Конспект НОД по развитию речи "Хотела галка пить" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…» план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему Л н толстой ум

Л.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте-лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по-краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.


БАБУШКА И ВНУЧКА

Л.Толстой

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

ГРУШИНА КУКЛА

Л.Толстой

У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. «Спи, Маша! Спи, дочка!

Бай, баю, бай».

ВАРЯ И ЧИЖ

Л.Толстой

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

УМНАЯ ГАЛКА

Л.Толстой

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

ГЛУПАЯ ЖУЧКА

Л.Толстой

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

ВОЛК И БЕЛКА

Л.Толстой


Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон-ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хо-рошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скуч-но, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и пры-гаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я от-туда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда ска-зала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

ПРАВДУ СКАЗАЛ

Л.Толстой

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

КОТЁНОК

Л.Толстой

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! наша кошка... у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.


Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «На-зад! назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его собаки — увидели котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испуга-лась собак, закричала и побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре-мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до-мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Л.Толстой

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съе-дят, мне спасибо скажут».

МАДОУ детский сад комбинированного вида №34

г.Хабаровск

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область: позновательно-эксперементальная деятельность.

Тема:

Пересказ рассказа А.Н.Толстого

«Хотела галка пить»

Подготовила: Слесарева О.К.

Общая протяженность 25 минут

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно воспроизводить литературный образец в устной речи.
  2. Отвечать на вопросы полным предложением, не торопясь, подбирать слова по смыслу.
  3. Обогащать активный словарь детей.
  4. Развивать собственный познавательный опыт через эксперементально-практическую деятельность.
  5. Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.
  6. Стимулировать самостоятельную активность детей в процессе работы.
  7. Воспитывать устойчивое умение слушать товарищей, следить за их речью.

Предполагаемый результат:

  • дети пополнят активный словарь
  • научаться пересказывать
  • получать представления о системе взаимосвязей в неживой природе.

Методы работы :

  • словесный
  • наглядный
  • практический.

Приемы:

  • Ссюрпризный момент
  • Беседа
  • Загадки
  • Вопросы
  • Подсказки

Активизация словаря :

  • резвая
  • ловкая
  • сообразительная
  • находчивая
  • смекалистая.

Ресурсы:

  • макет птицы
  • портрет Л.Н.Толстого;
  • для опыта; пластиковые стаканы, пластмассовые овощи, кастрюльки.

Вводная часть.

Ребята послушайте загадку.

Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнем

Будем в небе голубом

Мы умеем щебетать

Каркать, петь и ворковать

Нас зимой вы покормите

Дети, кто мы, назовите?

В группу влетает макет птицы

Молодцы ребята. Правильно угадали. Это загадка о нас - птицах.

Как зовут меня вы знаете?

Ее зовут галка.

Воспитатель управляет птицей, она летает, садиться клюет и т.д.

Да какая же резвая, веселая, живая, ловкая, а как летаешь ты красиво, как будто танцуешь.

- Я так хочу, чтобы обо мне рассказали дети.

Дети рассказывают о птице

Галка ловкая

Галка веселая

Галка резвая

Галка красиво летает

А еще эту птицу называют «умная птица»

Основная часть

Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.

- Это Л.Н.Толстой – наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и паводками животных, птиц.

И вот как –то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал, рассказ про нее, а я вам сейчас его прочту. Называется он «Умная галка».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в кувшине была вода, только на дне. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Что хотела галка?

Как называется посуда, в которой была вода?

Почему галка не могла пить воду?

Что она стала делать?

И что произошло?

Так почему галку называют умной?

Как можно еще о ней сказать?

Дети вместе с воспитателем повторяют:

Галка догадливая

Галка находчивая

Галка сообразительная

Галка смекалистая

Самостоятельная работа детей

- А вы хотите попробовать сделать, так же как и галка?

Воспитатель приглашает детей пройти к столам для экспериментальной деятельности. На столах на каждого ребенка стоит прозрачный стакан с меткой, рядом лежат камешки.

Дети у каждого в стакане вода, она налита по красную полоску. Бросайте в нее камешки по одному и понаблюдайте, что будет происходить с водой.

Во время опыта воспитатель задает индивидуальные вопросы детям:

Что происходит с водой?

Сколько насыпал камешков?

У кого вода поднялась до края?

Как это у тебя получилось?

Что сделали камешки?

Воспитатель обобщает выводы детей.

- Действительно, камешки заполнили стакан, и вытеснила воду.

Где нам может пригодиться этот опыт?

Упражнение «Варим овощи на салат»

Вызвать 2-х детей. В одной кастрюле половина воды, а другая полная. -- Что мы будем класть в кастрюлю?

Как это назвать, одним словом?

Сначала кладет овощи Маша, а теперь Миша. Что произошло у Маши?

Почему вода убежала??

Разминка. Игра «Птицы и звери»

На слово птица (название) дети поднимают руки вверх летают, бегают по группе, а на слово звери (название) эмитируют движения различных зверей.

Ребята вы сейчас на опыте убедились, как галка смогла себе достать воду. Я вам сейчас напомню рассказ (читаю 2 раза) пересказы детей.

(Даю оценку каждому рассказчику).

Обобщающий этап.

С какой птичкой вы познакомились?

Почему ее называют «умной галкой»?

Какое открытие мы сегодня с вами сделали?

Заключительный этап.

Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому, хорошо пересказывали. Галке очень понравилось у нас.

Список литературы.

  1. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С.Н.Николаева
  2. «Методика развития речи у детей» Бородач А.М.

Толстой Лев Николаевич «Булька»

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.

Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка.

Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил.

Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее.

Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Толстой Лев Николаевич «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Толстой Лев Николаевич «Котёнок»

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.

Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Толстой Лев Николаевич «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

Толстой Лев Николаевич «Собака и её тень»

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Светлана Гожина
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе .

Тип : интеллектуальное, развивающее ;

Вид : речевое развитие

Тема : «Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

Форма проведения : тематическое путешествие на бабушкин двор.

Цель. Развивать связную монологическую речь.

Задачи. 1. Учить детей пересказывать рассказ , передавая его содержание без пропусков и искажений; 2. Добиваться использования авторских слов и словосочетаний; 3. Способствовать пониманию содержания рассказа с помощью опытно – экспериментальной деятельности; 4. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;

5. Развивать связную речь , логическое мышление, творческое воображение, внимание;

6. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, культуру речи.

Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами : наблюдения, чтение рассказов , беседы, дидактические игры; знакомство со свойствами воды; Пересказ русских народных сказок. «Курочка ряба» , «Колобок» , «Лисичка со скалочкой» , узбекской сказки «Упрямые козлики» . Драматизация сказок «Теремок» , «Репка» .

Оборудование : разрезные картинки зимующих птиц, стакан с водой, мелкие камушки для опыта, портрет Л. Н. Толстого , схема к рассказу , набор игрушек домашних животных и птиц.

Словарная работа. Кувшин, кидать, столько наклала, названия зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, галка ); Названия домашних животных и птиц (корова, осел, баран, лошадь, свинья, собака, гусь, петух) .

Методы и приемы : игровой метод, практический метод, показ, объяснения, поощрения, творческие задания, подсказ, вопросно – ответная беседа, пальчиковый игротренинг, дикционный тренинг.

1. Дети стоят в кругу. Приветствие :

Здравствуйте! Давайте поздороваемся с гостями, кто как хочет (дети машут одной (двумя) руками, воздушный поцелуй, сложили руки на груди, «рукопожатие» над головой).

2. Дикционный тренинг. Игра «Зеркало» .

– Повернитесь попарно друг к другу, поиграем в «Зеркало» . Будем проговаривать скороговорку «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!» Первый раз говорит рыбка (шевелят только губами, шепот) .

Второй раз – скажите по секрету (ладони рупором, говорят друг другу по очереди на ушко) . Третий раз – подразните быка (с характером, распевая, похвалить детей) .

Тематическое путешествие на бабушкин двор.

Ребята, закройте глаза (на плечи набрасывает платок) . Раз, два, три – смотри! (загадочно) Я превратилась в бабушку Машу и приглашаю вас на свой двор. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь по удобнее .

1. Д/игра «Дополнение (ТРИЗ) (выставляется картинка домик) .

Ответы детей : так кричит корова, это домашнее животное. Я поселю ее к бабушке во двор. Дети выставляют фигурки домашних животных и птиц, моделируем бабушкин двор.

Дети, как бабушка заботится о своих питомцах : о птицах и животных.

Ответы детей : бабушка их кормит и поит, дает им сено, зеленую травку.

2. Проблемная ситуация (мозговой штурм, ТРИЗ)

В жаркий день вода быстро испаряется и в поилке остается немного воды. Как же птицы могут напиться , если клювом не достают воду?

Ответы детей.

3. Опыт. Стакан с подкрашенной водой, камушки.

Поможем петушку напиться (дети по очереди кладут камушки в стакан с водой, вывод, обобщения) .

Камушки тяжелее воды. Они опускаются на дно и выталкивают воду наверх. Похожая история произошла с одной птицей …

Лев Николаевич Толстой (выставляется портрет) написал об этом рассказ . Он называется «Хотела галка пить » (выставляется картинка галки ) .

1. Выразительное чтение рассказа педагогом .

2. Работа над содержанием рассказа , вопросно - ответная беседа :

- Хотела галка пить , что она увидела на дворе?

Ответы детей :

-Хотела галка пить , на дворе стоял кувшин с водой.

Почему галке нельзя было достать воды?

Ответы детей :

-Галке нельзя было достать воды, потому что в кувшине вода была только на дне. _

-Галке нельзя было достать воды, потому что у кувшина узкое горлышко.

- Расскажите , что же придумала галка ?

Ответы детей :

Она стала кидать в кувшин камушки. И столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить .

3. Динамическая пауза, перевоплощение ,ТРИЗ.

Раз, два, три – вокруг себя повернись, и воду в кувшине превратись (дети присели) .

Покажите, как поднимается вода в кувшине, когда галка кидает камешки (дети приподнимаются постепенно и подпрыгивают, вода поднялась) .

4. Повторное выразительное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

1. Рассказывание рассказа цепочкой (передают игрушку , птичку) .

2. Пересказ по схеме (оценка рассказа педагогом ) .

3. Закрыть экраном часть схемы и пересказать по памяти

(оценка рассказа ) .

4. Пересказ рассказа без схемы (оценка рассказа педагогом ) .

(Схема.)

Физминутка. Пальчиковый игротренинг.

Пойка, подпевай-ка, (скрестить кисти рук)

Десять птичек – стайка, (показывают десять пальцев рук)

Эта птичка – воробей, (указать на большой палец)

Эта птичка – соловей, (указательный палец)

Эта птичка - совушка (средний палец левой руки)

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, (безымянный левой руки)

Эта птичка – коростель, (мизинец левой руки)

Эта птичка – скворушка (мизинец правой руки)

Синенькое перышко.

Эта – зяблик, (безымянный правой руки)

Эта – стриж, (средний правой руки)

Эта – развеселый чиж , (указательный правой руки)

Ну а эта – злой орлан! (большой палец правой руки)

Птички, птички по домам!

(прячут руки за спину, «летают» по группе, садятся)

Д/игра «Сложи картинку» (разрезные картинки зимующих птиц) .

После игротренинга говорю :

А сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку» , присаживайтесь. Нужно сложить картинку и назвать, кто на ней изображен. Приступайте.

Ответы детей : у меня на картинке снегири (синицы, воробей и т. д.) . Они зимующие птицы.

Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего запомнилось? Так какая же птица галка в рассказе ?

Ответы детей : умная, хитрая, ловкая, сообразительная.

Кому бы вы хотели рассказать об умной галке дома ?

Ответы детей :

Я расскажу об умной галке маме (папе, другу) .

Какое домашнее животное самое любимое у вас?

Ответы детей :

Мое самое любимое животное кошка (собака и т. д.) .

Дети и у меня, бабушки Маши, любимое животное тоже кошка. Я дарю вам на память о нашем путешествии портрет своей любимой кошки Мурки. Раздача призов. Прощаемся с гостями.

До свидания, до новых встреч.