Конспект НОД по развитию речи "Хотела галка пить" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…» план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему Л н толстой ум
Л.Толстой
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте-лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по-краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
БАБУШКА И ВНУЧКА
Л.Толстой
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
ГРУШИНА КУКЛА
Л.Толстой
У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. «Спи, Маша! Спи, дочка!
Бай, баю, бай».
ВАРЯ И ЧИЖ
Л.Толстой
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
УМНАЯ ГАЛКА
Л.Толстой
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
ГЛУПАЯ ЖУЧКА
Л.Толстой
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
ВОЛК И БЕЛКА
Л.Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон-ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хо-рошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скуч-но, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и пры-гаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я от-туда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда ска-зала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
ПРАВДУ СКАЗАЛ
Л.Толстой
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
КОТЁНОК
Л.Толстой
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! наша кошка... у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «На-зад! назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его собаки — увидели котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испуга-лась собак, закричала и побежала прочь от них.
А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре-мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до-мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Л.Толстой
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съе-дят, мне спасибо скажут».
МАДОУ детский сад комбинированного вида №34
г.Хабаровск
Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область: позновательно-эксперементальная деятельность.
Тема:
Пересказ рассказа А.Н.Толстого
«Хотела галка пить»
Подготовила: Слесарева О.К.
Общая протяженность 25 минут
Задачи:
- Учить детей самостоятельно воспроизводить литературный образец в устной речи.
- Отвечать на вопросы полным предложением, не торопясь, подбирать слова по смыслу.
- Обогащать активный словарь детей.
- Развивать собственный познавательный опыт через эксперементально-практическую деятельность.
- Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.
- Стимулировать самостоятельную активность детей в процессе работы.
- Воспитывать устойчивое умение слушать товарищей, следить за их речью.
Предполагаемый результат:
- дети пополнят активный словарь
- научаться пересказывать
- получать представления о системе взаимосвязей в неживой природе.
Методы работы :
- словесный
- наглядный
- практический.
Приемы:
- Ссюрпризный момент
- Беседа
- Загадки
- Вопросы
- Подсказки
Активизация словаря :
- резвая
- ловкая
- сообразительная
- находчивая
- смекалистая.
Ресурсы:
- макет птицы
- портрет Л.Н.Толстого;
- для опыта; пластиковые стаканы, пластмассовые овощи, кастрюльки.
Вводная часть.
Ребята послушайте загадку.
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем
Будем в небе голубом
Мы умеем щебетать
Каркать, петь и ворковать
Нас зимой вы покормите
Дети, кто мы, назовите?
В группу влетает макет птицы
Молодцы ребята. Правильно угадали. Это загадка о нас - птицах.
Как зовут меня вы знаете?
Ее зовут галка.
Воспитатель управляет птицей, она летает, садиться клюет и т.д.
Да какая же резвая, веселая, живая, ловкая, а как летаешь ты красиво, как будто танцуешь.
- Я так хочу, чтобы обо мне рассказали дети.
Дети рассказывают о птице
Галка ловкая
Галка веселая
Галка резвая
Галка красиво летает
А еще эту птицу называют «умная птица»
Основная часть
Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.
- Это Л.Н.Толстой – наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и паводками животных, птиц.
И вот как –то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал, рассказ про нее, а я вам сейчас его прочту. Называется он «Умная галка».
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в кувшине была вода, только на дне. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.
Что хотела галка?
Как называется посуда, в которой была вода?
Почему галка не могла пить воду?
Что она стала делать?
И что произошло?
Так почему галку называют умной?
Как можно еще о ней сказать?
Дети вместе с воспитателем повторяют:
Галка догадливая
Галка находчивая
Галка сообразительная
Галка смекалистая
Самостоятельная работа детей
- А вы хотите попробовать сделать, так же как и галка?
Воспитатель приглашает детей пройти к столам для экспериментальной деятельности. На столах на каждого ребенка стоит прозрачный стакан с меткой, рядом лежат камешки.
Дети у каждого в стакане вода, она налита по красную полоску. Бросайте в нее камешки по одному и понаблюдайте, что будет происходить с водой.
Во время опыта воспитатель задает индивидуальные вопросы детям:
Что происходит с водой?
Сколько насыпал камешков?
У кого вода поднялась до края?
Как это у тебя получилось?
Что сделали камешки?
Воспитатель обобщает выводы детей.
- Действительно, камешки заполнили стакан, и вытеснила воду.
Где нам может пригодиться этот опыт?
Упражнение «Варим овощи на салат»
Вызвать 2-х детей. В одной кастрюле половина воды, а другая полная. -- Что мы будем класть в кастрюлю?
Как это назвать, одним словом?
Сначала кладет овощи Маша, а теперь Миша. Что произошло у Маши?
Почему вода убежала??
Разминка. Игра «Птицы и звери»
На слово птица (название) дети поднимают руки вверх летают, бегают по группе, а на слово звери (название) эмитируют движения различных зверей.
Ребята вы сейчас на опыте убедились, как галка смогла себе достать воду. Я вам сейчас напомню рассказ (читаю 2 раза) пересказы детей.
(Даю оценку каждому рассказчику).
Обобщающий этап.
С какой птичкой вы познакомились?
Почему ее называют «умной галкой»?
Какое открытие мы сегодня с вами сделали?
Заключительный этап.
Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому, хорошо пересказывали. Галке очень понравилось у нас.
Список литературы.
- «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С.Н.Николаева
- «Методика развития речи у детей» Бородач А.М.
Толстой Лев Николаевич «Булька»
У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.
Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка.
Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.
Я взял его щенком и сам выкормил.
Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее.
Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.
Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.
Толстой Лев Николаевич «Лгун»
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
Толстой Лев Николаевич «Котёнок»
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.
Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять.
Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Толстой Лев Николаевич «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Толстой Лев Николаевич «Собака и её тень»
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни при чём.
Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Светлана Гожина
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе .
Тип : интеллектуальное, развивающее ;
Вид : речевое развитие
Тема : «Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .
Форма проведения : тематическое путешествие на бабушкин двор.
Цель. Развивать связную монологическую речь.
Задачи. 1. Учить детей пересказывать рассказ , передавая его содержание без пропусков и искажений; 2. Добиваться использования авторских слов и словосочетаний; 3. Способствовать пониманию содержания рассказа с помощью опытно – экспериментальной деятельности; 4. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;
5. Развивать связную речь , логическое мышление, творческое воображение, внимание;
6. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, культуру речи.
Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами : наблюдения, чтение рассказов , беседы, дидактические игры; знакомство со свойствами воды; Пересказ русских народных сказок. «Курочка ряба» , «Колобок» , «Лисичка со скалочкой» , узбекской сказки «Упрямые козлики» . Драматизация сказок «Теремок» , «Репка» .
Оборудование : разрезные картинки зимующих птиц, стакан с водой, мелкие камушки для опыта, портрет Л. Н. Толстого , схема к рассказу , набор игрушек домашних животных и птиц.
Словарная работа. Кувшин, кидать, столько наклала, названия зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, галка ); Названия домашних животных и птиц (корова, осел, баран, лошадь, свинья, собака, гусь, петух) .
Методы и приемы : игровой метод, практический метод, показ, объяснения, поощрения, творческие задания, подсказ, вопросно – ответная беседа, пальчиковый игротренинг, дикционный тренинг.
1. Дети стоят в кругу. Приветствие :
Здравствуйте! Давайте поздороваемся с гостями, кто как хочет (дети машут одной (двумя) руками, воздушный поцелуй, сложили руки на груди, «рукопожатие» над головой).
2. Дикционный тренинг. Игра «Зеркало» .
– Повернитесь попарно друг к другу, поиграем в «Зеркало» . Будем проговаривать скороговорку «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!» Первый раз говорит рыбка (шевелят только губами, шепот) .
Второй раз – скажите по секрету (ладони рупором, говорят друг другу по очереди на ушко) . Третий раз – подразните быка (с характером, распевая, похвалить детей) .
Тематическое путешествие на бабушкин двор.
Ребята, закройте глаза (на плечи набрасывает платок) . Раз, два, три – смотри! (загадочно) Я превратилась в бабушку Машу и приглашаю вас на свой двор. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь по удобнее .
1. Д/игра «Дополнение (ТРИЗ) (выставляется картинка домик) .
Ответы детей : так кричит корова, это домашнее животное. Я поселю ее к бабушке во двор. Дети выставляют фигурки домашних животных и птиц, моделируем бабушкин двор.
Дети, как бабушка заботится о своих питомцах : о птицах и животных.
Ответы детей : бабушка их кормит и поит, дает им сено, зеленую травку.
2. Проблемная ситуация (мозговой штурм, ТРИЗ)
В жаркий день вода быстро испаряется и в поилке остается немного воды. Как же птицы могут напиться , если клювом не достают воду?
Ответы детей.
3. Опыт. Стакан с подкрашенной водой, камушки.
Поможем петушку напиться (дети по очереди кладут камушки в стакан с водой, вывод, обобщения) .
Камушки тяжелее воды. Они опускаются на дно и выталкивают воду наверх. Похожая история произошла с одной птицей …
Лев Николаевич Толстой (выставляется портрет) написал об этом рассказ . Он называется «Хотела галка пить » (выставляется картинка галки ) .
1. Выразительное чтение рассказа педагогом .
2. Работа над содержанием рассказа , вопросно - ответная беседа :
- Хотела галка пить , что она увидела на дворе?
Ответы детей :
-Хотела галка пить , на дворе стоял кувшин с водой.
Почему галке нельзя было достать воды?
Ответы детей :
-Галке нельзя было достать воды, потому что в кувшине вода была только на дне. _
-Галке нельзя было достать воды, потому что у кувшина узкое горлышко.
- Расскажите , что же придумала галка ?
Ответы детей :
Она стала кидать в кувшин камушки. И столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить .
3. Динамическая пауза, перевоплощение ,ТРИЗ.
Раз, два, три – вокруг себя повернись, и воду в кувшине превратись (дети присели) .
Покажите, как поднимается вода в кувшине, когда галка кидает камешки (дети приподнимаются постепенно и подпрыгивают, вода поднялась) .
4. Повторное выразительное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .
1. Рассказывание рассказа цепочкой (передают игрушку , птичку) .
2. Пересказ по схеме (оценка рассказа педагогом ) .
3. Закрыть экраном часть схемы и пересказать по памяти
(оценка рассказа ) .
4. Пересказ рассказа без схемы (оценка рассказа педагогом ) .
(Схема.)
Физминутка. Пальчиковый игротренинг.
Пойка, подпевай-ка, (скрестить кисти рук)
Десять птичек – стайка, (показывают десять пальцев рук)
Эта птичка – воробей, (указать на большой палец)
Эта птичка – соловей, (указательный палец)
Эта птичка - совушка (средний палец левой руки)
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, (безымянный левой руки)
Эта птичка – коростель, (мизинец левой руки)
Эта птичка – скворушка (мизинец правой руки)
Синенькое перышко.
Эта – зяблик, (безымянный правой руки)
Эта – стриж, (средний правой руки)
Эта – развеселый чиж , (указательный правой руки)
Ну а эта – злой орлан! (большой палец правой руки)
Птички, птички по домам!
(прячут руки за спину, «летают» по группе, садятся)
Д/игра «Сложи картинку» (разрезные картинки зимующих птиц) .
После игротренинга говорю :
А сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку» , присаживайтесь. Нужно сложить картинку и назвать, кто на ней изображен. Приступайте.
Ответы детей : у меня на картинке снегири (синицы, воробей и т. д.) . Они зимующие птицы.
Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего запомнилось? Так какая же птица галка в рассказе ?
Ответы детей : умная, хитрая, ловкая, сообразительная.
Кому бы вы хотели рассказать об умной галке дома ?
Ответы детей :
Я расскажу об умной галке маме (папе, другу) .
Какое домашнее животное самое любимое у вас?
Ответы детей :
Мое самое любимое животное кошка (собака и т. д.) .
Дети и у меня, бабушки Маши, любимое животное тоже кошка. Я дарю вам на память о нашем путешествии портрет своей любимой кошки Мурки. Раздача призов. Прощаемся с гостями.
До свидания, до новых встреч.