Как сделать вновь печатные издания популярными. Что еще бумага стерпит. Описание рынка сбыта

Как открыть новый журнал и не прогореть. Ежемесячное издание должно приносить прибыль в $100 тыс. Заманчивый результат, но достичь его непросто. Почему из 13 тысяч зарегистрированных журналов реально выходят только 300 и как войти в их число.

В России успешный журнал, выходящий с периодичностью один раз в месяц, должен приносить прибыль не меньше $100 тыс. Достичь такого прекрасного результата можно двумя путями: купив лицензию на иностранное издание или раскручивая отечественный бренд.

Перспективы

В России зарегистрировано 37 тысяч печатных изданий, из них журналов – почти 13 тысяч. Огромное количество, переварить которое сложно даже «самой читающей» стране мира. Для сравнения – в Германии издается около 2 тыс. журналов, а в США – приблизительно 8 тыс. Правда, подавляющее большинство изданий, зарегистрированных в Минпечати, не выходят. Только каждый третий журнал можно считать условно живым, а реально работают не больше 300 журналов.

Остальные или уже обанкротились, или готовы к банкротству. Это наглядное свидетельство того, что печатному изданию для сохранения жизнеспособности мало сформировать штат журналистов и фотографов, нужно еще уметь выгодно продать плоды своего творческого труда.

Как известно, многие предпочитают учиться на собственных ошибках, наверное, поэтому ежегодно на российском рынке появляется несколько новых журналов, рассчитывающих занять свое место под солнцем. Большинство новоиспеченных – глянцевые ежемесячники, которые сегодня относятся к динамично развивающемуся сегменту масс-медиа.

В перенаселенном сегменте деловых еженедельников и любых газет все места давно заняты, а вот организовать новый ежемесячный журнал вполне реально, а при правильном подходе журнал может приносить прибыль.

Свои среди чужих

Около четверти всех российских журналов выпускаются по иностранным лицензиям. Это означает, что название, концепция, часть материалов в журнале – калька иностранного аналога. Именно зарубежные женские глянцевые журналы занимают нишу наиболее прибыльных. У этих изданиях всегда изобилие рекламы и большие тиражи.

Читательницы с удовольствием покупают такие журналы, и это не удивительно – высокое качество исполнения и выдержанная концепция делают этот продукт востребованным. Рекламодателей привлекает раскрученный на рынке бренд. Из российских журналов к глянцевым лидерам можно отнести, пожалуй, только «Караван историй».

Зарубежный «глянец» в России представляют издательские дома Independent Media (Cosmopolitan, Men"s Health, FHM, Harpers Bazar, «Домашний очаг», Yes), ИД Conde Nast (Vogue, GQ), ИД «Бурда» (Plаyboy), ИД АФС (Elle), Gruner + Jahr («Гео»).

Отечественных журналов на рынке в 2,5 раза больше, чем западных, но конкуренцию с иностранными брендами выдерживают единицы. Отечественные бренды представлены издательскими домами «7 Дней», «Апрель», «Орбита Медиа Сервис», «За рулем» и некоторыми другими.

Перспективы

Исконно отечественные проекты окупаются гораздо дольше лицензионных СМИ, этим объясняется их весьма скромное присутствие на рынке. Даже самым известным российским журналам пришлось пробиваться с немалыми усилиями, затрачивая крупные суммы на рекламу. Cosmopolitan, Vogue, MensHealth смогли взобраться на вершину рейтинга куда быстрее.

Нельзя сбрасывать со счетов фактор своевременности. Cosmopolitan в свое время сумел стать прибыльным уже с третьего номера во многом потому, что был первым женским глянцевым журналом в России. Сегодня же даже у лицензионных изданий возникают трудности с запуском.

Основные международные бренды уже представлены на российском рынке, а ожидать появления каких-то совершенно новых лидеров не приходится. Западные новинки в подавляющем большинстве представляют собой просто клоны уже популярных изданий. Российские журналы лишены проблем с перенасыщением информационного пространства, но у них есть другая беда – отсутствие первоначального капитала.

Основной источник доходов глянцевого журнала – прибыль от рекламы (до 80%). При работе с лицензионным журналом издатель получает рекламный бюджет. Крупные рекламодатели при работе на местном рынке используют для рекламы деньги материнских компаний, находящихся за границей. Обосновать в головном офисе затраты на рекламу в никому не известном журнале было бы проблематично, поэтому рекламной площадкой становятся лицензионные брендовые издания.

Очевидный и неизбежный недостаток лицензионного бизнеса – обязанность выплачивать роялти владельцу бренда. Размер этих отчислений находится в диапазоне от 10 до 25% с рекламы и продаж. Если речь идет о суперпопулярном издании, цифры роялти могут быть шестизначными.

У отечественных журналов подобных проблем нет совершенно. Задача «наших» журналов – дождаться прибыли и не «протянуть ноги» раньше времени. По разным оценкам, проект может окупиться в самом лучшем случае через три года после запуска.

Ареал

От 20 до 30% прибыли ежемесячники получают от правильного выбора и расширения области распространения журнала. Многие издатели знают, что путь на прилавок проходит через вступительный взнос оптовику.

По сплетням, чтобы выйти на московский рынок, нужно заплатить $40-50 тыс. без учета рекламной кампании. В регионах процесс выхода на рынок значительно дешевле, но проблем не меньше. Из провинции можно вообще не дождаться денег, да и возвратить тираж бывает непросто.

Общая почти для всех проблема – банальное отсутствие места на прилавках киосков и лотков. Обилие журналов просто не позволяет разместить новое издание так, чтобы на него обратили внимание. В результате активно реализуются только явные фавориты, вроде Cosmo или "Каравана историй", о которых покупатели спрашивают, не пытаясь найти их на прилавке.

Если издатель считает, что читатель не сможет остаться равнодушным к художественным достоинствам журнала, и этого вполне достаточно, чтобы полюбиться публике, он глубоко ошибается. Прежде всего, нужно заинтересовать потенциального читателя, а только потом поддерживать его привязанность к журналу содержательными материалами и удачным дизайном.

Читатели по лицензии

Вместе с известным именем лицензиаты получают доступ к архивам владельца. Вечная проблема издателей глянца – подбор высокопрофессиональных фотографий. В несколько меньшей степени это касается статей. Глянец без материалов о западных звездах выжить не сможет.

Особенно дефицит интересных и информативных материалов чувствуется в модных журналах, которые невозможно себе представить без знакомства с коллекциями haute couture и интервью с ведущими дизайнерами. Модное сообщество настолько закрыто, что бренд местного пошиба не имеет никаких шансов проникнуть в него.

Право пользования "закромами" бренда предоставляется издателю при подписании лицензионного договора, жестко регулирующего существование бренда на рынке. Нарушение этих правил приводит к лишению лицензии.

Основная проблема иностранного глянца – адекватный перевод, вернее, конвертация продукта. Ни структура, ни запросы нашей аудитории пока еще не соответствуют структуре западного общества, под которое пригнаны концепции. Отечественный читатель по привычке считает журнал инструментом развлечения, а не пропуском в социальный круг, в котором принято носить носки определенного производителя и ездить на машинах признанных марок.

Давайте посмотрим, чем русская версия журнала Playboy отличается от оригинала? Мы пересмотрели подшивки американского и нашего журнала за один год. Вот несколько наблюдений в разных рубриках.

«Девушка месяца»

Американский идеал – блондинка с полуоткрытыми блестящими губами. Школьница-переросток в форменной клетчатой юбочке, как у Бритни Спирс. Немного уступает образ Бритни Спирс, повзрослевшей на 10 лет – блондинка в откровенных позах. Русская "Девушка месяца" – обязательно стройная барышня без силикона. Очевидный избыток косметики – плоды усилий старательных визажистов.

«Герой номера»

У американцев – как правило, певцы, например, Fred Durst. Основная тема – творчество и секс. Стилистика сродни текстам песен: «Она спала с моим другом, а со мной была только из-за денег. Она отняла у меня сердце и бросила его в блендер, потому что я идиот. Я терпел все это ради секса».

В российской версии герои беседуют с читателем зрелых лет. «Мои амбиции удовлетворены. Мне нечего доказывать моей женщине, потому что она меня любит и предана мне. Чтобы окончательно самоутвердиться, мне нужно рисковать. Например, я приступил к съемкам нового фильма».

С момента своего появления газеты не теряли актуальности. Можно вспомнить слова Остапа Бендера, который считал, что людей, не читающих газеты, надо морально убивать на месте. Герой "12 стульев" изрядно удивился бы, окажись он в наши дни в самом читающем метрополитене мира - Московском. И дело не в том, что сегодня прессу стали читать больше или меньше, просто существенно изменился ее формат.

Если раньше люди пропускали свои остановки, уткнувшись в развороты газет и журналов, то сегодня мы все чаще начинаем поездку на работу или учебу с чтения изданий на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих технических устройствах цифровой эпохи.

Видимое сокращение числа печатных изданий в руках читающих демонстрирует переориентацию рынка прессы. Одной из главных тенденций на западном рынке периодической печати становится полный отказ от бумажного формата газет и журналов или по крайней мере их дополнение онлайн-версиями. Уменьшение доходов от рекламы в печатных изданиях Западной Европы и США, сокращение профессиональных штатов, а также выход прессы в сверхпопулярные сегодня социальные сети делают будущее периодической печати на бумаге отчасти неопределенным.

В то же время не все так очевидно в глобальном масштабе. В Африке, на Ближнем Востоке и, в первую очередь, в Азии наблюдается настоящий газетный бум. Активный уход прессы в Интернет на Западе не смог повлиять на то, что общемировой тираж печатных газет в 2011г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,1%, до 512 млн экземпляров. С 2007г. по 2011г. этот показатель увеличился еще существеннее - на 4,2%.

Newsweek встретит юбилей "в цифре"

В середине октября 2012г. американский еженедельник Newsweek - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий - объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. Современные экономические реалии не оставили руководству журнала иных вариантов. В 2012г. Newsweek накопил долгов на 50 млн долл., убытки еженедельника составляли около 40 млн долл. в год, а его тираж за последние десять лет сократился более чем в два раза - до 1,5 млн экземпляров.

По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация Newsweek на интернет-аудиторию по платной подписке позволит журналу "ускорить процесс возрождения великого издания". Она заявила, что никто не может противостоять современным тенденциям рынка прессы, при этом отметив, что отказ от бумажной версии для любителей "романтики" печатного издания станет тяжелым моментом. Менеджмент Newsweek ожидает, что "по крайней мере сотни тысяч" нынешних подписчиков журнала станут пользователями его цифровой версии.

И все же желание следовать современным тенденциям вряд ли убережет Newsweek от трудностей на рынке онлайн-изданий. Несмотря на увеличение числа пользователей планшетных компьютеров в США за последние два года почти в пять раз - до 70 млн человек, журналу придется выдерживать жесточайшую конкуренцию на новом для себя рынке. А, по мнению многих аналитиков, переориентация Newsweek и вовсе обречена на провал. Так, финансовый блогер Reuters Феликс Салмонд считает, что "шансы цифрового Newsweek преуспеть в качестве исключительно онлайн-издания, основанного на подписке, фактически равны нулю".

Полный отказ Newsweek от бумажного формата ожидался на протяжении последних лет. Из-за убыточности журнала владевшая им компания Washington Post в 2010г. продала еженедельник бизнесмену Сидни Харману, который согласился взять на себя долги Newsweek. И уже через три месяца журнал был объединен с онлайн-газетой Daily Beast.

Newsweek был основан в Нью-Йорке 17 февраля 1933г. и сумел за короткое время стать примером высококачественной журналистики. Занимая второе место по тиражу среди американских журналов после Time, издание во многом определяло развитие и становление периодической печати в послевоенной Америке. В последний раз любой желающий мог прочитать бумажную версию Newsweek 31 декабря 2012г. Свой 80-летний юбилей журнал будет отмечать уже в Интернете под названием Newsweek Global.

Печатные издания Запада "проседают" под давлением Интернета

Newsweek - далеко не первый американский журнал, отказавшийся от выпуска бумажной версии. В ноябре 2010г. третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено стать журналом, выходящим один раз в две недели, а затем и вовсе раз в месяц. U.S. News & World Report известен во всем мире благодаря составляемым им рейтингам лучших колледжей, высших учебных заведений и учреждений здравоохранения США. Неидеально обстоят дела и у крупнейшего в мире еженедельного журнала Time, тираж печатной версии которого за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн.

Переориентация Newsweek и U.S. News & World Report вписывается в общую тенденцию по снижению интереса американцев к печатным газетам и журналам. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41 до 23%. Чтение ими журналов с 2006г. снизилось к сегодняшнему дню на 7%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет. В частности, о преимущественном чтении изданий в Интернете заявило 55% аудитории New York Times, 48% - USA Today и 44% - Wall Street Journal. Всего платный доступ к новостям ежедневно приобретают в США 53% владельцев планшетников. И все это происходит на фоне многотысячных увольнений сотрудников печатных изданий и более активного вовлечения газет и журналов в социальные сети.

Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Руководство уже пообещало сократить штат сотрудников изданий на 100-650 человек, приняло решение отказаться от ряда публикуемых дополнений к газете и журналу, а также занялось вопросом оптимизации печатных площадей. Причиной этого опять стали убытки от бумажных версий: в год Guardian News & Media теряет около 44 млн фунтов стерлингов. Эксперты ожидают, что доля выручки британских газет от онлайн-проектов, которая на сегодня составляет 7,4%, должна подняться к 2017г. до 13,9%.

Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию, на территории которой в XV в. как раз и было изобретено книгопечатание. В ноябре 2012г. о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, в декабре прошлого года закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет активное вторжение Интернета во все сферы жизни. В частности, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на "неповоротливость" печатных газет и журналов в новых условиях, объясняя ее неизменными затратами на продвижение и распространение "реальной" продукции. Более того, опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.

Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием современных технологий. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 25%, до 139 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012г. сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения ее в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании France Soir банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродает свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.

Развивающиеся страны верны бумаге

В отличие от передовых стран Запада, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки не спешат менять печатную прессу на ее цифровой аналог. Более того, рост газетных тиражей в азиатских странах (прежде всего в Индии и Китае) в 2011г. более чем на 3% по сравнению с предыдущим годом способствовал увеличению и общемирового показателя. Расширение численности населения в развивающихся государствах, увеличение совокупного богатства и уровня образования их жителей позволяют и в дальнейшем рассчитывать на сохранении этой динамики. Неудивительно, что в списке 15 наиболее высокотиражных газет в мире находятся пять индийских и два китайских издания.

Индийский рынок печатной прессы за последние несколько лет превратился в самый быстрорастущий в мире. В 2005-2009гг. количество платных ежедневных газет в стране выросло почти в полтора раза, а их общее число - примерно на четверть. В 2008г. Индия по числу покупаемых ежедневных газет, которых каждые сутки продается около 110 млн экземпляров, сумела обойти бывшего лидера по этому показателю - Китай. Рост тиражей сопровождается увеличением доходов индийских печатных газет и журналов от рекламы: только за 2010г. издания нарастили их по сравнению с предыдущим годом на 32%.

Газетный бум в стране стал следствием увеличения уровня грамотности индийского населения, который за последние десять лет вырос почти на 10% и сегодня составляет около 75%. Газета же в новых условиях, по словам одного из местных редакторов, создает вокруг себя некую ауру уважения. "Как только человек в Индии становится грамотным, он сразу же покупает газету. Этот "элитный" товар оказывается в руках даже до приобретения телефона", - отмечает он. Кроме того, в Индии значительного влияния пока не имеет Интернет. На сегодняшний день регулярно Сетью пользуются всего около 10% индийцев.

Эти же факторы определяют резкое увеличение рынка печатной прессы в Китае. При этом дополнительным стимулом к его развитию, кроме экономического роста, урбанизации и изменения уровня грамотности, стала коммерциализация печатной медиаиндустрии в начале 1990-х гг. По словам профессора Ву Яна из Университета в Суонси, ориентация газет на рынок и, следовательно, опора на рекламу, а не на государственные субсидии в качестве основного источника доходов, позволила изданиям сосредоточиться на предоставлении информации, которая по-настоящему интересна читающим. К концу 2011г. в Китае насчитывалось уже около 2 тыс. газет, а тираж крупнейшей из них - Cankao Xiaoxi - составлял около 3 млн экземпляров (для сравнения: самая читаемая в США The Wall Street Journal имеет тираж 1 млн). Еще большему росту рынка печатной прессы в стране мешает то, что издательства вынуждены придерживаться непростой редакционной политики: с одной стороны, ориентируясь на интересы массового читателя, а с другой - выдерживая цензуру пропагандистских структур Коммунистической партии КНР.

Вместе с индийским и китайским рынками печатных изданий одним из самых динамично развивающихся в мире является российский. В частности, в 2011г. объем рынка подписки на печатные СМИ в стране относительно уровня 2010г. вырос на 0,45 млрд руб., до 22,9 млрд руб. Кроме того, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в прессе в 2012 г. составил 41,2 млрд руб., что на 2% больше, чем годом ранее. Общий же тираж печатных СМИ в нашей стране с 2010г. по 2012г., по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, поскольку четверть исчезнувших газет и журналов, по словам представителя АРПП, были издательским "мусором", то есть нерыночными СМИ, выходившими из политических, амбициозных или корпоративных соображений.

Российский рынок прессы очень молодой, поэтому сохраняет прочные запасы ресурсов для своего роста и развития. Более того, прочность позиций печатных изданий в нашей стране определяют недостаточный уровень информационной грамотности жителей России, различная степень доступности Интернета в регионах, а также низкая покупательная способность населения, заметно уступающая даже среднеевропейским показателям.

Косвенно об удержании российскими печатными СМИ своих позиций свидетельствует и то, что сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. В связи с этим сомнения экспертов и участников рынка в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями вполне обоснованны. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.

Пациент скорее жив, чем мертв

Несмотря на стремительно меняющиеся реалии, печатные газеты по-прежнему остаются главным источником информации для людей во всем мире. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), более половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, причем в бумажном формате это делает 2,5 млрд человек, а в цифровом - более 600 млн. Интернет, как бы стремительно ни росла его аудитория, пока не может похвастать такими впечатляющими показателями. По словам А.Оськина, человек предпочитает комфортное чтение, а не только скорость потребления информации. Более того, даже увеличение числа читающих газеты в Интернете с 34% в 2010г. до 40% в 2011г. на сегодняшний день не стало для изданий устойчивым источником дохода. Поэтому пока преждевременно говорить о "смерти" печатных газет, выставляя при этом Интернет в качестве главного палача.

Однако никто не станет отрицать объективные тенденции века новых технологий, которые ставят перед прессой испытания, ранее ей не знакомые. Северная Америка и Западная Европа - характерные тому примеры. Заместитель руководителя WAN-IFRA Ларри Килман отмечает, что печатные издания обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественных новостей и информации для граждан. Но, по его словам, для решения этой задачи газетам необходимо приняться за разработку бизнес-моделей, которые смогут успешно функционировать и в цифровую эру. Изданиям нужно не избавляться от печатного формата, а особым образом дополнять его новыми инструментами, позволяющими печатной прессе идти в ногу со временем.

Яков Грабарь, РБК

Закат эры печатных изданий - следствие успеха электронных и онлайн-медиа, делающих любую информацию легкодоступной и почти (а во многих случаях - полностью) бесплатной. Однако некоторые редакции на удивление успешны даже в такой ситуации. Они делают свои журналы ещё интереснее и даже повышают доходы.

Как им это удаётся?

Мы собрали семь способов работы с социальными медиа, используемых владельцами печатных журналов для распространения самых интересных и востребованных материалов. Будучи доступными любому пользователю, они прекрасно подогревают читательский интерес к изданию в целом.

1. Следите за популярным контентом

Свободное распространение информации в Сети привело к тому, что многие издатели приняли новые правила игры, организовав мониторинг «сопутствующего» контента, который мог бы быть интересен читателям. Современный редактор стремится обеспечить читателям максимальную пользу от покупки журнала, рекомендуя прочитать публикации в других СМИ, сходные по тематике, а также ссылаясь на них на сайте журнала, в блоге, группе или на какой-либо иной площадке в социальных сетях.

Что касается Твиттера, то сегодня для продвижения журнала гораздо более важны тематические твиты, ориентированные на возбуждение читательского интереса, чем личный блог главного редактора. Более того: редакторы иногда ретвитят интересные сторонние ссылки, если они имеют отношение к тематике журнала, а также распространяют через Твиттер информацию о блогах и микроблогах, которым стоит уделить внимание.

В качестве примера можно взять американский бесплатный блогохостинг Tumblr.com, который в последнее время стал своеобразным «мессией-спасителем» некоторых известных печатных изданий - например, таких как «Newsweek» и «The Atlantic», которые специально занимаются поиском интересного контента и перепостом его в своих Tumblr-блогах. Результат такой тактики - высокая интерактивность и мегапопулярность «бумажных» выпусков.

2. Внедряйте редактируемый пользовательский контент

Журналы всегда стремились улавливать желания аудитории и удовлетворять её интересы. Сегодня продвинутые издатели используют социальные медиа, чтобы искать новые темы и эффективно планировать будущие публикации, собирая идеи в тематических интернет-сообществах. Задавая наводящие вопросы потенциальным читателям, изучая комментарии и анализируя рейтинги записей, редакторы могут гораздо точнее, чем когда-либо, «измерять пульс» своей аудитории.

Некоторые редакторы вообще используют социальные медиа, как прямой источник информации для новых публикаций. Например, журнал «Travel + Leisure» предлагает пользователям, участвующим в онлайн-опросах и голосованиях, возможность увидеть их фотографии или комментарии в бумажной версии журнала.

Шанс попасть на страницы любимого журнала всё чаще выпадает и блоггерам. Специальный твиттер-хэштег журнала «Playboy» - #FriskyFriday - позволяет фолловерам-читательницам размещать свои фотографии, на которых они предстают в обнажённом или провоцирующем виде. Многие другие журналы также используют пользовательские фотоматериалы, как инструмент продвижения - например, в конкурсах или викторинах.

3. Делитесь полезным опытом в режиме реального времени

Журнал «Lucky» открыл отдельную веб-страницу с указанием точек распродаж, к которой читатели могут получить прямо через свои смартфоны. Журнал «Spin» создал страничку «охотников за музыкальным мусором» (аналог российского «Дозора», но с музыкальным уклоном) которая активно функционировала во время музыкального фестиваля «SXSW».

Перепозиционировав себя как виртуальные информационные справочники, многие журналы, помимо традиционных читателей, завоёвывают многочисленных поклонников в блогосфере и социальных медиа.

4. Поощряйте общение

Сайт Meetup.com представляет собой удобную и очень популярную площадку для знакомства, ориентированную на людей, имеющими сходные интересы и увлечения. С помощью страницы «Meetup Everywhere» («Встречайтесь повсюду») читатели могут организовать встречу в любой точке США и Великобритании, чтобы обсудить любимые темы и понравившиеся публикации.

Такая маркетинговая тактика, адаптированная к традиционному издательскому делу, укрепляет позитивные отношения между читателями, а также положительно влияет на популярность бренда - как онлайн, так и оффлайн.

5. Формируйте аудиторию и воздействуйте на неё

Среднестатистический пользователь Твиттера имеет меньше 350 фолловеров. С другой стороны, у брендов и известных журналов достаточно ресурсов, чтобы увеличить число заинтересованных фолловеров до нескольких тысяч. В результате эффективность твитов популярных журналов (таких как, например, «Vogue») многократно возрастает, генерируя гораздо больше твитов и ретвитов, чем это удаётся рядовому твиттерянину.

Чтобы ещё больше расширить аудиторию, некоторые специализированные журналы помогают читателям получать онлайн ответы-ретвиты на интересующие их вопросы.

Подобная тактика не только укрепляет отношения между читателями и редакцией, но и позиционирует издание, как основной источник полезной информации для читателя, даже если оно просто ретранслирует полезные советы с других площадок.

6. Расширяйте собственный редакционный опыт

Некоторые «печатные» журналы идут в ногу с прогрессом и используют новейшие социальные медиа - например, такие как сервис Instagr.am, предназначенный для редактирования и мгновенной публикации фото, сделанных при помощи iPhone. Читатели «National Geographic» размещают в Сети красивые кадры из жизни дикой природы, а фанаты «Playboy» - пикантные закулисные моменты.

7. Монетизируйте социальные медиа

Рекламные баннеры - по-прежнему самая распространённая форма монетизации сайтов СМИ. Однако творческий подход к использованию аккаунтов в социальных сетях даёт гораздо более широкие возможности для рекламодателей и их партнёров. Например, можно использовать оплаченные твиты и публикации в рейтинговых блогах, либо дать ссылку на скачивание тематических фонов для Твиттера, либо взять любой из тех способов монетизации, которые уже используются крупнейшими оффлайновыми изданиями в социальных сетях. Чтобы размещать платные посты в блогосфере и рассылать твиты по целевой аудитории, вы можете использовать «Блогун» - для этого достаточно прочитать короткое « ». При нашей поддерже можно даже

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Как создать свой журнал
  • Для чего нужно создавать свой журнал
  • Какой тираж выбрать при создании журнала
  • Где заказать печать журнала

Долгое время чтение было одним из самых распространённых способов времяпровождения. Однако с появлением новых технологий «живые» газеты и журналы во многом отошли на второй план. Сейчас основным источником актуальных новостей, знаний различной тематики, развлекательных и познавательных материалов стал Интернет. Но всё же печатные СМИ продолжают своё существование. Некоторые люди обращаются к их изданиям в случае, когда нет доступа к сети, например, во время путешествий на самолётах и поездах. Другие же просто предпочитают иногда отдохнуть от компьютера и полистать бумажные страницы. Так или иначе, жизнь напечатанных газет и журналов ещё не кончилась, и в этой сфере можно развить свой бизнес. Как создать журнал, который будет интересен аудитории и принесёт прибыль владельцу, вы узнаете в этой статье.

Как создать свой журнал с нуля: 13 шагов

Шаг 1. Решите, какой журнал создать.

Чтобы создать собственный журнал, нужно для начала определиться с темой. Любое печатное издание стремится занять свою нишу, найти свою аудиторию. Для этого оно должно отвечать интересам выбранной группы читателей и удовлетворять её потребности в информации. Другой вариант – формат жёлтой прессы. Здесь нет определённой тематики, и аудитория таких изданий достаточно широка. Чтобы создать один номер подобного журнала, необходимо несколько сенсационных материалов о личной жизни звёзд с уникальными фотографиями.

Отличительной особенностью жёлтой прессы является, прежде всего, отсутствие критерия достоверности информации. Вопрос в том, планирует издатель создать журнал о звёздах и печатать в нём лишь реальные факты и фотографии либо он хочет заниматься «горячими» материалами и провокациями.

  • Определитесь, планируете вы отдельный журнал или целую серию. Если это серийное издание, у всех номеров должна быть общая тематика.
  • Название журнала должно, так или иначе, соответствовать его смысловому наполнению, а также подсказывать идеи оформления. Как правило, название состоит из одного или двух слов (TIME, Guardian, Cosmopolitan, National Geographic).
  • Каков основной посыл каждой публикации? Каким образом можно связать её с остальными?
  • У каждого номера журнала может быть своя тема, соответствующая его направленности. Например, неделя моды для модного журнала или организация свадьбы для женского.
  • Важно чётко формулировать тему каждого номера или серии номеров.
  • В известных изданиях были такие примеры названий выпусков: «Купальники» у Sports Illustrated, «Голливуд» у Vanity Fair, «Сентябрь» у Vogue.

Как создать журнал, чтобы он приносил прибыль? Источников дохода у издания только два: поступления от продажи номеров и от рекламы, которая в них размещается. Поиск рекламодателей для журнала начинается с определения их сферы деятельности. Вашей аудитории должно быть интересно то, что вы будете рекламировать – тогда все стороны будут иметь успех. Например, в модных журналах редко предлагают мебель или бытовую технику, а вот косметика, одежда и ювелирные изделия подойдут.

Чтобы создать эффективную систему взаимодействия с рекламодателями, издатели нанимают специальных сотрудников. Разрабатывается прайс-лист с ценами на размещение различных сообщений. Конечно, первое время вы будете получать за публикацию рекламы гораздо меньше, чем раскрученные конкуренты. Но если вам удастся создать журнал, привлекающий внимание, доход со временем возрастёт.

Шаг 3. Определитесь, как вы будете составлять ваш журнал.

Чтобы создать научный журнал, развлекательное или любое другое издание, важно определиться с методом сбора и объединения информации. Вот несколько важных аспектов:

  • Наиболее привычны для людей издания, созданные при помощи компьютерных программ. Однако можно оформить журнал и без их использования – это один из модных трендов печати. Конечно, для этого понадобится намного больше сил и времени, а воплотить эту идею в реальность под силу только достаточно опытному человеку.
  • Создать журнал можно в нескольких программах. Наиболее популярной, хотя и достаточно дорогой, является InDesign. Помимо неё, используются InCopy, Quark и некоторые другие технические средства.
  • Самым экономичным способом создать журнал является программа Office Publisher.

Шаг 4. Найдите офис и нужных сотрудников.

Чтобы создать глянцевый журнал, необходимо рабочее помещение для коллектива в количестве от 5 до 10 человек. Выгодное расположение офиса не является важнейшим критерием, поскольку поначалу ездить будете, в основном, вы, а не к вам. Оформить рабочее пространство поможет оборудование. Для офиса СМИ стандартный набор включает: рабочие столы и стулья, телефоны, компьютеры, принтер и факс, различные канцелярские принадлежности.

Неважно, создаем мы журнал о литературе или о моде, основой любого издания являются профессиональные работники. Заведует всем происходящим в офисе главный редактор. К подбору человека на эту должность нужно отнестись с особым вниманием. Он должен иметь большой опыт работы в СМИ и хорошие рекомендации.

Главный редактор создаёт и корректирует всю структуру журнала. Он решает вопрос о том, какие статьи и в каком количестве разместить в каждом номере, в каком порядке их расположить, какие рубрики ввести или закрыть, с какими рекламодателями сотрудничать и т.д. Он отвечает также за то, чтобы регулярно выяснять уровень спроса на издание, проводить опрос читателей относительно его достоинств и недостатков и менять стратегию в соответствии с полученными результатами. Главный редактор должен хорошо чувствовать современные веяния, быть в курсе новых тенденций и следить, чтобы журнал шёл в ногу со временем.

Не менее важными сотрудниками являются авторы статей. В их качестве могут выступать ваши друзья или знакомые, также их можно найти по объявлениям или среди студентов гуманитарных вузов. Автор должен уметь создавать уникальный текст, обладающий грамотностью и связанностью, объективно освещающий факты, но вместе с тем передающий авторскую индивидуальность.

Невозможно подготовить журнал без такого сотрудника, как дизайнер. Именно от него зависит внешний вид издания, а значит, и первое впечатление о нём. Дизайнер должен:

  • придумать обложку, способную привлекать внимание читателей;
  • сконструировать брендовый дизайн журнала;
  • разработать символику, различные детали оформления и т.д.

Как показывает практика, возможность создать успешный журнал наполовину зависит от того, насколько правильно смоделирован дизайн обложки.

Также в офисе обязательно нужны секретарь, корректор, специалист по рекламе и некоторые другие работники.

Шаг 5. Просчитайте будущий тираж.

Если вы захотите создать журнал тиражом менее 1000 экземпляров, то по закону вы можете его не регистрировать. Если же тираж выше, издание должно иметь свидетельство о регистрации СМИ. Для его получения необходимо отправить в Роскомнадзор заявление, содержащее информацию о журнале: название, тип, тираж, способ распространения и многое другое. Также необходим паспорт человека, который создаёт издание, или копия устава юридического лица, выступающего учредителем. Кроме того, заявитель оплачивает установленную пошлину. Срок рассмотрения такого заявления – один месяц.

Шаг 6. Установите сроки.

Важно не только знать, как создать журнал, но и когда его необходимо выпустить. Временные рамки особенно важны для тех изданий, тематика которых связана с новостями или актуальными вопросами. Нужно продумать этапы подготовки СМИ и понять, будет ли ваш журнал готов в назначенный срок.

Шаг 7. Приступаем к написанию статей.

  • Обратитесь к темам, которые волнуют вас самих и других сотрудников редакции. Может быть, это будут актуальные проблемы вашего города или всей страны? Или основой станут интервью с интересными личностями?
  • Можно создать журнал, включающий литературный элемент в виде коротких рассказов. Неважно, основаны они на реальных событиях или нет, главное – интересный сюжет и уместность в данной концепции.
  • Ещё один жанр – стихотворение. Авторами могут быть как известные поэты, так и сам издатель и его друзья.
  • Чтобы создать журнал, интересный аудитории, разумно привлечь к обсуждению тематики как можно больше окружающих людей.

Шаг 8. Делаем иллюстрации.

Как бы ни была важна текстовая составляющая, создать успешное издание без иллюстраций просто невозможно. Сейчас люди всё больше воспринимают информацию именно визуально, и это имеет огромное значение.

  • Нельзя обойтись без тематических фотографий, дополняющих содержание. Также полезными будут фотографии с нейтральным пространством, которые помогут создать интересный фон для текста.
  • Если в вашем штате есть хороший фотограф, он может вести целый проект по фотожурналистике. Необходимо выбрать тему, которая хорошо раскрывается с помощью визуальных образов, и публиковать несколько снимков в каждом номере.
  • Можно использовать и чужие снимки с лицензией Creative Commons. За них не нужно будет платить, однако условия использования иногда предполагают запрет на изменение, обязательную подпись и т.д.
  • Как создать журнал, если у вас нет необходимых снимков? Их можно приобрести на так называемых стоках. Эти сайты содержат огромное количество изображений, среди которых вы наверняка найдёте что-то подходящее.
  • Создать красочное издание можно также с помощью авторских иллюстраций, если вы или ваши сотрудники имеют необходимый навык.

Шаг 9. Готовим обложку журнала.

Обложка должна создать интригу, заинтересовать читателя, чтобы он захотел открыть издание и изучить материалы. Для этого есть несколько приёмов.

  • Обратите особое внимание на название журнала. Как правило, из номера в номер оно выполняется в одном стиле. Название должно быть понятным, оригинальным и запоминающимся и, конечно, отражать тематическое направление издания.
  • Традиционно название помещают в верхней части обложки, на самом видном месте. Однако можно создать свою концепцию расположения, как это сделали, например, издатели журнала Harper"s Bazaar.
  • Продумайте, какое изображение будет на обложке нового номера. Оно также должно быть привлекательным и соответствовать предложенной теме. Очень часто на обложку помещается фотография известного человека, материал о котором фигурирует в журнале. Формат может быть разным – от скрытой съёмки до профессионального портрета.
  • На обложку также можно поместить краткие пояснения о содержании номера. Можно обозначить только основную тему, как это делает, например, TIME, или более подробно рассказать о нескольких материалах, как Cosmopolitan. Важно не переборщить с количеством текста, чтобы обложка, которую вы создаёте, не была перегружена.

Шаг 10. Выбираем окончательный вид для вашего журнала.

Как создать журнал, имеющий привлекательный и законченный вид? Необходимо обратить внимание на:

  • Шрифт. Он должен обеспечивать удобное чтение и не напрягать глаза, а также сочетаться с общей стилистикой. Важно, чтобы все используемые шрифты подходили друг к другу.
  • Бумагу. Прежде всего, необходимо сделать выбор между глянцевой и матовой основой.
  • Цвета. Здесь есть множество вариантов. В целях экономии некоторые журналы выходят в чёрно-белом формате или сочетают цветную и чёрно-белую печать. Однако наиболее успешные издания выпускаются исключительно цветными. Выбор зависит от финансовых возможностей и от направленности журнала, который вы хотите создать.

Шаг 11. Решаем, как расположить содержимое.

Размышляя о том, как создать журнал, нельзя забывать о композиции. Разное взаимное расположение материалов создаёт разный конечный продукт.

  • В начале издания часто помещают оглавление. Перед ним также можно расположить несколько страниц с рекламной информацией.
  • Следующий элемент – колофон. Это информация о журнале: название, том, номер, место издания, список сотрудников, которые работали над выпуском и т.д.
  • Нужно также правильно расположить друг за другом статьи. Обычно самое интересное помещают во второй части номера, чтобы читатели просмотрели его до конца.
  • Можно также поиграть с оформлением задней обложки. Как правило, она служит неким украшением издания: туда помещают что-то интересное или забавное, заставляющее читателей улыбнуться. Так вы сможете создать запоминающееся

Шаг 12. Создаем макет журнала.

Теперь вы знаете, какой с точки зрения содержания и оформления вы хотите создать журнал. Программа для вёрстки поможет вам расположить содержимое на макете. При подготовке макета следует помнить несколько правил:

  • Форматирование должно быть единым на всех страницах. Применяйте небольшое количество сочетающихся шрифтов, располагайте границы и нумерацию в одних и тех же местах. Необходимо создать издание, обладающее целостным стилем.
  • Не забывайте о нумерации страниц.
  • Проверьте, чтобы конечный вариант макета содержал чётное число страниц. Это важно, поскольку нечётное количество приведёт к образованию пустого листа.
  • Если вы хотите создать журнал без использования специальных программ, нужно определиться со способом. Напечатаете ли вы его или напишете от руки, как прикрепите фотографии и т.д.

Шаг 13. Публикуем журнал.

Для начинающих издателей оптимальным способом печати СМИ является обращение в типографию. К выбору фирмы нужно отнестись ответственно, ведь от качества её работы зависит и качество вашего журнала. Однако есть несколько советов относительно характеристик издания, которые стоит знать всем:

  • Наиболее удобен для использования журнал средних размеров. С одной стороны, вы сможете расположить в нём достаточное количество текстовых и иллюстративных материалов. С другой, его всегда будет удобно носить даже в небольшой сумочке.
  • Не стоит делать страницы слишком яркими и «стеклянными». Отражение света от них затрудняет чтение журнала и восприятие изображений.
  • здание не должно быть слишком толстым. Большое количество страниц вам сложно будет заполнить интересным материалом, а читатели не успеют изучить их до следующего номера.
  1. Соотносите внешний вид и принцип создания своего СМИ с его нравственным образом. Так, многие читатели уверены, что производство глянцевых журналов вредит окружающей среде. Соответственно, подобный журнал на экологическую тематику вызовет массу вопросов. Несмотря на возможность выполнить эту задачу без вреда для экологии, лучше всё же предпочесть матовую бумагу.
  2. Используйте такие способы продвижения, как бесплатная передача экземпляров в библиотеки. Так о вас узнает большее количество людей.
  3. Как создать журнал, приносящий стабильную прибыль? Поможет гибкая стратегия подписки. Благодаря ей вы будете иметь постоянную группу читателей и сможете общаться с ними.
  4. Программа Quark считается одной из самых сложных в использовании, но широкий спектр предоставляемых возможностей заставляет задуматься о её изучении.
  5. Чтобы донести свой журнал до широкой аудитории, попробуйте самостоятельно публиковать его.
  6. Перед редакторской колонкой можно поместить вводную страницу. Используйте её, чтобы рассказать о своём издании, создать правильное впечатление о том, как и для кого оно работает. Попробуйте установить контакт с аудиторией, уделите внимание интересным фактам и т.д.
  7. Чтобы создать журнал, можно использовать несколько программ. Например, Text-Edit позволяет быстро и просто готовить и редактировать статьи. Располагать текст и иллюстрации на макете можно с помощью программы InDesign.
  8. Как создать журнал, интересный большой аудитории? Сразу выполнить эту цель бывает очень сложно. Разумнее начать с небольшой группы читателей, интересы которой проще просчитать. Также это убережёт вас от затрат на большой тираж, которые могут не окупиться.
  9. Чтобы создать успешный журнал, необходимо установить хорошие взаимоотношения с рекламодателями. Для этого им предоставляется макет издания и прайс-лист размещения рекламы. Определение цен зависит от многих факторов, в том числе тиража, стоимости экземпляра и т.д.
  10. Реклама – очень важный элемент в деятельности журнала. Создать прибыльное СМИ без рекламных материалов не представляется возможным. Определившись со своей целевой аудиторией, необходимо начать поиск компаний, которые заинтересованы в обращении к ней. Рекламируемый товар должен быть интересен тем людям, которые купят ваш журнал. Важно также понять, сколько страниц вы сможете отдать под размещение рекламы. Издатель должен знать, какой процент от всех материалов она должна составлять, чтобы продажа тиража принесла прибыль.
  11. Не стоит верить убеждению, что печатные СМИ переживают закат своего существования. Несмотря на развитие технологий, многие журналы до сих пор популярны среди аудитории. Важно лишь понять, какая тема будет интересна читателям, какую нишу вы сможете занять. Для этого, прежде чем создать журнал, следует досконально изучить рынок печатных изданий. Важно также правильно соотнести тему с форматом, например, подходит для неё цифровая печать или бумага.

Вконтакте


магистрант факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова,
корреспондент газеты «Вузовский вестник».

Аннотация.
В статье рассматривается проблема перехода печатного издания в электронный формат. Автор сравнивает признаки печатных и сетевых изданий и формулирует рекомендации по органичному переходу газеты «Вузовский вестник» в интернет-формат.
Ключевые слова.
Сетевое издание, электронный формат, печатная версия, аудитория.

THE PROBLEM OF TRANSITION PUBLICATION TO THE ONLINE VERSION OF THE EXAMPLE "VUZOVSKIY VESTNIK"
T.I. Alexeeva,
undergraduate of Faculty of Journalism of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,
"VuzovskiyVestnik" newspapercorrespondent.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Sholokhov Moscow State University for the Humanities

Annotation.
This arcticle is about the problem of the transition publication in online format. The author compares the features of print and online publications and formulates recommendations for the transition of "Vuzovskiyvestnik" newspaper to the online format.
Keywords.
Network edition, online version, publisning, the audience.

Современные печатные издания постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство сети интернет. На наш взгляд это обусловлено, прежде всего, ценовой доступностью. Распространение сети WI-FI и рост численности провайдеров сети интернет несомненно оказали свое влияние. Компьютерная техника заняла лидирующее место на рынке необходимых товаров. Доступ к виртуальному пространству сегодня осуществляется не только со стационарного компьютера и ноутбука, но и планшета, смартфона, плеера, электронной книги и телевизора. По данным TNS-Россия за год аудитория интернета выросла на шесть процентов. Сегодня более 61 миллиона россиян регулярно выходят в сеть, предпочитая получать информацию из информационных агентств и изданий, так широко и разнообразно представленных в сети.

Практически все российские издания ищут себе место в интернете, создавая электронные версии, заводя странички в социальных сетях, осваивая мобильные приложения. Это объяснятся рядом достоинств электронного формата. Во-первых, с экономической точки зрения предлагать информацию посредством электронных изданий выгоднее. Не нужно вкладывать деньги в печать, бумагу, краску, услуги распространителей. Во-вторых, абсолютная доступность издания. Сегодня в сети интернет практически все массовые, деловые и другие издания находятся в открытом доступе. Вопрос в том, вся ли информация, публикуемая в печатных изданиях, доступна в интернете? В случае положительного ответа утрачивается смысл печатных изданий. Тем не менее они сохраняются, находят финансовую поддержку и удерживают аудиторию. Попробуем это объяснить. Аудитория, предпочитающая печатный вариант газет, – возрастная, чаще всего это люди консервативные, привыкшие к газете за завтраком или в метро. Электронными средствами, а, соответственно, и интернетом они не пользуются. Таким читателям необходим запах типографской краски и хруст газетной бумаги отчасти больше, чем содержание. Но для более продвинутых пользователей или желающих к таковым присоединиться, есть возможность все статьи прочитать на электронных страницах издания.

Яков Грабарь говорит о том, что «изданиям нужно не избавляться от печатного формата, а особым образом дополнять его новыми инструментами, позволяющими печатной прессе идти в ногу со временем».

Остановимся на печатном издании общероссийской информационно-аналитической газеты «Вузовский вестник» и проанализируем возможности его перевода в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды.

Основываясь на типологических признаках сетевых изданий, предложенных А.И. Акоповым в одноименной статье, сделаем попытку сравнить их с признаками печатных изданий. «Часть признаков, присущих печатным периодическим изданиям или характеризующих их, ничем не отличаются от тех же признаков в сетевых СМИ. Однако некоторые отличаются существенно».

При переходе печатного издания в электронный формат неизменными остаются следующие характеристики: издатель, целевое назначение издания, внутренняя структура, жанры и авторы. Следует сказать о каждом признаке отдельно.

Издателем, в данном случае, остается А.Б. Шолохов, главный редактор газеты «Вузовский вестник».

Целевое назначение издания также не могло измениться. Первостепенная задача СМИ – информировать, а также популяризировать знания, просвещать население, пропагандировать идеи и взгляды и т. п.

Внутренняя структура онлайн издания мало отличается от структуры печатного, это происходит из-за единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных, с сохранением тем, рубрик.
Жанровый состав издания в сети также повторяет печатную версию, отличие лишь в том, что в сетевом издании преобладают короткие информационные сообщения.

По мнению А.Акопова автор в периодическом сетевом издании – это абсолютно новая категория журналистов – сетевой журналист. В случае с «Вузовским вестником» и его интерпретацией в электронном издании«Вузвести» авторы неизменны, они лишь добавляются из совершенно других, новых изданий.

На типологических признаках, которые претерпели изменения при переходе из печатного в сетевое издание, остановимся подробнее.

В первую очередь, это читатель. Помимо заявленной «Вузовским вестником» аудитории, состоящей из ректоров, проректоров, преподавателей, аспирантов, студентов и абитуриентов, то есть заинтересованной аудитории, в сети интернет появляется поток случайных читателей по той или иной причине оказавшихся на странице «Вузвести». Среди таких случайных пользователей электронных сетей скорее всего окажется молодой человек, житель крупного города, где доступ к интернету предоставлен достаточно широко. Переход в электронное издание дает возможность бесплатно и действенно рекламировать новый формат в пространстве интернета, используя социальные сети, блоги, микроблоги. По примеру таких изданий как «Московский Комсомолец», «Коммерсантъ», изданию «Вузовский вестник» также следует создать свою страницу в популярных на сегодняшний день социальных сетях: «В контакте», ««Facebook», «Google+». Обратная связь с читателем может быть налажена посредством проведения опросов на страницах электронного издания. Это могут быть как вопросы: «С кем бы Вы хотели прочитать интервью на страницах нашей газеты?», так и более глубокие, проблемного характера «Как Вы оцениваете новый закон «Об образовании»?».

Оформление электронного издания существенно отличается от печатного в связи с появлением новых технических возможностей: размещения фотографий лучшего качества и большего количества, звуковых и видеофайлов.

Периодичность – один из важных и спорных типологических признаков сетевого издания. Электронное «Вузвести» не имеет строгой периодичности и потому обновляется по мере поступления интересных, на взгляд главного редактора, материалов. Объем также является спорной характеристикой и, по сути, ничем не ограничен.

Сложность состоит в определении тиража, одного из типологических признаков. Единственный способ такого подсчета − установка счетчика на сервере или сайте издания. Счетчик посещаемости дает возможность следить за количеством уникальных пользователей и людей, неоднократно посещающих сайт.

Таким образом, необходимость перехода печатного издания в интернет-формат очевидна. Этот шаг позволит значительно расширить и обновить нашу аудиторию, даст возможность печатному изданию предлагать свои статьи в абсолютно новом формате, используя мультимедийные технологии.

Список источников:

  1. www.tns-global.ru
  2. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. – 2000. – № 1. – с.43
  3. Яков Грабарь «Будущее печатных СМИ: тиражи падают, интернет-редакции растут» [Электронный ресурс] // РБК. – 2013 г. – URL: http://top.rbc.ru/economics/13/02/2013/844874.shtml