Философские основы древнегреческой медицины. Основы философии

2.7. Античные врачи-философы

Эмпедокл (V в. до н.э.). Поэмы «О природе» и «Очищение». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь.

Теория эволюционного развития органического мира.

Первый период развития: появление отдельных частей животных, голов, глаз и других.

Второй период – эти части, случайно сочетаясь друг с другом, порождают чудовища.

Только тело и природа могут вести себя истинным образом перед лицом необходимости адаптировать эти два полюса. Таким образом, самый примитивный и самый верный, эмоция - это именно функция, которая позволяет уму синтезировать то, что наиболее вероятно в его истории как вид. Мысль о том, что в рамках этой позитивистской традиции является естественным фактом плода всего этого процесса адаптации, имеет функцию примирения сознания с новыми временами, преодоления того, что больше не имеет полезности и, таким образом, гарантирует непрерывность эволюции, Если союз с мышлением является более глобальным понятием поведения, то происходит прорыв с детерминизмом Спенсера, открывающий путь к свободной воле, где новое поведение может определять новые эволюции.

Третий период – появляются цельные природные существа.

Гиппократ – современник Демокрита и Эмпедокла. Их философия оказала на Гиппократа сильное влияние. Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой. (Эмпедокл: мир состоит из четырех стихий: вода, земля, огонь, воздух.) Если эти жидкости уравновешены – человек здоров. Если их гармония нарушается – человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий» – эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии, и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями.

Перед другими соображениями о влиянии этих понятий на теорию культуры мы должны рассмотреть тему, которая является центральной для этой статьи, ее понятие истины. Еще одна цитата. Мы можем отметить, что место явно ограничено истиной, которая не просто аскетична, но объясняет науку. Именно она объясняет поиск Человека во что угодно. Давайте придерживаться этого понятия, чтобы сравнить его с его более поздней инструментальной концепцией истины. С точки зрения возможной теории культуры из этого фрагмента теории Джеймса ясно, что это указывает на универсализацию эмоций для всех культур, потому что они являются теми же самыми органическими аспектами, которые играют в их развязывании.

И. П. Павлов назвал Гиппократа гениальным наблюдателем: «Греческий гений в лице индивидуального или сборного Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Через две тысячи лет наука продолжает пользоваться этими открытиями». Гиппократ придавал профессии медика высокую нравственную ценность, от врача требовал абсолютной порядочности. Разработанные правила поведения врача (клятва Гиппократа) положили начало медицинской этике. Гиппократ: «Философия должна быть внедрена в медицину, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине».

Даже если внешние выражения грусти разные в двух народах, это не суть эмоций, потому что для того, чтобы рассмотреть это, мы должны вернуться к старой теории, которую Джеймс предлагает сражаться. Единственные возможные различия могут быть связаны с различными организационными изменениями в игре и в разных средах. Поскольку существует тенденция к определенным органическим закономерностям у людей самых разных регионов, эти различия, как правило, неясны. Другой порядок несоответствия происходит в том смысле, в котором вы стремитесь отказаться от ненужных эмоций.

Единомышленником Гиппократа был греческий врач-философ Левкипп, создатель солидарной медицинской доктрины. Эта материалистическая медицинская теория Античности объясняет человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма. Способы лечения направлены на то, чтобы восстановить циркуляцию. В этой доктрине очевидно влияние атомистической теории.

Существуют культуры, такие как зубные, которые по причинам, еще недостаточно известным, достигли более высоких уровней адаптации к окружающей среде благодаря активности мысли. Читатель теперь готовится к потрясающему повороту в этих ожиданиях относительно человека, данного самим Джеймсом. Именно во время его обучения в Научной школе Лоуренса Джеймс встретил кого-то на три года старше его, которого он называл очень умным человеком. Чарльз Сандерс Пирс был до конца своей жизни ключевой ссылкой в ​​работе Джеймса.

На данный момент наиболее важным для нас является разработка концепции, которая решительно повлияла на прагматические разработки Джеймса и его потомство: понятие веры. Для Пирса единственный способ, с помощью которого деятельность мысли могла бы изменить поведение, мир и сама мысль были бы процессом исследования. Только такое человеческое предприятие способно порождать истины, которые действуют непосредственно на разумный мир. Однако автор спрашивает, как начинается этот процесс, какую цель он ищет и какие элементы разума участвуют в его развитии.

Клавдий Гален (около 129 – 199 гг.н. э.) – римский врач и естествоиспытатель, деятельность которого приходится на расцвет Римской империи. Гален рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смешения основных элементов и жидкостей организма. Это нарушение ведет к нарушению функций различных органов. При лечении болезней Гален широко использовал диету и лекарственные средства. Он первым сказал, что в артериях течет кровь, а не пневма, как считалось до него. Им тщательно описаны работа мышц, пищеварительная и дыхательная системы. Им были описаны все кости. Изучение центральной нервной системы и ее связи с периферической является главным в научных исследованиях Галена.

Для первого вопроса давайте рассмотрим эту цитату. Но на самом деле существует только одно состояние, которым должен быть читатель, а именно само состояние ума, в котором читатель действительно оказывается в тот момент, в котором он эффективно, - состояние, в котором читатель оказывается обвиненным в огромных уже сформировалась масса познаний, из которых он не может разделаться, даже если захочет: и кто знает, может ли он сделать это, он не сделал бы для себя что-то невозможное для себя? Читатель называет акт письма на листе бумаги Если ответ утвердительный, вопрос не имеет никакого отношения к какому-либо более серьезному вопросу.

Гален внес вклад в психологию. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца.

Своеобразные мысли высказывал Гален по поводу деятельности нервной системы. Он считал, что в организме кроме животной пневмы, которая лежит в основе физиологических отправлений, существует психическая пневма, которая выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами чувств ощущения, к мозгу и от него несет к органам движения двигательные импульсы. Гален рекомендовал изучение своих трудов начинать с философии. Он стоял на позиции, что все вещи состоят из четырех элементов: теплого, холодного, влажного и сухого начал. Что касается живых организмов, то, следуя Гиппократу, он признавал четыре сока: кровь, слизь, желчь и черную желчь. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма – это какой-то материальный первоисточник жизни. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался и утончался. В результате этого получалась животная пневма, которая управляла жизненными процессами организма. Она, попадая в мозг, превращалась в психическую пневму, которая отвечает за произвольные движения и психические процессы. В этой теории много фантастического, но вместе с тем появляются догадки о кровеносной и нервной системах человека. Гален высказал мысль, что «лучший врач – в то же время философ».

Но не принимайте во внимание: если педантизм не разъедает все чувство реальности, признайте, как это должно быть, что есть много вещи, которые он не сомневается, как бы мало это ни было. То, что мы не сомневаемся, это именно то, откуда мы начинаем с этого гипотетического пути и куда хотим идти. Формулируя в концептуальной форме, мы можем сказать, что производство состояния веры является единственной целью мыслительной деятельности. Все, что связано с мышлением, но которое не имеет такой цели, будет считаться Пирсом как принадлежащим другому купе ума. «Все, с чем вы имеете дело, - это сомнения и убеждения».

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) – древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Вся его схема транзакций между человеком и миром основана на этих двух переменных состояниях, которые производят временные истины. Состояние веры - это состояние удовлетворения, баланса между человеком и окружающей средой, состояние, в котором все вопросы прекращаются, в которых мы ставим себя в соответствие с реальностью. Почему такое состояние останавливается до такой степени, что мы чувствуем, что у нас нет оснований полагаться на какое-то время? По существу, учитывая его эмпирическую принадлежность, из-за того, что мир является потоком постоянной трансформации и как наши убеждения в конечном счете являются плодами восприятия, в одно мгновение после того, что, как мы считаем, мы больше не вписываемся идеально подходит для реальности.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

Сомнение похоже на вторжение мира в наш разум, указывающий на временность всех элементов, которые составляют жизнь. Мир должен вмешиваться в наши психические процессы, потому что мы обладаем психологической характеристикой соблюдения наших убеждений. Мы пришли к выводу, что состояние веры порождает привычку, которая, в свою очередь, создает диспозиции для приобретения новых привычек.

Вера - это не мгновенный способ сознания: это привычка ума, которая по существу длится некоторое время и в значительной степени бессознательна, и, как и другие привычки, она самодовольная. Это не привычка, а лишение привычки. Теперь лишение привычки для чего-то должно быть условием беспорядочной деятельности, которая каким-то образом должна быть преодолена привычкой.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды, как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

Схематически мы можем сказать, что исследовательский процесс начинается с сомнений, единственный мощный мобильный, способный со временем растворять что-то настолько загроможденное в наших глазах как сеть убеждений, но именно из этой же сети, в своем отношении к миру, что мы приступили к трудному процессу создания новых истин. Иаков позже скажет, что истины становятся только «истинными», если они изменяют лишь малую часть предыдущих истин.

Таким образом, мы вводим еще одну характеристику, которая делает понятие прагматичной веры, идею о том, что вера является правилом действия. Затем мы заполняем три основные характеристики убеждений, которые были бы для систематизации. Это то, о чем мы знаем.

Тесты по теме 2

Античная философия
Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

А. Эпикур

Б. Анаксимандр

В. Гераклит

2 . Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

А. Сократ

Б. Гиппократ

Удовлетворяет раздражение сомнений. Давайте теперь рассмотрим, какое понятие истины будет вытекать из таких формулировок. Есть две противоположные стороны в соответствии с более прагматичным взглядом, содержащимся в этом отрывке. Сначала отметим интересную антиидеалистическую позицию, в том, что истина - это только то, что можно усомниться. По этой точке зрения нет места для абсолютной, неоспоримой истины, существующей априори, в соответствии с согласованностью наших представлений. С другой стороны, в своем оправдании существования истины, вытекающей из абсолютной фиксации веры, даже на идеальном уровне, Пирс, как говорит Рорти, находится на полпути между идеалистом и прагматикой.

3 . Платон утверждал, что философ должен изучать:

А. Мир природы

Б. Мир идей

В. Самого себя

4 . Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

А. Левкипп

Б. Сократ

В. Гиппократ

5 . Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий»:

Как эта абсолютная фиксация построена, эта правда о данном объекте? Ответ конъюгирует такие термины, как конвергенция, удовлетворенность и конец опроса. Его позиция в том, что истинные вещи считаются более верными, чем ложные, от восприятия, заставляет его думать о гипотезе о том, что в конце исследования оказалось обобщаемым для всех объектов, которые его касаются, представляет согласованность с реальностью. Эта истина, как правило, противоречит нескольким исследователям из самых разных областей, гарантируя, от такого сближения, создание могущественной веры.

В. Гиппократ

6 . Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

А. Гиппократ

Б. Левкипп

В. Демокрит

7. Сказал, что Вселенная – четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух:

А. Эпикур

Б. Эмпедокл

8 . Первым назвал себя философом:

А. Анаксимен

В. Пифагор

9 . Утверждал, что все состоит из воздуха, разрежающегося и сгущающегося:

Из этих постулатов мы видим, что наука сохраняет свою гегемонию в создании истины. Следуя рассуждениям Рорти, Пирс постулирует, что какое-то истинное утверждение связано отношением соответствия, «точного представления о том, как мир», если в идеальном конце исследования мы можем утверждать, что существует прорицание. Поэтому он не основывает существование мира в каком-либо метафизическом экземпляре, недоступном опыту, но, давая положительное определение истины, производит вечную круговость в мышлении, а также производство нормативных примеров, которые из него.

А. Анаксимен

В. Гераклит

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

11. Создал учение о взаимопереходе противоположностей, их единстве: «добро и зло – одно»:

Б. Гераклит

В. Эмпедокл

12 . «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – утверждал:

А. Сократ

В. Гераклит

В конце концов, что является идеальным термином для расследования? Как это можно определить из самого опыта? Что гарантирует имманентность истинной вещи, которая делает ее более правдивой, чем ложные вещи? То есть такая гарантия возможна только в том случае, если есть что-то вне убеждения, которое обеспечивает правдивую функцию. Именно это следствие Джеймс хочет избежать, заявив, что единственно возможным определением истины является отрицательное определение, т.е. это простой термин утверждения идей, полезных для нас в определенных контекстах.

13 . Миром правит всеобщий закон – Логос, считал:

А. Сократ

Б. Гераклит

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

15 . «Летящая стрела»:

А. Трактат Гераклита

Б. Поэма Демокрита

В. Название апории Зенона

Дополнить

16 . «Ахилл и ______________ одна из апорий Зенона.

Давайте посмотрим, как построена эта формулировка, которая буквально убирает землю с наших ног, а затем ставит ее намного прочнее, чтобы мы могли двигаться более свободно. Инструментальное определение истины. Ранее он выступал за идею изменения каждой философской номенклатуры для облегчения общения. Пирс производит лабораторную философию, где есть явное предпочтение режиму работы науки, науки, способному предсказать ее результаты, науке, которая является самой развитой формой исследований, которую когда-либо изобретал человек, наукой, предоставить номенклатуру, достойную отличия от здравого смысла в упорядоченной форме ясных и разных идей.

Выбрать правильный ответ

17. Демокрит:

А. Создал учение об атоме

Б. Создал гуморальную теорию

В. Сформулировал основы диалектики

18 . Сократ считал, что главным пороком человека является:

Б. Невежество

В. Гордыня

19 . «Я знаю только, что ничего не знаю»:

А. Платон

Б. Аристотель

В. Сократ

В Иакове, напротив, мы находим страсть, скрытую здравым смыслом, большой энтузиазм к тому, что человек может выполнить в своей повседневной жизни после конституции своих истин, очень мало внимания уделяется соображениям ценности с уважением к научной мысли, которая приближает его к второму Витгенштейну.

Наш автор не всегда так, но, по его мнению, вполне возможно сделать такой разрез. Первое касается того, что Джеймс называет методом. Прагматический метод в первую очередь метод урегулирования метафизических споров, которые в противном случае будет распространяться до бесконечности. Какие практические разница была бы для кого-то с этим понятием, предпочтительно, что другой, это правда? Если вы не можете проследить никакой практической разницы Всякий раз, когда спор серьезен, мы должны быть в состоянии показать какую-то практическую разницу, которая обязательно возникает с одной стороны, а другая - с правильной.

20 . Сократ утверждал, что человек должен:

А. Познать природу

Б. Познать суть вещей

В. Познать самого себя

21. Для того чтобы быть добродетельным, нужно (Сократ):

А. Получить соответствующее воспитание

Б. Быть человеком верующим

В. Знать, что такое добродетель

22 . «Академия» – школа:

А. Платона

Б. Сократа

В. Гераклита

23 . «Истинный философ должен иметь дело с …» (Платон):

А. Миром природы

Б. Миром красоты

В. Миром идей

24. «Люди видят предметы и не видят идей, они принимают тени за действительный мир»:

А. Аристотель

Б. Платон

В. Сократ

Установить соответстви

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

26. Создал учение об общих логических понятиях, категориях:

А. Платон

Б. Сократ

В. Аристотель

Дополнить

27. «Материя – это возможность, а _____________ действительность (Аристотель).

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

29. «Человек – существо политическое», – утверждал:

А. Платон

Б. Аристотель

В. Эпикур

30 . Истинное удовольствие для человека, считал Эпикур, – это:

А. Невозмутимость духа и здоровое тело

Б. Чувственное наслаждение

В. Счастье близких людей

31 . Покой и безмятежность, безразличие ко всему – истинная мудрость. Это идеи:

А. Сократа

Б. Платона

В. Стоиков

Вопросы для обсуждения

1. Особенности античной философии и культуры.

2. Милетская школа философии.

3. Гераклит и его диалектика.

4. Философия Зенона, его апории о движении пространства и времени.

5. Атомистическая теория Демокрита.

6. Этический рационализм Сократа.

7. Платон. Природа идей.

8. Философия Аристотеля.

9. Эпикур и его этика.

10. Гиппократ и врачи-философы Античности о природе человека, его жизни и здоровье.

11. Единство человека и космоса в Античности.

Темы рефератов и докладов

1. Философия и культура Античности – историческая взаимосвязь.

2. Изменение предмета философии в истории философии на примере Античности.

3. История философии как история самосознания человеческого духа.

4. Философия Платона.

5. Философия Аристотеля.

6. Цицерон и его время.

7. Лукреций Кар «О природе вещей».

8. Философские идеи в древнегреческой медицине.

9. Гиппократ об основах врачебного искусства.

10. Медицина Галена.

Объясните понятия: Античность, натурфилософия, метафизика, энтелехия, идея, атомистика, диалектика, софизм.

Тема 3
ОТ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

3.1. Апологетика христианства. Филон и Сенека

Философия христианства, его апологетика – это сочинения, направленные на защиту христианского вероучения. Осуществляла две задачи – защиту ранних христианских общин и разработку христианского вероучения.

В основе онтологии Средневековья лежит идея творения. В основе гносеологии – Божественное откровение.

Главная идея христианской философии – теоцентризм. Реальностью, определяющей мир, является не природа (Космос), а сверхъестественное начало – Бог. Представление о реальном существовании сверхъестественного ведет к супернатурализму. Природа, общество, человек и все земное (относительное, переходящее) зависят от Бога (абсолютного и вечного).

Супернатурализм ведет к ориентации всей жизнедеятельности человека на спасение души. Спасение – единение человека с Богом в Божьем царстве. Средневековая философия – схоластика (школа). Эта философия преподавалась в школах, позднее – в университетах. Современный смысл этого слова – оторванность от жизни. Главный вопрос схоластики: отношение веры и разума.

Реализм. Общие понятия (универсалии) существуют реально, а не только в человеческой речи (Фома Аквинский).

Номинализм . Общих понятий не существует, существуют только общие имена (Пьер Абеляр).

Согласно философии Филона Александрийского (I в. н. э.), Бог – высшее существо, стоящее вне времени и пространства, трансцендентальное миру (находящееся за пределами мира). Контакт Бога с миром происходит через посредника. В христианстве им становится Иисус Христос, принявший жертвенную смерть за грехи человеческие во имя спасения. Филон дает личностное понимание Бога (у Платона – учение о духовном безличностном единстве мира). Бог является личностью и требует личностного отношения и понимания. Бог действует через Логос – мировой порядок, красоту и гармонию. Логос – это царство вечных идей, тождественных с мыслями Бога. Мир – отражение этих идей. Логос Филона – сотворенный Богом дух. Отождествление с Мессией – Христом, появилось в Евангелии от Иоанна: «Вначале было Слово (в греческом подлиннике – Логос). Слово было о Боге и Слово было Бог. Слово стало плотью и обитало в нем» (Иоанн 1.4).

Луций Анней Сенека – римский философ, поэт (I в.н. э.), представитель стоицизма, разрабатывал христианскую систему нравственных ценностей, проповедь аскетизма, пренебрежение к реалиям конкретной социальной жизни, противопоставление телесного духовному, как более высокой сфере жизненных интересов. Этика стоиков требовала от человека:

– бесстрастия;

– моральной стойкости;

– твердого следования по пути чести и долга;

– презрения к потребностям повседневной жизни.

В мире, учили стоики, господствует необходимость постижения Логоса и подчинение ему.

Отсюда непротивление судьбе. Судьба ведет того, кто покоряется ей, и тащит того, кто ей сопротивляется. «Мудрец любит свой рок». Философия, считает Сенека, должна утвердить содружество людей, общину праведников, свободных от страстей, обладающих всеми добродетелями и достигших этих качеств религиозной покорностью. Бог открывается человеку через непосредственное общение с помощью мистической интуиции, Богооткровения. Богооткровение, как вечная неизменная истина, основывается на вере. Бог создал мир и человека из ничего, актом своей воли, и поддерживает бытие, мир постоянно (креационизм).

Человек – образ и подобие Бога. Разум и свободная воля различать добро и зло делают его представителем Бога в мире. Но после грехопадения Адама и Евы произошло раздвоение человека, болезнь души. Человек своими силами не способен преодолеть греховные наклонности, ему нужна помощь, божественная благодать.

История человечества, с одной стороны, – регресс, вызванный грехопадением, с другой – восхождение человека к Богу. Миссия истории – искупительная и назидательная. Цель – конец мира и царство Божие (эсхатология).

Познание человеком мира – богоуподобление. Сущность грехопадения человека – он пожелал стать равным Богу, свободным субъектом деятельности и познания. Богоуподобление – переход человека в подчинение Богу. Форма перехода – вера.

Религиозная вера – сверхъестественная, мировоззренческая позиция человека. «Если не уверуете, то не уразумеете» (Климент Александрийский). Фома Аквинский предложил версию гармонии веры и разума в познании одной истины – Бога.

3.2. Учение Иисуса Христа

Иисус Христос (Иешуа Машиах), I в. до н.э. – I в. н.э. Иисус – греческая огласовка еврейского имени Иешуа. Родился в семье плотника Иосифа, потомка легендарного царя Давида. Год его рождения с точностью не известен: по наиболее достоверной версии, он родился в царствование Августа где-то за 4 года до начала нашей эры.

Место появления на свет – город Вифлеем. Место проживания родителей – город Назарет в Галилее.

Иисус Христос – основатель одной из крупнейших религий мира – христианства.

Собственно именем является Иисус – весьма распространенное среди древних евреев (вспомним хотя бы Иисуса Навина, остановившего Солнце). А сопутствующее ему греческое слово «Христос» означает «мессия» (по-еврейски «машиах»), или «помазанник», т.е. человек, предназначенный для служения Богу. Так обычно называли пророков, священников, но по преимуществу царей. При свершении обряда помазания употреблялся елей – специально приготовленное масло из оливок. Русских царей (как и израильских) тоже называли помазанниками Божьими. Иисус Христос был, однако, помазан не на царство земное, а на царство Божие. Слово «Христос», употребленное по отношению к нему, привело, как известно, к жестоким недоразумениям, стоившим Иисусу жизни. Фарисеи внушили власть предержащим, в частности римскому наместнику Пилату, что Иисус претендует на израильский престол, т.е. на территорию, принадлежащую римскому кесарю. «Мое царство – небесное», – пояснял Христос. Но невежественная, фанатичная толпа и Пилат не вняли его словам.

Иисус, о котором повествуют Евангелия, написанные его современниками и учениками Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном, – лицо историческое. Находки древних кумранских рукописей в пещерах близ Мертвого моря, а также многие сведения, добытые поколениями ученых-библеистов, подтверждают реальность Христа. Вполне возможно, что бродячий пророк, выступавший с учением о праве бедных, обездоленных и рабов на царство земное и небесное, говоривший о равноправии и внушавший надежду на счастье, мог действительно в очень короткое время приобрести горячих сторонников, положивших начало широчайшему движению. Атеисты примитивного толка считают мнение о реальном существовании в I в. н. э. Иисуса Христа фантастичным. Но еще более фантастичным было бы считать, что столь мощное движение родилось без какого- либо участия в своем начале какой- то очень талантливой, возможно, гениальной личности, властной и притягательной для народных масс. Ветхий Завет, на котором воспитывались и образовывались целые поколения до Христа, весь переполнен пророчествами о пришествии Мессии, избавителя от земных страданий и горя. Как же было наконец не вспыхнуть этой постоянно тлевшей надежде, когда появился человек, в котором по стечению обстоятельств люди как бы воочию и во плоти увидели все признаки Спасителя мира? По этому поводу существует интересное и мудрое высказывание Л. Толстого. Он писал: «Задача, которую предстоит решить, состоит в том, что 1800 лет тому назад явился какой- то нищий и что-то наговорил. Его высекли и повесили. И с тех пор, – несмотря на то что было много и много праведников, погибших за свою правду, – миллиарды людей, умных и глупых, ученых и безграмотных, не могут отделаться от мысли, что этот человек был Бог. Как объяснить это удивительное явление? Церковники говорят, что это произошло оттого, что Иисус был Бог. И тогда все понятно. Но если он не был Бог, то как объяснить то, что именно этот простой человек всеми признан Богом? И ученые старательно разыскивают все подробности жизни этого человека, не замечая того, что сколько бы ни отыскивали подробностей (в действительности же ровно ничего не отыскали), если бы они даже восстановили всю жизнь Иисуса до мельчайших подробностей, вопрос о том, почему он, именно он, имел такое влияние на людей, остался бы все-таки без ответа. Ответ не в том, в какой среде родился Иисус и кто его воспитывал, и т.п., и еще менее в том, что делалось в Риме, и что народ был склонен к суеверию, а только в том, что проповедовал этот человек такое особенное, что заставило людей выделить его из всех других и признать Богом тогда и теперь». (Евангелие. Изложение Л.Н. Толстого. – М., 1918 г.).

Л. Толстому, как видим, прежде всего важно, что в начале начал учения, названного по имени учителя христианским, учения, перешедшего в народные массы и ставшего всемирным, был конкретный человек – «именно он», «этот человек», что именно «этого», а не когонибудь другого «выделили». То есть для Л. Толстого совершенно очевидно, что в начале I в. н.э. «эта» личность существовала. Не может быть учения без автора. Другое дело, – поясняет далее Толстой, – что «этому» Иисусу впоследствии различные толкователи навязывали то, чего он никогда не думал и не говорил, и что легенды, уйдя в века, обросли неправдоподобными деталями.

Надо сказать, что к моменту появления Иисуса сознание людей, издавна живших ветхозаветными чаяниями о пришествии Спасителя, было уже не только подготовлено, чтобы воспринять приход такого человека как нечто естественное и долгожданное, но и возбуждено явным нетерпением: когда же? скоро ли?.. Ведь о будущем Богоявлении в образе человека говорили многие пророки, и особенно категорично – наиболее авторитетный из них пророк Исайя, живший за несколько столетий до Иисуса. А современник Христа, пророк Иоанн, названный Предтечей и Крестителем, пылко и убежденно говорил о том, что Мессия уже появился в мире. Свои проповеди Иоанн произносил на берегу Иордана, собирая толпы возбужденных слушателей. Евангелисты рассказывают, что Иоанн нетерпеливо вглядывался в лица паломников, ища среди них Мессию. Когда на берегу среди других людей появился Иисус, Иоанн сразу же признал в нем Помазанника Божьего. Он крестил его водою из Иордана, а слетевший с небес белый голубь символизировал крещение Святым Духом. Так впоследствии родилось и стало краеугольным камнем христианской церкви понятие Троицы: БогОтец, Сын Божий и Святой Дух.

До появления своего на Иордане Иисус более 30 лет безвестно проживал в захолустном галилейском городке Назарете. По евангельскому преданию, он был рожден земной женщиной Марией, обрученной к тому времени с плотником Иосифом, уже имевшим детей от умершей первой жены. Весть о рождении сына от Святого Духа принес Марии архангел Гавриил.

Молва о том, что Иоанн, защитник бедных и обездоленных, проповедует равенство всех людей и ожидает близкого пришествия Мессии, дошла до Назарета, вызвала немало толков и понудила Иисуса уйти из дома на Иордан.

Он хорошо знал знаменитое предсказание пророка Исайи о Богоявлении, и мысль о своем божественном избранничестве полностью овладела его сознанием. По- видимому, и в облике и в поведении Иисуса было что-то такое, что сразу же остановило на нем исполненный надежды и ожидания взор Иоанна.

После крещения Иисус по традиции, принятой всеми, посвятившими себя Богу, ушел в пустыню для испытания духа и плоти. Там, по Евангелиям, его искушал Сатана. Он предложил Мессии покорить мир тремя способами: привлечь народ обещаниями земных благ, завоевать народы оружием или же прибегнуть к чудесам. Что касается первого искушения, то Иисус ответил словами, что не хлебом единым сыт человек; отверг и второе, заявив, что служит не золоту, а Господу;

чудеса же отверг как средство чисто внешнее, неблизкое к истинной вере. Однако самой важной и всеопределяющей особенностью личности и всех проповедей Христа была его убежденность, что он послан Богом в мир как искупительная жертва. Агнцем Божьим, т.е. жертвою, назвал его сразу же и Иоанн.

До христианства и после него ни в одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога. Христос был не только гоним, но и бит бичами, предан публичному суду и позорной казни через распятие наравне с разбойниками.

Коренная черта христианства – любовь к человеку и добровольное, вплоть до мучительной смерти, страдание за людей.

Христианство покоится на любви, милосердии и постоянной готовности принести себя в жертву – через покаяние, молитву, самоотвержение и смерть.

Образ страдающего Бога, искупающего своей кровью грехи человечества, уникален в человеческой культуре.

Все четыре Евангелия подробно рассказывают о том периоде земной жизни Христа, когда он полностью ощутил свое необыкновенное призвание и отдал себя на служение людям – вплоть до крестной смерти. Круг же его служения, очерченный в Евангелиях, очень широк и разнообразен: он общается с богатыми и бедными, с неграмотными и образованными, со знатными членами синедриона и с простыми рыбаками, которые и становятся его учениками. Мы видим его в пустыне, на дорогах Иудеи и Палестины, в синагогах и на рыночных площадях, на Тивериадском озере и в оливковых рощах, на брачном пиру и на тризне, на пышных церемониях и за простой трапезой в сельском доме.

В Евангелиях рассказывается немало случаев благотворного и чудесного воздействия на людей личности Христа, но собственно чудес очень мало: Христос требует веры как таковой и не любит прибегать к внешним ее проявлениям.

Иисус не спасает себя с помощью чудес ни в Гефсиманском саду, когда за ним пришли стражники, ни на суде у Пилата, ни во время казни на Голгофе. Будучи, по Евангелиям, Сыном Божьим, он идет на муки ради того, чтобы своей смертью на Кресте искупить грехи людей. В этом и заключается великий всечеловеческий подвиг Иисуса Христа.

Христианство уже при своем зарождении выдвинуло идею социального равенства, основанного на нравственном долге – на любви к ближним и милосердии. Это учение оплодотворило и облагородило всю историю человеческой культуры. И хотя, к несчастью, человеческий мир, в том числе и христианский, так и не осуществил заветы Христа, они неизменно стоят перед людьми как некое высокое и непревзойденное нравственное мерило. Любовь к ближнему – вот альфа и омега христианского учения. Казалось бы, как просто, но и как трудно на деле осуществить это простое и очевидное требование.

Основные положения христианского вероучения (догматы) сформулированы в Библии и в постановлениях христианских Вселенских соборов, в Символах веры. Символ веры – краткий свод главных догматов. Общехристианский Символ веры составлен отцами церкви и утвержден на Никейском (325 г.н.э.) и Константинопольском (381 г. н. э.) Вселенских соборах. Символ веры не требует доказательств, читается как молитва. Согласно Символу веры христиане обязаны верить в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого (Святая Троица).

Важнейшим положением христианства считается догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем якобы стал человеком, родившись от Девы Марии.

Большая роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу Отцу за грехи людей, искупил их.

Одно из центральных мест занимает догмат о воскресении Иисуса Христа, дающий людям надежду на это.

Догмат вознесения обязывает христиан верить в то, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо.

Символ веры предписывает верить в «единую святую соборную и апостольскую церковь»; признавать необходимость крещения, уповать на грядущее воскресение мертвых.

Наиболее важные элементы христианской обрядности называются таинствами. К их числу относятся: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Главным христианским богослужением является литургия – театрализованное действие, сопровождаемое молитвой, музыкой или пением.

Важную роль играет в христианстве культ креста. Объектами поклонения являются для христиан мощи – останки «святых». Значительное место отводится праздникам. К главным христианским праздникам относятся: Пасха, Троица, Рождество Христово и ряд других.

Требования к уровню подготовки студентов:

Вопросы лекции:
1. Греция VI-IV вв. до н. э. Философия Милетской школы.
2. Элеаты. Парменид. Зенон.
3. Демокрит. Пифагор.
4. Сократ и Платон.

6. Эпикур и стоики.
7. Античные врачи-философы.

1. Греция VI-IV вв. до н. э. Милетская школа. Гераклит из Эфеса

В мировоззрении античных (древних) философов (VI- I вв. до н. э.) Греции и Рима имеются все оттенки и направления позднейших философских систем.
Особенности античного мира следующие:
1. Греция состояла из городов-государств, где развивались ремесла, наука и философия и шло постоянное соперничество между ними,
2. Частные рабовладения. В Афинах проживало 67 тысяч человек свободных и более 200 тысяч рабов. Можно было купить раба — поэта и философа.
3. Отделение умственного труда от физического.
4. Греция и Рим находились на перепутье торговых и культурных путей между Востоком и Западом.

Первых греческих философов называют «физиками» - задачи их философии - понять сущность природы, космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира - результат действия небесных сил. В начале был Хаос , затем Земля , Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение. Хаос породил Ночь и Мрак , от их любви появились День и Эфир и т. д., т. е. первоначально было не вещество, а сила .

Фалес. (624 — 547 г.г. до н.э.) — «Земля плавает по воде как дерево ».

Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу - воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В предметах душа является движущим началом. Магнит может притягивать железо, т. к. обладает душой.

Фалес крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Полярную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда луна, по природе своей землистая проходит через солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.

Анаксимандр (610-546 г. до н.э.) . Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество «апейрон». Из беспредельного (апейрона) выделяются противоположности — тепло и холод - и они порождают мир. Космология - Земля центр вселенной .

Ее опоясывают три огненные кольца :
первое - солнечное
второе - лунное
третье - звездное
Они покрыты воздушной оболочкой, и когда они разрываются, человек видит небесные светила.

Анаксимен (585-524 г. г. до н. э.) . Материя - аэр (воздух). Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, затем - водой, затем - землей, затем — камнем. Такое движение происходит вечно.

Гераклит из Эфеса (544-484 гг. до н.э.) . Главное произведение «О природе ».

«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасающий ».

Огонь проходит пути :

ОГОНЬ

ВОЗДУХ

ВОДА

ЗЕМЛЯ

Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от бога, ни от человека. Мир - упорядоченный Космос . Огонь причина всех изменений в природе, материальная основа мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «Па входящего в одну и ту же реку текут все те же и новые воды ».

Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос - слово, закон, разум ). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.

Основы диалектики Гераклита :
1. Раздвоение единого и познание его противоречивых частей.
2. Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве противоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, одним она определила быть богами, другим людьми». Тождество временно, борьба абсолютна.
3. В мире все относительно. «Добро и зло - одно». «Врачи, мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом».

Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой.

Огнем управляет Логос - мировой закон. Из огня все выходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть - есть рождение чего-то.

Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность.

Человеческая душа - часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.

Душа - паук, а тело - паутина (тело управляется душой). Мудрая душа - горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).

Общество возникло в результате войны людей за свои интересы.

Красота и безобразие, добро и зло - это впечатления души человека о мире.

Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.

Человек - результат развития космоса.

Чтобы познать Логос нужно быть правильным человеком.

2. Элеаты. Парменид и Зенон

Парменид (около 550 г. до н.э.).

Мир - единое, как вечное существующее бытие. Он неизменен.

Возможности движения.

бытие -————————-- небытие
(полное) (пустое пространство)

Движение возможно только в пустом. Но раз в мире нет пустоты (небытия), а есть только бытие, значит нет движения, т. к. движение это переход из бытия в небытие.

Бытие - вечно, постоянно :
1. Оно везде равномерно распределено.
2. Оно заполняет все. Нет начала и конца.
3. Оно не противоречиво.
4. Оно не знает времени. Существует только настоящее.
5. Оно по форме напоминает шар (это весь мир, вся вселенная). Шар самая совершенная форма, считали древние греки. Разум, как самое совершенное находится в самой совершенной части тела - круглой голове (Платон).

Учение о познании. «Одно и то же есть мысль и то, на что она устремлена. Знание о природе дает только разум ».

Зенон (V в. до н.э.) . Всякое понятие о движении противоречиво. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Создал апории (доказательства) противоречивости движения.

1. Дихотомия . Чтобы пройти весь путь, нужно пройти его половину и т.д. до бесконечности, т.е. Зенон препарирует движение. Реальное же движение - это противоречие, единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.
2. Апория «Ахилл и черепаха». «А» никогда не догонит «Ч», т. к. должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое прошла черепаха.
3. Стрела . Путь движения состоит из суммы покоящихся точек.

Но как из ряда покоящихся точек может возникнуть движение? Вывод: движение не истинно .
Эти апории:
а) Вскрывают противоречивость движения.
б) Они описывают результат движения, а не его самого.
в) Они не показывают возможности движения.
г) Они изображают движение как сумму состояния покоя.

Зенон не отрицает движения в чувственном мире, вопрос стоял лишь о его истинности, его противоречивости. Аристотель: «Зенон изобретатель диалектики ».
Зенон вступил в политический заговор. Во время допросов откусил себе язык и выплюнул его мучителям. Был истолчен в ступе.

3. Демокрит и Пифагор

Демокрит (460-370 г. до н.э.) . Сын крупного землевладельца, получил наследство, которое потратил на путешествие. Изучал геометрию, магию и т.д. Объехал полсвета (Египет, Индию, Персию). Труды: «О разуме », «О соках », «О цветах », «О геометрии ». Был знаком с египетскими жрецами, японскими магами, индийскими философами.

Убежденный рабовладелец, советовал: «пользоваться слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого для другого ».

Демокрит убежден, что от разума нужно иметь 3 результата :
· хорошо мыслить
· хорошо говорить
· хорошо делать.

Хорошо делать - не вдаваться в крайности. Хорошо мыслить - мыслить сообразно вещам (понятия - тень дела).

Учение об атомах - все состоит из атомов и пустоты. Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. Все в мире причинно-следственно связано. «Предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».

Возникновение новых предметов - изменения сочетания атомов, вследствие их притяжения. Материя вечна и находится в движении.

О строении вселенной. Миров существует бесконечное множество. Одни растут, другие в расцвете, другие разрушаются.
Процесс познания:
а) Познание по истине (светлое) - основано на разуме.
б) Познание по мнению (темное) — чувственное. От каждого предмета истекают частицы, образующие его внешнюю оболочку. Человек обучается, подражая тому, что видел в природе (паук - ткач). Смысл жизни в достижении хорошего расположения духа. Тело - сосуд для души. Причина болезней - мы не учим свою душу правильному образу жизни.

Пифагор (571-479 до н.э.) - первым назвал себя философом . В 531 г. создал политическое и идеологическое объединение - Пифагорейский союз (аристократы). Власть аристократов над чернью. От членов союза требовалось стремление к добродетели (повиновению). Разработал понятие справедливости, как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. «Воздаяние равным за равное».

Число - сущность всего существующего, мистифицирует количественную сторону материи . Все в природе измеряется, подчиняется числу «10» - декаде он придает божественное значение.
Научные достижения Пифагора и его школы:
— теорема Пифагора;
— математически подсчитали зависимость длины струны и тона звука;
— движение небесных тел подчиняется математическим отношениям;
— предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.

4. Сократ и Платон

Сократ (469 — 399 до н.э.) - учитель Платона (Диалоги Платона, 13 диалогов ). Отказался от изучения природы, космоса, т. к.:
1. Философы запутались в своих противоречиях.
2. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа.

«Познай самого себя ». Главный предмет философии - этика . Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т. к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество - добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократические беседы . Ряд вопросов, в ходе которых раскрылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика - повивальное искусство), к познанию всеобщего - как основы морали ».

Исходное начало познания - ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю ».

Человек черпает знания из самого себя.

«Задача философии - помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее ».

Три основные человеческие добродетели:
1. Умеренность (знание как обуздать страсти),
2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание как соблюдать закон).

Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».

Платон (429-347 до н.э.) . В диалоге «Теэтет » он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей ».
Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала 1000 лет.

Два мира:
Первый - мир идей (эйдос) - действительный, постоянный, совершенный.
Второй - мир вещей - изменчивый.

«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир ». Многие имеют «пещерные» знания теней, т.е. житейский опыт и не более.

Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет - идея (эйдос - вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.

Материя у Платона — первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя - это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.

Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

Теория познания Платона.
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира - поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»).
Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа.
Душа состоит из трех частей:
1. Разумной .
2. Пылкой (волевой) .
3. Вожделеющей .

Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.

Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями - мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.

Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т. к. изначально привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословия должны обладать общей добродетелью - мерой. «Ничего сверх меры ».

Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.

Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.

Отрицательные типы государств:
1. Тимократия - власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия - господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия - все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания - вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны.
Идеальные государства : власть немногих, но способных и подготовленных. Главное - справедливость , т.е. каждому особое занятие и особое положение.
Доблести в идеальном государстве:
1. Мудрость.
2. Мужество.
3. Сдерживающая мера.
4. Справедливость.

5. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

«Александр Македонский греческой философии ». В Афинах открыл школу у Ликеиского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические - познание ради познания; практические - дают идеи для поведения человека; творческие - познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.

Логика - инструмент познания, введение в философию.

Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория - сущность. Она - основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля : - система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя - это возможность, а форма - действительность. Энтилехия - осуществление вещи в движении от материи к форме.

Движение : - «Не существует движения помимо вещей ».

Движение - это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).

Учение о материи, энергии, форме и энтилехии лежит в основе учения о причине .

В «Категориях » он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.

Покой - состояние, где нет насильственного и противного природе.

Душа начало жизни. «Виды» души:
- растительная - ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных
- животная - проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного
- разумная душа - человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.

Мировой разум - предводитель, разум деятельный, в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» - это бог. Бог - разум, мысль, которая лепит самое себя ».

Процесс познания : Тело - внешнее раздражение - ощущение - воображение - мышление . Объект познания - реальный мир. Природа первична. Аристотель - сенсуалист.

Мышление - изучается логикой. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, и объективно - к истине.

Созерцание - высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды - человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитанием молодежи. Творец общества - средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

1. Правильные:
- царская власть (один па благо всех) монархия
- аристократия - власть немногих в интересах общества
- полития - правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.

2. Неправильные:
- тирания (одного ради своих интересов)
- олигархия (немногих ради себя)
- демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее - полития.

Вводит понятие «средней формы » государства:
- в нравах - умеренность
- в имуществе - средний достаток
- во власти - средний класс.

Понятие «справедливости »:
а) уравнивающая - источник - закон
б) распределяющая - от вклада каждого

Человек - общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

6. Эпикур и стоики

Эпикур (342-270 гг.) . Сохранились три письма и названия его сочинений: «О природе », «О богах », «Об атомах и пустоте ». Последователь Эпикура римский философ Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей ».

Цель философии - счастье человека. Космос и все многообразие мира продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы бесчисленны, пустота бесконечна. Атомы и мир различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонение атомов без внешней причины. Эпикур - противник фатализма (Демокрит).

Случайность - не отрицание причины, а перенесение ее во вне.

Признание случайности в отклонении атома от прямой линии, при падении, выходит за пределы физики и направлено против фатализма, предопределения и стремится к освобождению людей от рока, постановке проблемы необходимости и свободы.

Вещи - не просто совокупность атомов, а их целостность, обладающие гармоничным движением. Все мировые тела возникли из атомных вихрей. Небесные светила - сгущение огня.

Основу познания составляют восприятие и ощущение, которые дают образ вещей.

Заблуждения - результат неосновательности наших суждений.

Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущения движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях.

Этика Эпикура . - Человек - чувствительное существо и чувства являются критерием морали. «Всякое благо и зло в ощущении ». «Достаточно иметь чувства и быть живым существом , - говорит Эпикур, - чтобы знать, что удовольствие является добром ». Всякое благо оценивается удовольствием, как мерилом.

Наслаждение есть естественная цель всех существ. Каждое существо ищет удовольствие и избегает страдания. Наша цель - не страдать телом и не смущаться душой. Естественное и необходимое желание, например, голод, следует удовлетворять, от суетных желаний нужно избавляться, т.к. они могут вызвать смятение, «беспокойство». В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (цель - удовольствия).

Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие . Подлинное удовольствие не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Неверно представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет: поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших ».

Полный отказ от социального активизма. Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикурейской этики. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний.

Стоики . Основные представители греческие философы Зенон и Диоген . Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (ок. 5 до н.э. — 65 годы н.э.) , его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) .

Философия стоиков - прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся и эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца: сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал. Настроение стоиков - пессимистическое: такое настроение хорошо пе­редано А. С. Пушкиным, в одном из его стихов:
«На свете счастья нет, но есть покой и воля ».

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия - значит научиться полностью, владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека.

Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей Сенеки.

Философия Эпикура и стоиков подготовила христианское мировоззрение.

7. Античные врачи-философы

Эмпедокл (V в. до н.э.). Поэмы «О природе » и «Очищение ». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь. Теория эволюционного развития органического мира.
I период развития : появление отдельных частей животных: голов, глаз и т.п.
II период - эти части, случайно сочетаясь друг с другом, порождают чудовища.
III период - появляются цельные природные существа.

Современник Демокрита и Эмпедокла . Их философия оказала па Гиппократа сильное влияние. Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из 4-х жидкостей; крови, слизи, желчи черной и желтой. (Эмпедокл: мир состоит из 4-х стихий: вода, земля, огонь, воздух). Если эти жидкости уравновешены - человек здоров. Если их гармония нарушается - человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий » - эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями.

И.П. Павлов назвал Гиппократа гениальным наблюдателем: «Греческий гений в лице индивидуального или сборного Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Через две тысячи лет наука продолжает пользоваться этими открытиями». Гиппократ придавал профессии медика высокую нравственную ценность, от врача требовал абсолютной порядочности. Разработанные правила поведения врача (клятва Гиппократа) положили начало медицинской этике. Гиппократ: «Философия должна быть внедрена в медицину, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине ».

Единомышленником Гиппократа был греческий врач-философ Левкипп, создатель солидарной медицинской доктрины. Эта материалистическая медицинская теория античности объясняет человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма. Способы лечения направлены на то, чтобы восстановить циркуляцию. В этой доктрине очевидно влияние атомистической теории.

Клавдий Гален (около 129 - около 199 г.) - римский врач и естествоиспытатель, деятельность которого приходится на расцвет Римской империи. Гален рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смещения основных элементов и жидкостей организма. Это нарушение ведет к нарушению функций различных органов. При лечении болезней К. Гален широко использовал диету и лекарственные средства. Он первым сказал, что в артериях течет кровь, а не пневма, как считалось до него. Им тщательно описаны работа мышц, пищеварительная и дыхательная системы. Им были описаны все кости. Изучение центральной нервной системы и ее связи с периферической является главным в научных исследованиях Галена.

Клавдий Гален

К. Гален внес вклад в психологию. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца.

Своеобразные мысли высказывал Гален по поводу деятельности нервной системы. Он считал, что в организме кроме животной пневмы, которая лежит в основе физиологических отправлений, существует психическая пневма, которая выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами чувств ощущения, к мозгу, и от него несет к органам движения двигательные импульсы. Гален рекомендовал свои труды начинать изучать с философии. Он стоял на позиции что все вещи состоят из 4-х элементов: теплого, холодного, влажного и сухого начал. Что касается живых организмов, то следуя Гиппократу, он признавал 4 сока: кровь, слизь, желчь и черную желчь. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию, Гален считал, что пневма - это какой-то материальный первоисточник жизни. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену, как горнило жизни, воздух перерабатывался и утончался. В результате этого получалась животная пневма, которая управляла жизненными процессами организма. Она, попадая в мозг, превращалась в психическую пневму, которая отвечает за произвольные движения и психические процессы. В этой теории много фантастического, но вместе с тем намечаются догадки о кровеносной и нервной системах человека. Гален высказал мысль, что «лучший врач - в то же время - философ ».

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) - древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

Сомнение похоже на вторжение мира в наш разум, указывающий на временность всех элементов, которые составляют жизнь. Мир должен вмешиваться в наши психические процессы, потому что мы обладаем психологической характеристикой соблюдения наших убеждений. Мы пришли к выводу, что состояние веры порождает привычку, которая, в свою очередь, создает диспозиции для приобретения новых привычек.

Вера - это не мгновенный способ сознания: это привычка ума, которая по существу длится некоторое время и в значительной степени бессознательна, и, как и другие привычки, она самодовольная. Это не привычка, а лишение привычки. Теперь лишение привычки для чего-то должно быть условием беспорядочной деятельности, которая каким-то образом должна быть преодолена привычкой.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды как «О глазах », «О пульсе ». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

Вопросы семинара:
1. Особенности античной философии и культуры.
2. Милетская школа философии.
3. Гераклит и его диалектика.
4. Философия Зенона, его апории о движении пространства и Бремени.
5. Атомистическая теория Демокрита.
6. Этический рационализм Сократа.
7. Платон. Природа идей.
8. Философия Аристотеля.
9. Эпикур и его этика.
10. Гиппократ и врачи-философы античности о природе человека, его жизни и здоровье.
11. Единство человека и космоса в античности.

Темы рефератов и докладов:
1. Философия и культура античности - историческая взаимосвязь.
2. Изменение предмета философии в истории философии на примере Античности.
3. История философии как история самосознания человеческого духа.
4. Философия Платона.
5. Философия Аристотеля.
6. Цицерон и его время.
7. Лукреций Кар «О природе вещей».
8. Философские идеи в древнегреческой медицине.
9. Гиппократ об основах врачебного искусства.
10. Медицина Галена.

Объясните понятия : античность, натурфилософия, метафизика, энтелехия, идея, атомистика, диалектика, софизм.

Литература:
1. Антология мировой философии. В 4 т. т. I ч. I. - М., 1969.
2. Античная философия. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1972.
4. Мир философии. В 2 ч. С. 1. Разд. 1 - М.
5. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.
6. Введение в философию. В 2 ч. Ч. I.-М., 1989.
7. История философии в кратком изложении,- М., 1991.
8. Лосев А. Ф. Дерзание духа. - М., 1988.