов по каждой станции и в целом по участку (по количеству и роду подвижного состава) и учитывая принятую систему развоза местного груза на участке, планирует работу сборных и передаточных поездов, диспетчерских локомотивов - определяет конкретно по каждому поезду число поступающих на станции груженых вагонов под выгрузку и порожних под погрузку с учетом очередности подач, сроков выполнения грузовых операций и рода подвижного состава, вывоз погруженных вагонов с учетом формирования отправительских и ступенчатых маршрутов, а также сбор порожних вагонов. Этот план по каждо-му поезду разрабатывается не позднее, чем за 30 мин до его отправления на участок.

В случае возникновения затруднений в организации местной работы ДНЦ должен выяснить причины и совместно с ДНЦВ разработать меры, направленные на выполнение плана местной работы участка; разработанный план довести до непосредственных исполнителей.

Выполнение плана местной работы ДНЦ контролирует, анализируя ход погрузки, выгрузки вагонов на станциях участка, грузовую работу-основных предприятий, получая нужные данные запросом от ДСП, станционных диспетчеров и руководителей транспортных цехов.

При -организации ремонтных работ на участке с предоставлением “окон“ ДНЦ строит свою работу на основе вариантного графика движения поездов (при его наличии), где четко определены время начала и окончания “окна", расписания графика, которые в связи с этим сняты или проложены дополнительно, технические средства, при которых будут проводиться работы.

В случае если нормативным графиком предоставление “окон" не предусмотрено, но необходимо проведение ремонтных работ на участке с закрытием движения, за сутки до начала работ должен быть разработан и утвержден установленным порядком вариантный график движения поездов, с которым ДНЦ знакомится при вступлении на дежурство и в соответствии с которым организует работу на участке.

Подход поездов по стыковым пунктам с соседними ДНЦ дается поездным диспетчером в форме регистрируемого приказа через каждые 3-4 ч на основании разработанного плана-графика пропуска поездов (такой график иногда на-зывают прогнозным), как находящихся на участке, так и тех, которые поступят на участок до конца периода шинирования со станций формирования или других стыковых пунктов.

Контроль за выполнением сменно-суточного плана и подведение итогов работы. Контроль за выполнением заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы ДНЦ осуществляет по 4-6-часовым периодам и в конце дежурства, собирая оперативные данные и сопоставляя их с плановыми показателями сменно-суточного плана диспетчерского участка; о приеме-сдаче поездов и вагонов по стыковым пунктам; о приеме, расформировании, формировании и отправлении поездов техническими станциями; о погрузке и выгрузке вагонов; регулировке порожних вагонов; о выполнении графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по отправлению и проследованию.

В случае отклонений ДНЦ через ДСП или маневровых диспетчеров станций выясняет причины срыва, разрабатывает меры, направленные на выполнение сменно-суточного плана и, согласовав их с ДНЦО, доводит до исполнителей.

Поездной диспетчер - единоличный руководитель движения поездов на участке, обязан контролировать работу станций, следить за приемом и отправлением поездов на станциях и принимать меры по обеспечению безопасности движения. Особенно необходим контроль ДНЦ за работой тех станций, на которых по тем или иным причинам нарушено нормальное действие устройств СЦБ и связи. Дежурный по станции обязан ставить в известность поездного диспетчера о случаях неисправности устройств СЦБ и связи по движению поездов, неисправности поез-дной радиосвязи, о невозможности открытия входных и выходных сигналов и в последующем действовать в соответствии с указаниями ДНЦ.

Для того чтобы обеспечить эффективный контроль за работой станций, ДНЦ обязан знать правила пользования имеющимися на станциях устройствами СЦБ и связи и, давая то или иное указание ДСП, отчетливо представлять себе технологию выполнения всех операций.

При подведении итогов работы смены ДНЦ должен оценить выполнение участком и отдельными станциями основных заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы участка по перечисленным показателям, а также обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности. Сравнительно несложно оценить и уровень выполнения участковой скорости движения грузовых поездов.

Результат анализа итогов работы смены доводят до ДСП или маневровых диспетчеров основных станций участка, характеризуя качество работы каждого.

Сдача дежурства. За 30-60 мин до окончания смены ДНЦ подготавливает необходимую информацию для принимающего дежурство ДНЦ об особенностях работы и планируемых мерах, если в конце дежурства возникли какие-либо затруднения. Готовит учетные и отчетные документы: завершает оформление Журнала диспетчерских приказов, включая подготовку текста приказа о приеме-сдаче дежурства; подтягивает график исполненного движения, дооформляет приложение к графику (краткие характеристики поездов) и Журнал устройств СЦБ; анализирует и заверяет документы своей подписью.

1. Общие положения

1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.

1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее

высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на

должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее

профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях,

связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от

нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется

________________________________________________________________________.

1.4. Поездной диспетчер должен знать:

— Правила технической эксплуатации железных дорог

— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных

— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при

производстве путевых работ

— правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с

опасными грузами при перевозках по железным дорогам

— распоряжения и указания руководства управления железной дороги,

отделения железной дороги

— методические, нормативные и другие руководящие материалы по

организации движения поездов

— график движения поездов и план формирования поездов и порядок

направления вагонопотоков, схемы, профиль путей,

техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций

— работу устройств диспетчерской централизации

— правила работы на ПЭВМ

— показатели и технические нормы эксплуатационной работы

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности,

производственной санитарии

— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте

— основы экономики и управления производством

— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта

— Положение о рабочем времени и времени отдыха работников

железнодорожного транспорта

— _________________________________________________________________.

1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск,

болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в

установленном порядке.

1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Поездной диспетчер:

2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском)

2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения

поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и

локомотивов.

2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и

организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и

пригородных поездов.

2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным

приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при

нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и

скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и

негабаритными грузами поездов и другими поездами.

2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного

задания по сдаче порожних вагонов.

2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и

выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.

2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,

отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках,

оборудованных диспетчерской централизацией.

2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по

участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений

станциями.

2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения

поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с

одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на

однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.

2.10. Обеспечивает своевременность предоставления «окон», принимает

меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному

устранению неисправностей технических устройств и оборудования.

2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую

установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских

указаний.

2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

2.13. _____________________________________________________________.

Поездной диспетчер имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по

вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия

информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей

компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в

исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. ______________________________________________________________.

4. Ответственность

Поездной диспетчер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных

обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в

пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей

деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и

гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных

действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. ______________________________________________________________.