Основные проблемы современного образования. Тема: Образование и его проблемы на современном этапе

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра педагогики и методик начального образования

Реферат

На тему: «Образование и его проблемы на современном этапе»

Выполнила

студентка I-курса, гр. 11-Н

отделения начального образования

Шильнева Любовь Юрьевна

Следующие четыре дня бесплатны, а понедельник начинается с нового модуля. Поэтому после трех лет обучения у студентов есть несколько десятков тестов. В конце концов, в конце третьего класса каждый студент должен был пройти 75 тестов. Каждый из субъектов имеет различное количество обязательных модулей. Например, математики и студенты истории должны включать в себя пять обязательных модулей с большим количеством доступных языков. Студенты также могут использовать дополнительные модули, такие как языки.

Редко есть карты, а ученики посередине комнаты. Домашнее задание редко спрашивают - потому что занятия не более 20 человек, а уроки продолжаются 75 минут, учитель может представить материал и спланировать упражнения так, чтобы ученики получали столько уроков. Учителя работают в разные часы в зависимости от предмета обучения. Менее 16 часов доступно для преподавателей языков, 45 минут, так как значительная часть их работы - это оценка письменных заданий, и большинство часов проводят учителя спорта - более двадцати двух часов.

Руководитель:

к.п.н.,доц. Шатохина Ирина Владимировна

Ростов-на-Дону

2013План

Введение

Образование и его проблемы на современном этапе

Образование и его цели

Образование как общечеловеческая ценность

Заключение

Список литературы

Введение

Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

В Финляндии, как и в других европейских странах, учащиеся также изучают обязательную психологию и философию. Занятия начинаются в школьные часы. Большинство учеников - даже 8 - или 9-летних - катаются на велосипедах, которые остаются без присмотра перед школой. Учителя дают студентам большую свободу в одежде; Единственным ограничением является запрет на занятия в классе в верхней одежде. Несмотря на такую ​​свободу, молодые финны одеваются так же, как наши ученики, иногда с экстравагантными прическами или более пирсинг.

Инвестирование в образование означает инвестирование в будущее. Румынское процветание и экономическое развитие завтрашнего дня во многом зависят от качества образования наших детей. Утверждение румынского общества в современном мире, мире знаний, невозможно без качественного образования. Активное участие румын в экономической, социальной и политической жизни общества, в котором мы живем, находится под сильным влиянием образования, предоставляемого в школах. Реформа образования принесет не только более высокие доходы и лучшую жизнь для каждого из нас, но и лучший политический класс и управление.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень развития науки определяется мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

Образование может обеспечить необходимую надежду для Румынии и, прежде всего, для молодых людей, которые обеспокоены своей судьбой. Вот почему мы не можем позволить себе упустить возможность реформировать нынешнее образование по разумным принципам. «Образование - это социальный процесс». Мы ничего не преувеличиваем, когда утверждаем, что образование играет жизненно важную роль в жизни человека. Помимо простой причины, чтобы учиться в школе, чтобы получить хорошую работу позже, чтобы исследовать и взаимодействовать с окружающим миром, понимать и сопереживать другим людям и народам, принимать критическое мышление и бросать вызов, удивляться, как и почему.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становится решающим условием существования современных обществ.

Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития, т.к. любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

Как сказал профессор Джордж Вашингтон Карвер: «Образование является ключом, который открывает золотые ворота свободы». Поддержание нынешней системы образования в Румынии ставит под угрозу конкурентоспособность и процветание страны, и эта система имеет четыре основные проблемы: она неэффективна, не имеет отношения к делу, не имеет отношения к неравенству и имеет низкое качество. Эти выступления показывают нам, что мы должны положить конец иллюзии, что у нас есть исполняющая система, призывая успех.

Система образования не имеет отношения к экономике и обществу будущего. Более 82% всех школьных зданий построены до того, как остается вопиющее неравенство. О неотъемлемых проблемах системы образования, связанных с эффективностью. что делает их состояние и пожертвования больше не соответствуют действующим стандартам обучения. Оценка ученика. в значительной степени. независимо от их социально-экономического или культурного характера. Человеческий ресурс вызывает тревогу. Управление школьными подразделениями было чрезмерно политизировано.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено:

) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности;

) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

Что наши дети хотят знать, когда они заканчивают школу? это будет вопрос ответа на любую школьную учебную программу, чтобы иметь и применять как можно более широкое видение. В области высшего образования и исследований. слабый. Система образования является справедливой, если она предоставляет учащимся одинаковые возможности и результаты обучения. и материальное обеспечение неустойчиво. из которых 38% функционально неграмотны. Доля сельских студентов с плохими результатами на румынском языке. Статистический анализ показывает, что. доля тех, кто добивается очень хороших результатов по тем же предметам, в 2-3 раза меньше!

) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Мною поставлена цель выявить роль и значение образования в социуме в последнее время.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Уязвимые группы по-прежнему остаются. иногда даже намного дольше. Анализ этих данных приводит к четкому выводу: существующая система образования не может обеспечить Румынию конкурентоспособной позиции в экономике знаний. Только 18% преподавателей посещали учебные курсы по использованию информационных технологий в обучении. в целом. некоторые острова превосходства погружены в море посредственности. Если мы сообщаем о количестве научных статей для населения. Учебная программа в школе особенно занята и особенно. актуальность.

Нынешняя система образования несправедлива. неблагоприятное образование. Принадлежность к сельским районам связана с серьезными недостатками: в настоящее время только нет статистических данных о детях с особыми потребностями. если текущие демографические тенденции сохраняются. Инерция системы огромна. Ни один из наших университетов не входит в число 500 лучших университетов мира в соответствии с рейтингами в Шанхае, и даже самые лучшие из них должны увеличить свой научный результат в 7-8 раз, чтобы достичь такого статуса. подавляющее большинство состоит из средних школ в городской местности.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Примерно 80% детей, не посещающих школу, составляют рома. Более подготовленных детей и счастливых родителей. лицензирование. нынешняя система образования имеет большие проблемы с эффективностью. новые способы передачи знаний. Ради будущих поколений. некоторые дипломы гарантируют навыки. Он производит недостаточные исследования и инновации и не может продвигать конкурентоспособную и процветающую Румынию. в зависимости от конкретных требований. Первой мерой было бы обеспечить финансовую автономию на уровне каждого учебного заведения.

Стимулы, вызванные автономией, сильны. Второй мерой является упрощение правовой базы для создания частных школ во всех формах образования. не в последнюю очередь. Венгрии и в 2 раза меньше, чем в Болгарии. мы должны перейти от бюрократического единообразия и центральности к разнообразию и реальной конкуренции между школами. Каждая школа должна иметь свободу платить каждому учителю по-разному. с опытом в области образования. Его реструктуризация необходима и актуальна. построение планов образования. признание дипломов и т.д. в зависимости от их профессиональной подготовки и научного признания. качество и актуальность для экономики знаний. справедливости. потому что качество предлагаемых образовательных услуг зависит от существования. школы будут управляться советами супервайзеров, членами которых являются люди с хорошей репутацией. если мы не хотим стать технологической колонией. этой школы. среди студентов. их спонсоров и. настоящая дипломатия.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Хотим ли мы возможности для всех? Это желание может быть достигнуто только благодаря автономии и разнообразию. как на центральном уровне. Качество образования будет рассматриваться в будущем в каждой школе. Реальная автономия - принятие решений и финансовый - является стимулом для инноваций и творчества. Эти страны признаны. В нашей системе. как имеющие наилучшие образовательные системы. аналогичные уже существующим. структурные изменения требуют времени и обязательств, которые выходят за рамки избирательного цикла или жизни правительства. а также на уровне местных органов власти. страна с бедными и безнадежными людьми.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования.

Первая - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Созданы существующие правила на сегодняшний день. Мы должны превратить школу из учительского учреждения и министерства в ученика и семью. отказавшись от всех процедур бюрократической аккредитации. Роль министерства будет ограничена требованием минимальных условий инфраструктуры и нескольких учеников. Автономия школьных учреждений к административному и политическому органу. Таким образом. процесс, который значительно обесценил их ценность. за их аккредитацию и работу. Автономия подразумевает свободу принятия решений и ответственности школ в учебном акте. успешно.

Вторая проблема - прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями.

Что означает такое преобразование? Школьные учреждения смогут строить свой собственный бюджет и решать, сколько денег выделять на оплату труда и школьную инфраструктуру учителей. И те, кто подтвердят истинную ценность этого диплома. Стимулируя их к повышению качества предлагаемых образовательных услуг. Родители и работодатели. родители платят школе, где они решили учить своих детей. Бельгия. путем выравнивания покупательной способности. родители, которые решили отправить своих детей в частные школы.

В Америке. Швеции или Чили. посещаемость школ и квалифицированные преподаватели приводят к снижению качества образования в Румынии. Очевидно, что эта система налагает серьезные бюджетные ограничения для любой школьной единицы. И в Европе. В Германии. Он перестает быть смоделированным после изображения и сходства государства. За последние десять лет национальная учебная программа в Румынии постоянно обновляется. Бюджеты, выделяемые на образование в Румынии, сокращаются по сравнению с другими европейскими государствами: стоимость купона определяется стоимостью обучения ученика в государственной системе на каждом уровне образования: первичном.

И последняя, третья проблема - недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, конечно, дистанционное образование.

Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Мы все согласны с тем, что целью конкуренции в рыночной экономике является вознаграждение их - с более высокой прибылью - для тех, кто лучше удовлетворяет предпочтения людей. Италия. транспортные расходы. в отличие от 8% в Дании. Был достигнут определенный прогресс в школьной программе и методах преподавания. Только Словакия и Болгария тратят меньше. вторичный. Предоставление налогового кредита в размере 100% для налогоплательщиков за средства, направляемые на финансирование школы. Португалия. это, безусловно, стимулирование частного участия.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении - постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

Образование как общечеловеческая ценность

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека.

Постановка цели образования в такой формулировке предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстведемократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако, существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

образование информационный технология

Заключение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений,

Во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт

В-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе...

Код. 518656. Название. Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества.
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование.


актуальные проблемы современного образования, а именно: единство общей профессиональной и мировоззренческой образованности; торжество антикультуры над собственно культурой; инновационность как непрерывная образовательная деятельность в сфере личностно-профессиональной ориентации и др. Решение обозначенных проблем позволит выявить четкие параметры Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, в частности, в образовании. Однако, если в декларативном плане личностная ориентация в образовании не вызывает противодействия, то в реальной образовательной практике дело обстоит сложнее.

Образование в силу специфики решаемых в обществе задач (передача социального опыта новым поколениям) и особо ценного объекта (живая человеческая душа) – один из консервативных социальных институтов. Вместе с тем это такая сфера человеческой деятельности, в которой непрестанно ведутся поиски нового содержания, разнообразных подходов к обучению, отвечающих духу времени и образовательным потребностям личности и общества. Ныне, претерпев впечатляющую эволюцию, образование значительно видоизменило свою роль, значение и функции в жизни общества и отдельного человека. Эти изменения стали следствием развития социально-экономических условий, технологии передачи информации наук о человеке и образовании, о человечестве в целом. Единство общей профессиональной и мировоззренческой образованности мы можем рассматривать как полную, комплексную образованность человека:

1. Общее образование способствует становлению широко эрудированного интеллигента. 2. Профессиональное образование формирует высоко квалифицированного специалиста. 3. Мировоззренческое образование определяет социально зрелого гражданина.

В ориентации образования на личность, особенно если речь идет о личности профессионала, отчетливо просматривается и социальный аспект. Современный социальный кризис ставит профессионала в ситуацию перестройки личностно-профессионального опыта: у непрерывной образовательной деятельности в сфере личностно-профессиональной переориентации появляется отчетливая социокультурная черта – инновационность. Это означает, что образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях. Одновременно оно выступает и как средство поддержки инновационных социокультурных проектов, в ходе которых создается принципиально новый продукт (например, программы).

Иными словами: ныне образование изменило свой статус в жизни общества и отдельной личности. Если ранее основной его целью была подготовка молодого человека к производственной жизни, то теперь – обеспечение многосторонней подготовки к жизни во всех ее проявлениях, в том числе развитие критического мышления. Ныне образование обеспокоено тем, как предоставить человеку возможность «быть самим собой», «самоопределиться».

Еще по теме 3. Актуальные проблемы образования на современном этапе развития общеобразовательной школы.:

  1. Актуальные проблемы общей и специальной дошкольной педагогики на современном этапе.
  2. Методика обучения биологии на современном этапе развития отечественного образования и ее особенности.
  3. 6.Развитие профессионального образования в послевоенный период. Развитие ВУЗов, техникумов, профессионально-технических училищ. Закон 1958 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР" как первая попытка введения всеобщего профессионального образования молодежи. Реформы образования в 1984 и 1988 гг.