Расчет ндс для бюджетного учреждения. Порядок исчисления ндс в бюджетных учреждениях. Условия применения налоговых вычетов

В силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н планы счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений были дополнены новым счетом - 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». В материале проанализирован порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений спорта расчетов по НДС с применением указанного счета

01.02.2017

ОБ УПЛАТЕ НДС СПОРТИВНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

Прежде всего выясним, считаются ли спортивные учреждения плательщиками НДС.

По общему правилу все организации, в том числе учреждения спорта, являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ).

Вместе с тем в отношении отдельных операций указанные учреждения освобождаются от уплаты налога. К таким операциям относятся:

  • оказание населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (п. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ). При квалификации таких услуг необходимо использовать понятия и термины, содержащиеся в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (письма ФНС РФ от 08.11.2016 № СД-4-3/21104@, Минфина РФ от 13.04.2015 № 03‑07‑07/20872, от 03.02.2015 № 03‑07‑07/4071);
  • оказание услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, если учреждение спорта является казенным, не признаются объектом обложения НДС операции по выполнению (оказанию) данным учреждением любых работ (услуг). У бюджетного (автономного) учреждения не облагаются операции по выполнению работ (оказанию услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Также на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не являются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям или унитарным предприятиям.

С операций, не отнесенных к вышеперечисленным, учреждения спорта обязаны исчислить НДС в общеустановленном порядке. К облагаемым операциям относятся, в частности:

  • прокат спортинвентаря;
  • реализация спортивной атрибутики и сувениров;
  • дополнительные платные услуги сауны, массажа;
  • предоставление в аренду площадей, не связанных с подготовкой и проведением спортивно-зрелищных мероприятий (для организации пункта общественного питания, магазина, офиса, пункта оказания бытовых услуг и т. д.).

Если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 2 млн руб., то учреждение может воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

НАЧИСЛЕНИЕ НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В бухгалтерском учете начисленные суммы НДС отражаются на счете 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н). Данный счет применяется в корреспонденции с дебетом счетов (п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131, 151 Инструкции № 174н, п. 159, 179 Инструкции № 183н):

  • 1 401 20 290 «Прочие расходы» у казенных учреждений. Тем самым суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, увеличивают расходы учреждения;
  • 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг», 0 401 10 180 «Прочие доходы» у бюджетных (автономных) учреждений. Таким образом, в этих учреждениях суммы НДС относятся на уменьшение доходов. Применение того или иного счета, а точнее кода -КОСГУ, указываемого в 24 - 26-м разрядах номера счета, учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования учетной политики.

Уплата НДС в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счетов (п. 104 Инструкции № 162н, п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н):

  • 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам» у казенных учреждений;
  • 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» у бюджетных (автономных) учреждений.

Начисление НДС осуществляется на основании выставленного покупателю счета-фактуры. Сумма НДС прописывается в счете-фактуре отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). В этих случаях начисление НДС, по мнению автора, производится на основании оформленной бухгалтерской справки (ф. 0504833).

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДС.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на соответствующие налоговые вычеты. Особенности применения таких вычетов установлены ст. 172 НК РФ.

Для ведения бухгалтерского учета расчетов по вычетам сумм НДС применяются аналитические счета, открытые к счету 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС». Что это за счета и для отражения каких налоговых вычетов они предназначены, отразим в таблице.

Номер и наименование счета

Налоговый вычет

0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»

Исходя из п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком-продавцом с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). То есть НДС, исчислен-

ный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ)

0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления облагаемых НДС операций.

Такие суммы на основании п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Стоит отметить, что указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1.1 ст. 172 НК РФ)

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»

В силу п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ)

Ниже приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете налоговых вычетов по НДС (п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н).

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление суммы НДС по авансам полученным

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по предоплате, перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав

Бюджетное учреждение спорта предоставляет в аренду ледовую арену для проведения ледового шоу сторонней организацией. Указанная деятельность облагается НДС по ставке 18%. Общая сумма арендной платы составила 300 000 руб. (в том числе НДС - 45 763 руб.). Согласно условиям договора сторонняя организация перечислила на лицевой счет учреждения часть арендной платы в счет предстоящего оказания услуг в сумме 100 000 руб. (в том числе НДС - 15 254 руб.).

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет учреждения предварительная оплата аренды ледовой арены

Забалансовый счет 17 (код доходов 120)

Начислен НДС с поступившей предоплаты

Начислен доход от аренды

Начислен НДС с общей суммы доходов

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

Перечислен НДС в бюджет

Автономное учреждение спорта предоставляет услуги по прокату коньков. Указанные операции облагаются НДС по ставке 18%. Общий доход от проката составил 70 000 руб. (в том числе НДС - 10 678 руб.).

В целях обновления существующей спортивной обуви, предназначенной для проката, учреждение заключило договор на поставку новых коньков на общую сумму 20 000 руб. (в том числе НДС - 3 051 руб.). Предварительно по договору поставки учреждение перечислило аванс в сумме 6 000 руб. (в том числе НДС - 915 руб.).

Согласно принятой учетной политике сумма НДС отражается в уменьшение доходов по коду 130 «Доходы от платных услуг (работ)».

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Сдана в кассу учреждения плата за прокат

Начислен доход от проката

Начислен НДС с суммы дохода

Перечислен аванс поставщику за коньки, предназначенные для проката

Выделена сумма НДС по перечисленному авансу

Отражена поставка коньков (за вычетом НДС)

(20 000 - 3 051) руб.

Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком при поступлении коньков

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(20 000 - 6 000) руб.

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 -КОСГУ)

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком:

в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки коньков

в сумме, выделенной при поставке коньков, с зачетом суммы налога по уплаченному авансу

(3 051 - 915) руб.

Перечислен НДС в бюджет

(10 678 - 915 - 2 136) руб.

Забалансовый счет 18 (код доходов 130)

*Предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости учитываются в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н).

Несмотря на то, что основная деятельность учреждений спорта освобождена от обложения НДС, многие из оказываемых ими дополнительных платных услуг облагаются данным налогом в общеустановленном порядке. При отражении расчетов по НДС в бухгалтерском учете необходимо учитывать последние изменения, внесенные Приказом № 209н. Согласно таким изменениям был введен новый счет 0 210 13 000, предназначенный для отражения расчетов по НДС по авансам уплаченным.

Налог на добавленную стоимость является самым распространенным и в то же время самым "проблемным" налогом. Практика показывает, что именно с ним связано наибольшее количество споров с проверяющими органами. Разберемся в том, как правильно отражать расчеты по НДС в бюджетном учете и как отчитываться по этому налогу.

Еще одна отличительная особенность НДС - применение налоговых вычетов. В общем случае уплате в бюджет подлежит не вся сумма налога (по договорной стоимости отгруженных товаров выполненных работ или оказанных услуг), а уменьшенная на суммы налога, уплаченные ранее продавцам материальных запасов, работ или услуг, использованных при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.

Плательщики НДС

НДС платят организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Таким образом, под действие норм главы 21 НК РФ подпадают практически все хозяйствующие субъекты, занятые предпринимательской деятельностью (деятельностью, которая предполагает создание и реализацию различных активов как в материальной, так и в нематериальной форме).

Кроме того, следует учитывать следующее: в главе 21 НК РФ специально не оговорено, что плательщиками НДС являются только те хозяйствующие субъекты, которые заняты производством и реализацией товаров (работ, услуг). То есть налогоплательщиками, в общем случае, являются любые организации, в том числе и бюджетные. Это подтверждает и Минфин России (например, письмо от 25.12.2007 № 03-07-11/643), и арбитражная практика (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 по делу № А42-2619/2006, определение ВАС от 18.12.2008 № ВАС-15876/08).

Не являются плательщиками НДС организации, прямо указанные в отдельных главах и статьях НК РФ. В частности, не являются налогоплательщиками по НДС организации, перешедшие или переведенные на специальные налоговые режимы. Например, если учреждение ведет деятельность, подпадающую под единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), то НДС по этому виду деятельности оно не платит (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Освобождение от обязанностей налогоплательщика

Бюджетное учреждение (как и организация другой организационно-правовой формы) может быть освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, установленном ст. 145 НК РФ. Но для этого необходимо выполнить одно условие: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не должна превысить в совокупности 2 млн руб. (кроме реализации подакцизных товаров и ввоза товаров на таможенную территорию РФ).

Важный нюанс

По мнению налоговых органов, в эту сумму необходимо включать не только выручку от операций, облагаемых НДС, но и от операций, не образующих объекта обложения НДС (например, суммы целевого финансирования). Такой вывод сделан, например, в письме УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Однако арбитражные суды приходят к противоположному выводу, считая, что операции, не облагаемые НДС, нельзя учитывать при расчете лимита выручки (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.08.2007 № Ф09-6580/07-С2).

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика предоставляется на основании письменного уведомления, форф ма которого утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

После того как уведомление направлено в налоговый орган, учреждение не имеет права отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, разумеется, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено.

Ставки налога

Основная ставка НДС составляет 18%.

Наряду с ней в ст. 164 НК РФ предусмотрены ставки 0% и 10%.

В соответствии с п. 1 указанной статьи ставка 0% применяется по экспортным операциям учреждения.

В пункте 2 ст. 164 НК РФ закреплен перечень операций, облагаемых по ставке 10%. К ним относится реализация продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и медицинских товаров.

Применение нулевой налоговой ставки не означает освобождения от обязанностей налогоплательщика. В случае если условия применения нулевой ставки не выполняются, налог уплачивается по максимальной ставке.

Объект налогообложения

Перечень операций, являющихся объектами налогообложения, приведен в ст. 146 НК РФ. Под налогообложение подпадают все операции, являющиеся реализационными.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ или услуг на безвозмездной основе для целей налогообложения НДС также признается реализацией. При этом безвозмездная передача должна оцениваться по рыночной стоимости (с использованием механизма оценки, установленного ст. 40 НК РФ), а не по балансовой (в учете передающей стороны).

Актуальный вопрос

Учреждение осуществляет операции, которые в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС. Нужно ли в этом случае выставлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж?

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС. Поскольку согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, оно также является налогоплательщиком НДС и обязано уплачивать налог в бюджет в порядке, определенном главой 21 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в следующих случаях:
- при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;

В иных случаях, определенных в установленном порядке.

Следовательно, по операциям, которые на основании п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения, учреждение счета-фактуры не составляет.

Что же касается ведения книги покупок, то Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее - Правила) (п. 8 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 1 Правил покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся. Учет счетов-фактур ведется по мере их поступления от продавцов. В целях определения суммы НДС, предъявляемой в установленном порядке к вычету (возмещению), покупатели также обязаны вести книгу покупок, которая предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 7 Правил). Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. Рассматривая в совокупности нормы п. 2 ст. 170 НК РФ и п. 7 Правил, можно сделать вывод, что в данном случае у учреждения не возникает право на налоговый вычет и отсутствуют основания для записей в книге покупок. Поскольку учреждение осуществляет только операции, не являющиеся объектами налогообложения НДС, оно должно учитывать НДС, предъявленный продавцами, в стоимости оказываемых услуг.

Таким образом, счета-фактуры, полученные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ, подшиваются в журнал учета полученных счетов-фактур, но в книге покупок не отражаются.

Кроме того, объектом обложения НДС являются и некоторые операции, в результате которых перехода права собственности не происходит (то есть факта реализации товаров, работ или услуг формально нет). К таким операциям относятся:

  • передача товаров, выполнение работ или оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. Для бюджетных учреждений эта норма означает, что в налоговую базу не включаются операции по передаче для собственных нужд активов, произведенных вне рамок приносящей доход деятельности;
  • выполнение для собственного потребления строительно-монтажных работ. При этом налогообложению подлежит не только стоимость строительно-монтажных работ производственного назначения, но и стоимость законченных строительством объектов непроизводственной сферы. Включение в налоговую базу стоимости строительно-монтажных работ производственного назначения влечет за собой право на получение налогового вычета по той же сумме. Фактически сумма, подлежащая уплате в бюджет, равняется сумме налогового вычета. Разница лишь в сроках: налоговый вычет может быть получен только при условии уплаты налога и начала начисления амортизации. То есть налог должен быть уплачен в срок, ближайший к дате ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, а предъявление сумм уплаченного налога к вычету или возмещению - не ранее следующего месяца.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения является также ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Особенности исчисления налоговой базы в этом случае регулируются Таможенным кодексом РФ.

Операции, освобожденные от налогообложения

Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения. При выполнении работ и оказании услуг, приведенных в этом перечне, учреждение не освобождается от обязанности налогоплательщика вообще, но не включает суммы доходов от операций по реализации таких работ и услуг в налоговую базу. Суммы налога, уплаченного при приобретении запасов и иных активов, используемых при выполнении (оказании) подобных работ (услуг) налоговому вычету не подлежат.

Для бюджетных учреждений нормы ст. 149 НК РФ могут иметь существенное значение, так как в соответствии с ними от налогообложения может быть освобождена практически любая деятельность учреждений. В частности, освобождается от налогообложения реализация следующих видов услуг.

1. Медицинских, оказываемых медицинскими учреждениями. К медицинским услугам относятся:

  • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • диагностика, профилактика и лечение;
  • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; D услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • патологоанатомические услуги;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

2. По уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты.

4. В сфере образования по проведению образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.

5. В сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

6. По сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями.

Также НДС не облагается реализация продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях.

Налоговые вычеты

Возможность предъявления сумм НДС к вычету предусмотрена ст. 171 НК РФ.

Для получения права на вычет необходимо выполнить ряд условий:

  • товары, работы или услуги, при приобретении которых уплачивается НДС, должны быть предназначены для использования в деятельности по производству продукции, выполнению работ или оказанию услуг, при реализации которых уплачивается НДС (для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения), либо приобретены для дальнейшей перепродажи. Это условие на практике означает, что к вычету могут быть предъявлены только суммы налога, уплаченные при приобретении товаров работ или услуг для предпринимательской деятельности;
  • товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг должны быть оприходованы (учтены в учете покупателя);
  • учреждение должно иметь надлежаще оформленный счет-фактуру и другие расчетные первичные документы, в которых НДС выделен отдельной строкой.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ.

Налоговая отчетность по НДС

С 2008 г. для всех налогоплательщиков налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Установление отчетных периодов не предусмотрено.

Налог должен быть уплачен по итогам каждого налогового периода (квартала) не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Налог платится равными долями по одной трети суммы задолженности (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Декларацию по НДС нужно представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ не нужно представлять налоговые декларации только в том случае, если учреждение освобождено от НДС в связи с тем, что ведет деятельность, облагаемую ЕНВД.

Таким образом, учреждения, являющиеся плательщиками НДС, обязаны представлять налоговые декларации вне зависимости от того, имели ли в истекшем налоговом периоде операции, подпадающие под налогообложение, или нет.

Бюджетный учет расчетов по НДС

Для учета расчетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, и по суммам налога с полученных предварительных оплат в счет предстоящих поставок нефинансовых активов (выполнений работ, услуг) в рамках деятельности, облагаемой НДС, Планом счетов бюджетного учета предназначен счет 021001000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (п. 175 Инструкции № 148н).

Суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных запасов, не включаются в их фактическую стоимость только в случаях, если они не только оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности, но и используются при изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг, которые подлежат налогообложению.

То есть если запасы приобретены за счет средств от приносящей доход деятельности, но использованы в основной деятельности бюджетного учреждения, либо при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), реализация которых в соответствии с налоговым законодательством не подлежит обложению налогом, суммы НДС также подлежат включению в фактическую стоимость приобретенных материальных запасов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении нефинансовых активов, в зависимости от особенностей осуществления деятельности, могут приниматься к вычету либо включаться в стоимость нефинансовых активов.

Схематично эти особенности можно представить в следующем виде.

Таким образом, списание предъявленного к оплате (оплаченного) налога оформляется следующими бухгалтерскими записями:

  • на сумму НДС по приобретенному имуществу (работам, услугам), которое планируется использовать в основной деятельности:

    Дебет КРБ 1106 ХХХХХ
    Кредит КРБ 1302 ХХ 730;

  • на сумму НДС по приобретенному имуществу (работам, услугам), которое планируется использовать в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС:

    Дебет КРБ 2 210 01560

    Кредит КРБ 2 302 ХХ 730;

  • на сумму НДС по приобретенному имуществу (работам, услугам), которое планируется использовать в приносящей доход деятельности, освобожденной от налогообложения:

    Дебет КРБ 2 106 04 340
    Кредит КРБ 2 302 ХХ 730.

Учет НДС с полученного аванса

Распространенной ситуацией является получение учреждением сумм предварительной оплаты в счет предстоящей реализации продукции (работ, услуг). Здесь следует иметь в виду, что соответствующие операции осуществляются в два этапа:

1. Исчисление НДС с суммы полученной предварительной оплаты (аванса) (подп. 2 п. 1 ст. 167, п. 1, 3 ст. 168, п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

2. Формирование налоговой базы по НДС по факту реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) (подп. 2 п. 1 и п. 14 ст. 167, ст. 168, 169 НК РФ). Одновременно произвести налоговый вычет по ранее уплаченному НДС с аванса (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Таким образом, сумма задолженности уменьшается на сумму ранее уплаченного налога.

Пример 1

Учреждением получен от заказчика аванс в счет последующего оказания услуг - 100 000 руб. Оказано услуг на общую сумму 200 000 руб. (в том числе НДС, 30 508 руб.). В бюджетном учете будут сделаны следующие записи (для упрощения примера записи, связанные со списанием себестоимости услуг и формированием финансового результата, не приведены):

1. В момент получения аванса:
Получен аванс от заказчика в сумме 100 000 руб.: Дебет КИФ 2 201 01 510 Кредит КДБ 2 205 03 660;

Начислен НДС на полученную предоплату - 15 254 руб. (100 000 руб. х 18:118):Дебет КДБ 2 210 01 560Кредит КДБ 2 303 04 730.

2. В момент реализации услуг:
Оказаны услуги на сумму 200 000 руб.: Дебет КДБ 2 205 03 560 Кредит КДБ 2 401 01 130;

Отражена задолженность по налогу со всей стоимости оказанных услуг - 30 508 руб. (200 000 руб. х 18: 118): Дебет КДБ 2 401 01 130Кредит КДБ 2 303 04 730;

Принят к вычету налог с ранее начисленной предоплаты (15 254 руб.):Дебет КДБ 2 303 04 830 Кредит КДБ 2 210 01 660.

Раздельный учет НДС

В случае, когда в рамках приносящей доход деятельности выпускается продукция (выполняются работы, оказываются услуги, как облагаемые, так и не облагаемые НДС), в учреждении должен быть организован раздельный учет по различным видам деятельности. В этом случае суммы НДС, уплаченные со стоимости имущества, используемого в деятельности, результаты которой не облагаются налогом, включают в себестоимость такой продукции, работ или услуг.

Пример 2

Учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности приобретены материалы на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС, 18 000 руб.), которые частично использованы в предпринимательской деятельности для выпуска продукции, являющейся объектом налогообложения (на сумму 70 000 руб. - без НДС), и для оказания услуг, не подлежащих обложению НДС (на сумму 30 000 руб. - без НДС).

В бюджетном учете будут сделаны следующие записи:

Приобретены материалы на сумму 100 000 руб.:Дебет КРБ 2 105 06 340
Кредит КРБ 2 302 22 730;

Учтен НДС по полученным материалам в сумме 18 000 руб.:Дебет КРБ 2 210 01 560

Кредит КРБ 2 302 22 730;

Списаны материальные запасы при изготовлении продукции, облагаемой НДС (70 000 руб.):Дебет КРБ 2 106 04 340
Кредит КРБ 2 105 06 440;

Списаны материальные запасы при изготовлении продукции, не облагаемой НДС (30 000 руб.): Дебет КРБ 2 106 04 340
Кредит КРБ 2 105 06 440;

Налог в сумме 12 600 руб. (18 000: 100 х 70) принят к вычету: Дебет КДБ 2 303 04 830
Кредит КРБ 2 210 01 660;

НДС, списан на себестоимость продукции, не облагаемой НДС, в сумме 5400руб. (18 000: 100 х 30): Дебет КРБ 2 106 04 340
Кредит КРБ 2 210 01 660.

Отражение НДС в бюджетной отчетности

При расчетах по НДС могут осуществляться две основных группы операций - возникновение задолженности по налогу и возникновение права на налоговый вычет. Следовательно, в бюджетной отчетности расчеты по НДС должны отражаться как в активе, так и в пассиве Баланса (ф. 0503130). В активе - суммы дебиторской задолженности по налоговым вычетам (строка 331), в пассиве - суммы начисленной задолженности по налогу, срок уплаты которой не наступил (строка 514). Суммы переплат налога могут показываться в отчетности со знаком "минус".

Кроме того, состояние расчетов по НДС расшифровывается в форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности", включаемой в четвертый раздел Пояснительной записки (ф. 0503160).

Бухгалтеру на заметку

Приказом Минфина России от 21.04.2010 № 36н уточнен порядок заполнения налоговой декларации по НДС.

Коды операций, приведенные в приложении № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, дополнены новыми кодами. В частности, таблица дополнена новым кодом 1010813 "Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования".

Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2010 г.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

В Плане счетов бухгалтерского учета для НДС предусмотрено два счета: счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», к нему могут быть открыты субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении ОС», и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому открывается субсчет «НДС» (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) .

Начисление НДС: проводка

При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в бухгалтерском учете нужно отразить начисление этого налога.

Учет входного НДС и принятие его к вычету: проводка

Учет входного НДС и списание его в состав расходов: проводка

Если, к примеру, приобретенные товары вы планируете использовать в необлагаемых НДС операциях, то сумму входного налога по этим товарам нельзя принять к вычету, но можно учесть в стоимости данных товаров (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если в рамках не облагаемых НДС операций предъявлен налог не по товарам, а по работам и услугам, стоимость которых учитывается в составе расходов организации, то и входящий НДС по ним относится на расходы. К примеру, делаются такие проводки:

Дебет счетов 44 «Расходы на продажу», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. — Кредит счета 19

Восстановление НДС: проводка

Если принятый ранее к вычету НДС необходимо восстановить, то проводка по НДС будет зависеть от причины, по которой входной налог подлежит восстановлению. Примеры проводок при восстановлении НДС по наиболее распространенным причинам мы привели в таблице.

Ситуация Проводка
Восстанавливается НДС (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Причем не имеет значения, в связи с чем восстанавливается авансовый НДС. Например, из-за принятия к вычету НДС по отгрузочному счету-фактуре или же по причине расторжения договора и возврата аванса покупателю Дебет счета 60 - Кредит счета 68-НДС
Восстанавливается НДС по остаткам товаров, МПЗ, ОС при переходе на спецрежим (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) Дебет счета 91 — Кредит счета 68-НДС
Восстанавливается НДС по остаткам товаров, МПЗ, ОС при получении освобождения от НДС (п. 8 ст. 145 НК РФ)

Перечисление НДС в бюджет: проводка

При перечислении НДС в бюджет составляется проводка: Дебет счета 68-НДС — Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Учет НДС в 2018 году

В порядке учета НДС в 2018 году никаких изменений не произошло: учет НДС в 2018 году осуществляется по тем же правилам, что и ранее. Для отражения в бухгалтерским учете операций по НДС бухгалтер составляет привычные проводки.

Законодательству о налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет. Впервые этот налог был введен в действие 1 января 1992 года Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» . Но, несмотря на такой стаж, это едва ли не самый «популярный» налог в СМИ и арбитражной практике, у финансовых и налоговых органов, у аудиторов, юристов и, конечно же, у налогоплательщиков. Особенности его начисления, возмещения и уплаты должны знать даже те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения: УСНО , ЕНВД , ЕСХН и др. Для бухгалтерских работников бюджетной сферы этот налог представляет особый интерес. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его применением.

Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?

Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.

Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям , то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ .

Обратите внимание : бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. 146, 149, 150 НК РФ ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

Такая возможность есть, и она закреплена в ст. 145 НК РФ . Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит одного миллиона рублей, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Это освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ ). Кроме того, организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение трех указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от НДС. В противном случае организация утрачивает данное право. Утрачивается оно и в случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысит один миллион рублей с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ ).

Обратите внимание : выручка должна исчисляться именно за каждые три последовательных календарных месяца, а не за квартал.

Пример 1.

Детская спортивная школа (ДСШ) пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1 февраля 2005 г. Выручка ДСШ без учета НДС в 2005 г. составила:

- в феврале - 300 000 руб.;

- в марте - 340 000 руб.;

- в апреле - 310 000 руб.;

- в мае - 330 000 руб.;

- в июне - 360 000 руб.;

- в июле - 320 000 руб.

За первые три последовательных месяца - февраль, март, апрель - выручка составила 950 000 руб. (300 000 + 340 000 + 310 000). За вторые три последовательных месяца - март, апрель, май - 980 000 руб. (340 000 + 310 000 + 330 000). За три следующих месяца - апрель, май, июнь - выручка будет равна 1 000 000 руб. (310 000 + 330 000 + 360 000). А вот за последние три месяца - май, июнь, июль - 1 010 000 руб., то есть в июле 2005 года произойдет превышение лимита выручки.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ с 1 июля 2005 года ДСШ утратит право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Документальное оформление права на освобождение от НДС

Для того чтобы получить такое право, в налоговые органы до 20-го числа месяца, начиная с которого оно будет использоваться, необходимо представить уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС (выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур). Поскольку бухгалтерский баланс не содержит данных о выручке организации, выписка составляется на основании данных «Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам » (ф. 4 ), если организация не перешла на новую Инструкцию по бюджетному учету , или «Отчета о финансовых результатах деятельности » (ф. 0503121 ), если учет ведется по новой инструкции.

После того как уведомление будет направлено в налоговые органы, организация не может по своей воле отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случая утраты права на него в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ .Если вернуться к нашему примеру и предположить, что ДСШ не утрачивала права на освобождение от уплаты НДС в связи с превышением лимита выручки, то до 1 февраля 2006 года она будет обязана пользоваться освобождением.

При использовании права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС необходимо помнить, что его нужно периодически (каждый год) подтверждать. То есть по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца (в нашем примере до 20 марта 2006 года) необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения соблюдались условия относительно выручки. А также направить уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от него. При отказе от права на освобождение от НДС налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме .

Обратите внимание : условие подтверждения права на освобождение является непременным, и о нем следует помнить.

Для бюджетных учреждений освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только вполне законный способ минимизации налогообложения, но и возможность сокращения объема работы бухгалтерии по представлению налоговой отчетности. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в обязанность любого бюджетного учреждения как налогоплательщика входит представление налоговой декларации либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Организации, получившие право на освобождение от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ могут непредставлять налоговые декларации. Именно к такому заключению пришел ВАС РФ в решении от 13.02.03 № 10462/02 .

Еще на один аспект использования права на освобождение от НДС хотелось бы обратить внимание читателей. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика иные обязанности, в том числе обязанности налогового агента. Так, например, если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Определение суммы выручки для получения права на освобождение от НДС

Практическая реализация этого права вызывает немало спорных вопросов у бюджетных организаций. Один из них - учитывается ли при определении выручки стоимость товаров (работ, услуг), произведенных в рамках основной (бюджетной) деятельности? Или выручка определяется только на основании данных по внебюджетной деятельности?

По моему мнению, суммы финансирования бюджетной (основной) деятельности учреждения не должны участвовать в расчете лимита выручки при освобождении от НДС. На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Вполне очевидно, что финансирование бюджетной деятельности учреждения не относится к оплате товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 32.1. Методических рекомендаций по НДС указано,что в налоговую базуне включаются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в свою очередь, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям (ст. 120 ГК РФ ), это положение вполне к ним применимо. Отсюда следует вывод, что денежные средства, полученные на финансирование бюджетной (основной) деятельности учреждения, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по НДС и, следовательно, не участвуют при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ . Значит, в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п. 2.2. Методических рекомендаций по НДС : сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

В учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить метод определения налоговой базы. В соответствии со ст. 167 НК РФ налоговую базу по НДС можно определять двумя способами:

- по отгрузке (по мере предъявления покупателю расчетных документов - день отгрузки, передачи товаров, работ, услуг);

- по оплате (по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров).

Учетная политика формируется организацией до получения права на освобождение. Так, в нашем примере при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от уплаты НДС должна участвовать выручка, полученная ДСШ в ноябре, декабре 2004 года и в январе 2005 года. Следовательно, в учреждении должен быть приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2004-2005 годы. Наличие этого приказа имеет значение в том случае, если организация выбрала метод определения выручки по оплате. Если учреждение не указало, какой способ определения выручки оно будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то выручка определяется по отгрузке (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

При расчете лимита выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не учитываются:

Суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ , в частности авансы, полученные по предстоящую поставку продукции;

Операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

Операции, приведенные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ ;

Операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ .

НДС в период действия права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Особый интерес для организаций, которые на момент получения права на освобождение от уплаты НДС определяли выручку по оплате, представляет ситуация, когда плата за продукцию, отгруженную до получения данного права, поступила в период действия права на освобождение от исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Учетная политика ДСШ в 2004-2005 гг. - «по оплате». В феврале 2005 г. школа получила плату за услуги, оказанные в январе 2004 г. - 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб.

У бухгалтера ДСШ возникнут сразу два вопроса:

1. Учитываются ли полученные суммы при подсчете выручки за каждые три последовательных месяца?

2. Надо ли платить НДС с полученных сумм?

Ответим на них.

1. При подсчете выручки за каждые три последовательных календарных месяца учитывается выручка за продукцию, отгруженную в период действия освобождения. Другими словами, выручка в этом случае считается по отгрузке, и суммы, полученные за услуги, оказанные в декабре 2004 года, в расчет не включаются. Это следует из п. 5 ст. 145 НК РФ .

2. С полученной суммы надо заплатить НДС. Такое требование содержится в п. 2.10. Методических рекомендаций по НДС . С позицией налоговых органов трудно не согласиться. Дело в том, что НДС облагается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача их покупателю. Так как организация в момент отгрузки являлась плательщиком НДС, у нее появился объект налогообложения и обязательство по уплате налога. При этом Налоговый кодекс не связывает возникновение этого обязательства с методом определения выручки для целей налогообложения, устанавливающим срок исполнения обязательства. В нашем примере он наступает в день получения оплаты, то есть в феврале 2005 года.

Оформляются следующие записи :

Не менее интересна ситуация, когда до использования права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС организация на основании ст. 171, 172 НК РФ приняла к вычету НДС по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованных по назначению. Или, наоборот, в период действия указанного права суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам учитывались в их стоимости, а после его утраты они были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС.

Пример 3.

По данным бухгалтерского учета ДСШ по состоянию на 1 февраля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей имелись остатки:

-25 000 руб. - на счете 2 105 05 000 «Прочие материальные запасы»;

- 8 000 руб. - на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

В мае 2005 г. ДСШ приобрела и оплатила 4 спортивных велосипеда на общую сумму 59 000 руб., в том числе НДС - 9 000 руб. Напомним, что ДСШ получила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС 1 февраля 2005 г. и утратит его с 1 июля 2005 г.

По состоянию на 1 июля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей будут числиться остатки:

- 8 000 руб. - на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

- 59 000 руб. - на счете 2 101 05 000 «Транспортные средства».

По моему мнению, выход из описанной ситуации может быть следующим.

Во-первых, сумму НДС, относящуюся к остатку на 1 февраля 2005 года на счете «Прочие материальные запасы», ДСШ обязана восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от НДС путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 145 НК РФ ). Это право используется организацией с 1 февраля 2005 года, значит, последним периодом перед отправкой уведомления будет январь 2005 года. В налоговой декларации по НДС за январь 2005 года должны быть уменьшены налоговые вычеты (строка 310 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг))» на 4 500 руб. (25 000 руб. x 18%). На сумму восстановленного НДС надо увеличить стоимость прочих материальных запасов.

Во-вторых, необходимо определить остаточную стоимость основных средств, числящихся на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь». Допустим, что это гантели (5 шт.), каждая стоимостью 1 600 руб. Всего - 8 000 руб. По правилам бюджетного учета на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при вводе их в эксплуатацию (п. 44 Инструкции № 70н ). О том, что спортивный инвентарь был выдан, свидетельствует требование-накладная на гантели. Таким образом, остаточная стоимость спортивного инвентаря равна нулю.

По мнению автора, восстанавливать НДС не с чего. Налоговые органы могут не согласиться с такой позицией, так как прямых указаний на восстановление налога с остаточной стоимости основных средств относительно утраты права на освобождение от НДС Налоговый кодекс не содержит. В этом случае можно сослаться на Письмо Минфина РФ от 27.04.04 № 04-03-11/66 , в котором говорится о необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В-третьих, при утрате организацией права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС сумма налога, относящаяся к основным средствам, приобретенным в период освобождения, принимается к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ . Следуя логике вышеприведенных рассуждений, принимать к вычету НДС нужно в части, которая относится к остаточной стоимости.

В бюджетном учете срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы . Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. (п. 39 - 41 Инструкции № 70н ).

Согласно указанной классификации велосипеды относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет. Установленный организацией срок эксплуатации велосипедов - три года. На учет они были поставлены в мае 2005 года. В июне бала начислена амортизация в сумме 1 639 руб. (59 000 руб. / 36 мес.). НДС, относящийся к остаточной стоимости, будет равен 8 750 руб. ((59 000 руб. -1639 руб.) / 118 % x 18 %)).На сумму НДС, поставленного к вычету, придется уменьшить стоимость велосипедов и пересчитать норму дальнейшей их амортизации.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета должны быть отражены следующие операции:

Дата Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль Сторно

Уменьшены вычеты по НДС в связи с применением права на освобождение от НДС с февраля 2005 года на сумму НДС, относящуюся к прочим материальным запасам, не использованным на момент перехода к освобождению от НДС

2 303 04 830 2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим материальным запасам

4 500
Февраль Увеличена стоимость прочих материальных запасов на сумму восстановленного НДС 2 105 05 340

Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенному спортивному инвентарю

4 500
Май Получены велосипеды 2 106 01 310 2 302 17 730 59 000
Май Приняты велосипеды к учету 2 101 05 310 2 106 01 410 59 000
Июнь Начислена амортизация на велосипеды 2 401 01 271 2 104 05 410

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

1 639
Июль НДС, относящийся к остаточной стоимости велосипедов, поставлен к вычету 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим матиериальным запасам

8 750
Июль Сторно

Сторнированы капитальные вложения на сумму НДС, подлежащую вычету

2 106 01 310

Увеличение капитальных вложений в основные средства

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль Выделен НДС со стоимости велосипедов 2 210 01 560

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль Сторно

Уменьшена стоимость велосипедов на сумму НДС, поставленную к вычету

2 101 05 310

Увеличение стоимости транспортных средств

2 106 01 410

Уменьшение капитальных вложений в основные средства

8 750
Июль Начислена амортизация на велосипеды

((59 000 руб. -1 639 руб. - 8 750 руб.) / 35 мес.)

2 401 01 271

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

Приказ Минфина РФ от 15.06.00 № 54н «Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью».