Сфера применения общего трудового стажа. Трудовой стаж

На основании суммарного трудового стажа происходит начисление пенсии. Какие периоды, кроме отраженных в трудовой книжке, учитываются при исчислении стажа. Что такое страховой, специальный и льготный стаж. Что не относится к трудовому стажу.

Суммарный трудовой стаж – основание для начисления пенсии. Кроме периодов работы, отраженных в соответствующем документе ( , и т. п.), к трудовому стажу прибавляются периоды, когда человек занимался деятельностью, причисляемой к страховому стажу согласно законам РФ.

С правовой точки зрения трудовой стаж состоит из количественной и качественной части.

  • Количество – годы, месяцы и дни официальной трудозанятости.
  • Качество – работа во вредных или тяжелых условиях и прочие нюансы.

На трудовую пенсию в РФ имеют право женщины после 55 лет и мужчины с 60 лет при минимальном страховом стаже в 5 лет.

Виды трудового стажа

Существовавшее ранее понятие «непрерывный трудовой стаж» отменено, в настоящее время при расчете стажа учитываются:

  • Страховой стаж.
  • Льготный (специальный) стаж.

Страховой стаж

Суммарная продолжительность трудовой или другой, приравненной к ней общественно полезной деятельности. Во все периоды работы с доходов должны быть . Наличие достаточного страхового стажа дает право на получение трудовой пенсии.

С 2015 года в РФ принята новая формула для определения размера трудовой пенсии, основным значением которой стал страховой стаж. Пенсии начисляются:

  • По возрасту.
  • По инвалидности.
  • По потере кормильца.
  • При досрочном выходе на пенсию, разрешенном по достижении определенного возраста.

Специальный трудовой стаж

Общая длительность определенного вида труда. По этому критерию рассчитывают пенсии:

  • По возрасту, с учетом особых условий (Крайний Север и т. п.).
  • По выслуге лет.

Этот вид стажа учитывается также при начислении добавок и нерегулярных вознаграждений.

Что учитывается при подсчете

Порядок исчисления трудового стажа регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ ».

За период до 1 января 2002 года учитывается время официального трудоустройства, зафиксированное в трудовой книжке. Трудовая деятельность может подпадать под одно из следующих определений:

  • Работа на предприятии любой формы собственности.
  • Служба в военизированной охране.
  • Работа в организациях спецсвязи.
  • Горноспасательные работы.
  • Творческая деятельность.
  • Индивидуальное предпринимательство.
  • Служба в армии.
  • Пребывание в местах лишения свободы сверх положенного срока (при пересмотре дела или отмене постановления).
  • Время нетрудоспособности, включая получение инвалидности 1 и 2 степени в результате травмы, полученной на рабочем месте.

В трудовой стаж входят также периоды:

  • Получения пособия по безработице в службе занятости.
  • Ухода за членом семьи по причине его болезни или инвалидности.
  • Для жен военнослужащих – периоды переезда на новое место службы с невозможностью трудоустройства.

К трудовому стажу не относится:

  • Время обучения в средних и высших учебных заведениях очной формы.

Вся информация о перечисленных страховых взносах содержится в единой базе Пенсионного Фонда, страховой стаж исчисляется автоматически. От размера отчислений на лицевом счете напрямую зависит сумма будущей пенсии.

Подтверждающие документы

Законодательство позволяет доказать трудовой стаж документами или свидетельскими показаниями.

В подавляющем большинстве случаев основным документом становится трудовая книжка. Граждане имеют право представить в Пенсионный Фонд справки с места работы, из государственных органов или архива.

Если по каким-либо причинам запись не внесена в трудовую книжку или содержит ошибки, факт трудоустройства подтверждается трудовым договором, выпиской из приказа, лицевым счетом или ведомостью о начислении зарплаты.

Договор гражданско-правового характера также становится достаточным основанием для зачисления трудового стажа. Если из условий договора невозможно определить продолжительность стажа, срок определяется по периоду отчисления обязательных страховых платежей.

Социальными выплатами подтверждается работа по патенту или регистрационному удостоверению до 1 января 1991 года. Справку о перечислении платежей можно получить в архиве или финансовом органе. Начиная с 1996 года, информация находится в территориальном отделении Пенсионного Фонда и в налоговой службе. Так же должны действовать главы фермерских хозяйств.

Индивидуальные предприниматели, работавшие по УСНО и , получают свидетельство, подтверждающее расчеты с бюджетом, в налоговых органах. На основании этого свидетельства работа ИП включается в трудовой стаж.

Творческие работники, получавшие гонорары, но не состоящие в штате предприятия, должны принести справку о перечислении взносов в бюджет.

Частные нотариусы, адвокаты и детективы также подтверждают свой трудовой стаж справками о перечислении страховых взносов.

Для военнослужащих, сотрудников пенитенциарных учреждений и органов внутренних дел необходимы следующие документы:

В трудовой стаж входит время ухода за ребенком до полутора лет. Подтверждающими документами станут:

  • Свидетельство о рождении
  • Паспорт родителя, ухаживавшего за ребенком
  • Свидетельство о заключении брака
  • Справка о том, что родитель проживал с ребенком до полутора лет (выдает жилищная инспекция)
  • Справка о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (выдает работодатель)

Могут быть предоставлены и другие документы, ясно свидетельствующие о том, что уход за ребенком осуществлял именно этот родитель. Поскольку период может быть включен в трудовой стаж только одного из родителей, необходима справка о том, что второй этим правом не воспользовался.

Обоснование трудового стажа на основании свидетельств

Этот порядок может быть использован только в случае, если человек не зарегистрирован в информационной системе Пенсионного Фонда. При рассмотрении вопроса о будут учтены причины, приведшие к утрате документов. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, вследствие которых документы были безвозвратно утрачены. Стаж работы должны подтвердить не менее двух свидетелей, работавших вместе с гражданином.

Чтобы стаж был зачтен, кроме свидетельства двух человек, нужно подготовить:

  • Документ из администрации населенного пункта, на территории которого произошло стихийное бедствие. В выписке из протокола должна быть указана дата, место и время, а также характер происшествия.
  • Работодатель или государственный орган выдает справку о том, что документы не подлежат восстановлению.
  • Архив подтверждает, что на его хранении нет документации для восстановления документов.

Трудовой стаж, принятый на основании свидетельских показаний, не может быть больше остального стажа.

Льготный стаж для работавших в районах Крайнего Севера

Люди, работавшие на Крайнем Севере, имеют право выйти на пенсию досрочно: женщины в 50 лет, мужчины в 55. Обязательное условие для назначения льготной пенсии: 15 лет работы в условиях вечной мерзлоты или 20 лет на приравненных территориях. При этом общий страховой стаж должен составлять для женщин 20 лет, для мужчин – 25.

Дополнительное снижение пенсионного возраста предусмотрено для тех, кто трудился в тяжелых условиях, например, на добыче полезных ископаемых.

Льготным стажем считается также работа во вредных условиях:

  • Под землей, в горячем цеху и др.
  • Вредным для женщин считается работа машинистом, трактористом и в текстильной промышленности при наличии тяжелых условий труда.
  • В метрополитене и на железной дороге (машинисты).
  • В рудниках и шахтах – водители технологического транспорта.
  • В геологической разведке.
  • На лесозаготовках.
  • В портах (докеры-механизаторы).

Полный список вредных работ изложен в законодательстве.

Трудовой стаж - понятие,
виды, значения

ВВЕДЕНИЕ - 3

1. Понятие трудового стажа, его виды и значение - 3

2. Общий трудовой стаж - 5

3. Специальный трудовой стаж - 9

4. Непрерывный трудовой стаж - 10

5. Страховой стаж - 13

6. Исчисление трудового стажа - 14

7. Доказательство трудового стажа - 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 16

ЛИТЕРАТУРА - 17

Введение

Состояние действующей системы законодательства, регулирующего социальное обеспечение в нашей стране представляет собой одну из острейших проблем в сложившихся социально-экономических условиях. На протяжении длительного времени система социального обеспечения в стране переживает кризис, при этом доходы большой части населения хронически отстают от уровня цен.

Поэтому социальная значимость вопросов трудового стажа определяется тем, что он затрагивает жизненно важные интересы огромной части населения Российской Федерации, в число которых входят престарелые, инвалиды, члены семей, потерявших кормильца и др.

Актуальность вопросов трудового стажа обусловлена также тем, что в определенный момент жизни каждому приходится сталкиваться с проблемами, связанными с этим правовым институтом, в их числе, проблемы исчисления стажа, наличие большого количества нормативно-правовых актов, содержащих нормы регулирующие этот институт, что осложняет его изучение, и т. п.

Поэтому в настоящей работе в виде системы, опирающейся на действующие законы, будут рассмотрены понятие трудового стажа, особенности различных его видов, а также тенденции развития законодательства в данной области права.

1. Понятие трудового стажа, его виды и значение

Применительно к социальному обеспечению трудовой стаж можно определить как исчисленную по установленным правилам продолжительность прошлой трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина, протекавшей в определенных законом общественных формах, с которой связываются правовые последствия в области социального обеспечения.

Юридическое значение трудового стажа состоит в том, что он является одним из юридических фактов, с которым связывается возникновение правоотношений по социальному обеспечению (пенсионных правоотношений и в некоторых случаях правоотношений по обеспечению пособиями) и которое влияет на содержание правомочий субъектов правоотношений, поскольку от него зависят размеры пенсий и пособий (например, при начислении надбавок к пенсиям за продолжительность общего и непрерывного видов стажа: при назначении пособий по социальному страхованию).

Под трудовым стажем следует понимать не только трудовую, но и иную общественно полезную деятельность, независимо от имеющихся в ней перерывов, где и когда она протекала, с которой закон связывает определенные правовые последствия. Важно подчеркнуть, что помимо трудовой и иной общественно полезной деятельности в трудовой стаж включаются и другие периоды, указанные в законе (например, периоды: лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности , времени пребывания на оккупированной территории и другие). В трудовой стаж может включаться как оплачиваемая, так и неоплачиваемая деятельность (период отпуска без сохранения заработной платы ; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет; престарелым, если он нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению медицинского органа, и т. д.).

Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристики. Первая - отражает общую продолжительность трудовой деятельности, вторая - является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности по квалифицирующим признакам (тяжесть труда, вредность условий труда, местность, в которой протекала трудовая деятельность, непрерывность труда). Исходя из этого трудовой стаж подразделяется на общий стаж (количественная характеристика) и специальный и непрерывный (качественная характеристика).

Период творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к указанной выше работе. Стаж творческой деятельности исчисляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В первоначальной редакции ст. 90 Закона предусматривала, что служба в составе Вооруженных Сил СССР, пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн, служба в органах государственной безопасности и внутренних дел (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.

Законом РФ от 01.01.01 г. редакция указанной статьи приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, в частности, с существованием России как самостоятельного государства. Теперь, как предусмотрено ст. 90 Закона, в общий трудовой стаж может засчитываться военная служба в составе Вооруженных Сил не только бывшего СССР, но и Российской Федерации, а также в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Указано, что учитывается служба в других, помимо Вооруженных Сил, воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ (это, например, Федеральная пограничная служба, внутренние войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны). Установлено, что учитывается служба в министерствах и ведомствах РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

Под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, также нахождение военнослужащего на лечении; следование к месту службы, лечения и обратно; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке. Исполнением обязанностей военной службы считается прохождение военных сборов (см. п. 1 ст. 36 Закона РФ от 01.01.01 г. «О воинской обязанности и военной службе // ВВС РФ. 1993. № 9. Ст. 325). Соответственно такие периоды засчитываются в общий трудовой стаж как военная служба.

По правилам статьи 90 учитывается, в частности:

служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (органы общественного порядка) в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должности стажеров); служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях); время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) Министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и бывшего СССР; время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.

Не прерывает трудовой стаж, но не засчитывается в него:

а) время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных настоящими Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев. У окончивших учебное заведение (аспирантуру, клиническую ординатуру) или досрочно отчисленных из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) до 1 июля 1973 г. и поступивших на работу до 1 октября 1973 г. непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва между днем окончания учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) или досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу;

б) время пребывания за границей членов семьи рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях либо для прохождения службы, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

в) межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором.

Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

г) время нахождения в лечебно-трудовом профилактории при условии, если перерыв между днем освобождения из лечебно-трудового профилактория и днем поступления на работу не превысил одного месяца;

д) время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением за подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности. В случае же установления работнику инвалидности в течение этого срока непрерывный трудовой стаж исчисляется в порядке, предусмотренном подпунктом "б" п. 4 настоящих Правил.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается администрацией предприятия, учреждения, организации в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

Контроль за правильностью установления администрацией непрерывного трудового стажа осуществляется профсоюзными организациями.

5. Страховой стаж

Страховой стаж застрахованного лица, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Проблемы применения на практике страхового стажа рассматриваются в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 (с изм. и доп. от 01.01.01 г., 30 мая 1997 г.)

В частности, концепцией предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

Однако по мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

Минимальный страховой стаж может быть установлен в перспективе в размере одного полного года работы. Соответственно трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональной этому стажу. При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже.

Размер трудовой пенсии по старости, как и по действующим нормам, будет определяться с учетом трудового (страхового) стажа и заработка. Однако сам механизм исчисления пенсии должен быть приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия.

С учетом базовой пенсии эту цену можно установить на уровне 1 процента заработка за каждый год трудового (страхового) стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55-60 процентов заработка работника вместо 45-47 процентов (фактическое соотношение средней пенсии к средней заработной плате) в настоящее время. Это существенно выше, чем в странах с высокоразвитой экономикой. В будущем этот уровень может быть перекрыт путем создания дополнительных профессиональных пенсионных систем.

6. Исчисление трудового стажа

Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).

При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке:

полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности - за год работы. Перечень соответствующих сезонных работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере;

в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере;

в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) - в тройном размере;

во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; военная служба по призыву - в двойном размере. Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере.

1. Федеральным законом от 01.01.01 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346) статья 94 Закона была дополнена правилом о том, что при подсчете трудового стажа в льготном порядке, а именно в двойном размере, должна исчисляться военная служба по призыву. Это правило применяется с учетом Указания Минсоцзащиты РФ от 01.01.01 г. № 1-4-У (БНА РФ. 1995. № 7). К проходящим военную службу по призыву отнесены сержанты, старшины, солдаты и матросы, призванные на такую службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой. При этом следует иметь в виду, что, как предусмотрено комментируемой статьей, в двойном размере в общий трудовой стаж включается любая военная служба в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., как срочная, так и сверхсрочная.

Когда законодательством предусмотрен более льготный порядок зачета в трудовой стаж времени военной службы применяется более льготный подсчет. Если военная служба по призыву проходила в районах Крайнего Севера, она учитывается не в полуторном, а в двойном размере. При этом суммирования льгот по исчислению стажа не производится, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к военнослужащим по контракту. Поэтому правила льготного исчисления военной службы по призыву на них не распространяются.

Период военной службы женщин исчисляется с учетом письма Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ от 01.01.01 г. № 13/3-925. Согласно этому письму, служба бывших военнослужащих-женщин в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин может быть засчитана в общий трудовой стаж в двойном размере в период по 5 августа 1976 г. С этой даты они были приравнены к военнослужащим сверхсрочной службы, и соответственно их военная служба с указанной даты не может рассматриваться как служба по призыву.

В тех случаях, когда по имеющимся в пенсионном деле документам трудно определить, проходила ли военная служба по призыву или по контракту, уточняющие сведения могут быть запрошены через соответствующие органы, располагающие необходимыми данными (военкоматы , органы внутренних дел и др.).

2. Распоряжением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. были установлены льготы по исчислению общего трудового стажа лицам из числа гражданского персонала, командированного в Республику Афганистан с 1979 по 1989 г. В правоприменительной практике вопрос о возможности предоставления таких льгот решается отрицательно, исходя из того, что в связи с введением в действие Закона при назначении пенсий союзное законодательство не применяется (см.: Пенсия. 1997. № 1(4). С. 24).

Между тем п. 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.01.01 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривает, что в связи с введением в действие указанного Закона с 1 марта 1991 г. на территории России не применяется Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» и постановление о порядке введения этого Закона в действие. Такая формула не дает основания для отказа от применения иных нормативных правовых актов СССР, если они не противоречат российскому законодательству.

7. Доказательство трудового стажа

Согласно ст. 96 Закона "О государственных пенсиях в РФ" трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), указанный в части первой статьи 89 Закона, может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п.).

Заключение

В современной России установлены особенности исчисления трудового права для отдельных категорий работников (военнослужащие, жители крайнего севера, фермеры и пр.)

К сожалению, в настоящее время законодатель не предусмотрел всех особенностей в решении данного вопроса. Это связано с постоянным изменением действующего законодательства в области права социального обеспечения, расширением круга вопросов, затрагивающих непосредственно институт трудового стажа.

Поэтому данный вопрос требует более внимательного изучения с учетом тенденций дальнейшего развития.

Литература

1. , Кондратьева к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», М., 1997

2. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов под ред.

3. Советское право социального обеспечения: учебник под ред.

4. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионная реформа. Библиотека журнала «Социальная защита», 1996.

Понятие и виды трудового стажа. Порядок исчисления трудового стажа. Начисление трудового стажа при переходе на другую работу и работы в странах СНГ.

Трудовой стаж

Введение

Понятие трудового стажа: виды

1.1 Общий трудовой стаж

1.2Специальный трудовой стаж

1.3Непрерывный трудовой стаж

1.4 Страховой стаж

Порядок исчисления трудового стажа

2.1Общие правила начисления трудового стажа

2.2Начисление трудового стажа при переходе на другую работу и работы в странах СНГ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере соци­ального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжи­тельность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Тру­довой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Количественной характеристикой трудового стажа является его про­должительность; качественная характеристика отражает характер и ус­ловия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). В зависимости от качественной и количественной ха­рактеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

а) общий трудовой;

б) специальный трудовой;

в) непрерывный трудовой;

г) страховой.

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА: ВИДЫ

1.1. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность труде- вой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных пе­риодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случа­ях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных ос­нованиях. Под трудовой деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются:

любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации);

иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;

работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера;

индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяй­стве;

творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.);

творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона);

военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона);

время привлечения осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

время участия граждан, признанных в установленном порядке безра­ботными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об утверждении Положения об организации общественных работ");

работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и пору­чения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января» 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

К общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудо­вой стаж, относятся:

учеба - подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению ква­лификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, кли­нической ординатуре). Причем форма обучения (дневная, вечерняя или заочная) не имеет значения. Период обучения включается в общий тру­довой стаж независимо от того, предшествовала ли учебе какая-либо трудовая деятельность (ст. 91 Закона);

уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения); время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до Д 8 лет;

уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей слож­ности;

срок полномочий депутата Государственной Думы, который засчиты­вается в общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ "О ста­тусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ;

временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инва­лидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможно­сти трудоустройства;

пребывание под стражей и в местах заключения сверх срока, назна­ченного при пересмотре дела;

период выплаты пособия по безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

гражданам в возрасте 16 лет и старше, проживавшим в районах, вре­менно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии, что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона);

период проживания в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), который засчитывается в общий трудовой стаж, кро­ме случаев совершения преступления в указанный период. Период пре­бывания в блокадном Ленинграде засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.

Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уво­ленному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий трудовой стаж.

Суммарная продолжительность всех этих периодов и составляет со­держание общего трудового стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии.

В большинстве случаев продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного обеспечения.

2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительно­сти перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж уста­навливается нормативными актами, предусматривающими порядок ис­числения выслуги лет тем или иным категориям граждан.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона) включаются:

время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности.

Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. пре­дусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С уче­том специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Зако­ном РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служ­бу, службу в органах внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих, работников МВД, работников прокуратуры, нало­говой полиции и др.).

Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определя­ются непосредственно в законе (ст. 18 Закона от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой категории граж­дан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлени­ем Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления вы­слуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и воен­нослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, : назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12 августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления вы­слуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.

3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организа­ции) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера по­собия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непре­рывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетру­доспособности.

Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специ­ального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудо­вая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, ис­полнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В частности, в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослу­жащих" от 22 января 1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывает­ся время военной службы, если перерыв между днем увольнения с воен­ной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.

Женщинам-военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до дости­жения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации" от 8 мая 1994 г. срок полномочий депутата Госу­дарственной Думы засчитывается в непрерывный стаж работы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депу­татских полномочий. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в непрерывный стаж работы (службы).

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется по­становлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.

Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона - инициатор прекращения трудового договора.

4. СТРАХОВОЙ СТАЖ

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенси­онное обеспечение в условиях проводимой экономической " "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция рефор­мы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пен­сии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины стра­ховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифициро­ванного учета уплаты страховых взносов.

Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицирован­ном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения".

Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин -"страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная про­должительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной поста­новлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные све­дения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованно­го лица.

При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивиду­ального лицевого счета.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связан­ные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии воз­мещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюд­жета (учеба, воинская служба по призыву и др.).

Понятие "страховой стаж" упоминается также в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная про­должительность времени уплаты страховых взносов.

2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА

2.1 Общие правила начисления трудового стажа

Как правило, общий, специальный и непрерывный трудовой стаж ис­числяются по фактической продолжительности, за исключением специ­альных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги лет. Льготный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии по старости, в том числе в связи с особыми условиями труда, а также для пенсии по инвалидности предусматривает ст. 94 Закона:

за полный год работы:

Работа в течение полного навигационного периода, полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за период работы, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. №381;

в полуторном размере:

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

в двойном размере:

Работа в лепрозориях и противочумных учреждениях;

Работа, служба во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем;

Проживание в блокадном Ленинграде, нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны;

Военная служба по призыву;

В тройном размере:

Работа, служба в воинских частях, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, соединениях, а также время нахождения в лечебных учреждениях вследствие военной травмы;

Календарно исчисляется трудовой стаж лицам, которым назначается пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере (ст. 14 Зако- , на).

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа, а также допус­тимая продолжительность перерывов в трудовой деятельности определя­ются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа раб" -;х и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утверждеными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52. В соответствии с Правилами непрерывный трудовой стаж определяется исходя из продолжительности последней непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации. Время предыдущей работы или иной деятельности засчитывается (суммируется) при определенных условиях и зависит прежде всего от оснований уволь­нения с работы.

По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с одной работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено правилами или другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил 3 недель (21 календарный день).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора:

б) при поступлении на работу после освобождения от работы в уч­реждениях, организациях и на предприятиях СССР (РФ) за границей или в международных организациях;

в) при поступлении на работу в СССР (РФ) граждан, переселившихся из стран, с которыми СССР (РФ) имеет соглашения или договоры о со­циальном обеспечении (исчисляется со дня приезда в СССР (РФ)).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц, высвобождаемых в связи с реор­ганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по со­кращению численности или штата работников;

б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудо­способности или снятия инвалидности. Это правило применяется в тех случаях, когда длительная временная нетрудоспособность явилась осно­ванием для увольнения. Для инвалидов причина увольнения с предыду­щей работы не имеет значения;

в) при поступлении на работу после увольнения вследствие обнару­жившегося несоответствия работника занимаемой должности или выпол­няемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

г) при поступлении на работу учителей начальных классов общеоб­разовательных школ, освобожденных от работы в связи с сокращением числа учащихся.

При расторжении трудового договора беременными женщинами или матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящих­ся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста. Причем в этот период женщина может неоднократно поступать и увольняться с работы, при этом все периоды работы также будут включаться в непрерывный трудовой стаж. Законом РФ "О предупреж­дении распространения в Российской Федерации заболевания, вызывае­мого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ предусматривается сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ними при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если перерыв ме­жду днем увольнения и днем поступления на работу (учебу) не превысил одного года, за полномочными представителями Президента РФ (Указ Президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 186 "О представителе Президента Россий­ской Федерации в крае, области, автономной области, автономном окру­ге, городах Москве и Санкт-Петербурге"»); за главами администрации (Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах по укреп­лению системы исполнительной власти в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 10 и 22 Закона РФ от 22 января 1993 г. № 4339 "О статусе военнослужащих" в непрерывный стаж работы, учи­тываемый при выплате пособий по государственному социальному стра­хованию, время нахождения граждан на военной службе по контракту. засчитывается (включается в непрерывный трудовой стаж) из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем поступления на работу (на учебу) не превысил одного года. Независимо от продолжи­тельности перерыва непрерывный трудовой стаж сохраняется:

а) при увольнении по собственному желанию в связи с переводом супруга в другую местность;

б) при увольнении в связи с уходом на пенсию по старости. Это пра­вило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсию по другим основаниям (за выслугу лет), если они одновременно и?";: ют пра­во на пенсию по старости.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется (т.е. прерывается) после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

систематическое неисполнение без уважительных причин обязанно­стей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего тру­дового распорядка (п. 3 ст. 33 КЗоТ);

прогул без уважительных причин либо появление на работе в нетрез­вом состоянии (п. 4 ст. 33 КЗоТ);

вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность про­должения данной работы (п. 7 ст. 29 КЗоТ);

утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредст­венно обслуживающему денежные или товарные ценности (п. 2 ст. 254 КЗоТ);

совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 3 ст. 254 КЗоТ) ;

требование профсоюзного органа (ст. 37 КЗоТ);

увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине (п. 1 ст. 254, пп. 3, 4, 7 ст. 33 КЗоТ);

совершение работником, других виновных действий, за которые зако­нодательством предусмотрено увольнение с работы (п. 8 ст. 33, ст. 254 КЗоТ);

повторное увольнение после 13 декабря 1979 г. по собственному же­ланию без уважительных причин, если со дня предшествующего уволь­нения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

При решении вопроса, является ли причина увольнения уважитель­ной, следует руководствоваться разъяснением Госкомтруда СССР и Сек­ретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисципли­ны и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве"».- В частно­сти, причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут вследствие перевода мужа или жены на работу в другую ме­стность, направления мужа или жены на работу либо для прохождения службы за границу, переезда в другую местность; болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

(согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке); необходимости ухода за больными членами семьи (при нали­чии медицинского заключения) или инвалидами I группы; переезда в другую местность в порядке организованного набора рабочих, общест­венного призыва; избрания на должности, замещаемые по конкурсу; за­числения в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в" аспирантуру либо клиническую ординатуру; нарушения администрацией коллективного или трудового договора, а также в других случаях.

Уважительным признается увольнение по собственному желанию ин­валидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также рабочих и служащих, имеющих на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет.

При увольнении по собственному желанию запись об увольнении в этих случаях вносится в трудовую книжку в соответствии с п. 2.25 Ин­струкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственно­го комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20 июня 1974 г. № 162, с указанием этих причин.

Согласно ст. 89 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “ О государственных пенсиях в Российской Федерации” В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Особый порядок пенсионного обеспечения установлен для граждан государств – участников СНГ. Он определен Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенным правительствами этих государств 13 мая 1992 г. в Москве. Участники СНГ: Россия, Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. При назначении пенсии гражданам указанных государств учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения). Нормативных актов связанных с исчислением и другими вопросами непрерывного трудового стажа в период работы в республиках СНГ мы не нашли. 05.02.01 раздел № 24

6.НАЧИСЛЕНИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДРУГУЮ РАБОТУ И РАБОТЫ В СТРАНАХ СНГ

В настоящее время вопросы исчисления продолжительности непрерывного трудового стажа определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. В соответствии с Правилами непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия по государственному социальному страхованию исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности. Непрерывный трудовой стаж определяется продолжительностью работы без перерыва в данной организации. Вместе с этим допускаются определенные исключения: к примеру, при увольнении по ст. 31 KЗoT РФ (расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок по инициативе работника) непрерывный трудовой стаж не прерывается, если перерыв в работе не превысил 3 недель. Для сохранения непрерывности трудового стажа при увольнении в связи с истечением срока трудового договора, перерыв в работе не должен превышать 1 месяца, а при увольнении по п.1 и 2 ст. 33 KЗoT (расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации) 3 месяцев. Срок перерыва в работе начинается со дня, следующего за днем увольнения, и до дня поступления на новую работу. Отдельным вопросом является перевод с одной работы на другую по соглашению сторон при изменении места жительства. При этом допускается перерыв в трудовой деятельности на время, необходимое для переезда к новому месту жительства. Также особым случаем является перерыв в работе при временной нетрудоспособности: в срок, позволяющий сохранить непрерывный трудовой стаж, включается срок перерыва, т.е. общий срок увеличивается на число дней нетрудоспособности. Кроме этого в ряде случаев непрерывный трудовой стаж не прерывается вне зависимости от срока перерыва в работе, например, при увольнении в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность. Вместе с этим необходимо учитывать, что стаж работы не сохраняется при увольнении работников, совершивших виновные действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы (п.п. "а" - "з" пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию). Согласно ст. 89 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “ О государственных пенсиях в Российской Федерации” В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Особый порядок пенсионного обеспечения установлен для граждан государств – участников СНГ. Он определен Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенным правительствами этих государств 13 мая 1992 г. в Москве. Участники СНГ: Россия, Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. При назначении пенсии гражданам указанных государств учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения). Нормативных актов связанных с исчислением и другими вопросами непрерывного трудового стажа в период работы в республиках СНГ мы не нашли. 05.02.01 раздел № 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При назначении практически всех видов пенсий (по возрасту, по возрасту с особыми условиями труда, за выслугу лет, в некоторых случаях - по инвалидности, в связи с потерей кормильца) учитывается продолжительность общего трудового стажа. Основным документом, подтверждающим стаж работы для назначения пенсии, является трудовая книжка. Но возникают ситуации, что подтвердить трудовой стаж бывает затруднительно. Например, трудовая книжка утеряна, либо в содержащихся в ней записях допущены неточности. Такие обстоятельства влекут за собой определенные неприятности, например, назначение пенсий меньшей, чем та, на какую гражданин рассчитывал.

В соответствии со ст. 117 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. № 340-1 в действующей редакции органами, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан, являются органы социальной защиты населения. Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, ведения пенсионной документации, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям утверждаются Правительством РФ. Восстановление записей в трудовых книжках, в частности, регулируют такие нормативные акты, как Постановление СМ СССР "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий" от 24 августа 1990 г. № 848, Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, Порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369-16-52, Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 и др.

Согласно перечисленным нормативным актам, если трудовая книжка отсутствует, или в ней содержатся неправильные или неточные записи, или не содержатся записи об отдельных периодах работы, трудовой стаж устанавливается на основании иных документов, содержащих сведения о периодах работы, выданных с места работы или вышестоящими организациями той же системы, где трудился человек, а также архивными учреждениями. Это могут быть различные справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметкой об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и др. При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое есть отметки о выплате зарплаты, а членские билеты профсоюзов, либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с зарплаты.

При отсутствии документов или невозможности их получения ввиду чрезвычайных обстоятельств (ведение военных действий, стихийные бедствия и др.), или полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных трудовой стаж может быть установлен на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе или работавших в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя. В отдельных случаях установление трудового стажа по свидетельским показаниям возможно и до наступления условий, дающих право на пенсию, - при наличии просьбы самого заявителя или представителя предприятия, учреждения, организации по месту последней работы заявителя.

В случаях, когда утрата документов о стаже работы произошла в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, подтверждение трудового стажа устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. В состав таких комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и заинтересованных организаций. Если работник до поступления на данное предприятие ранее уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация предприятия на основании такого акта выдает работнику дубликат трудовой книжки.

В других случаях стаж работы подтверждается комиссиями по назначению пенсий, создаваемыми при органах социального обеспечения. К их компетенции относится правовая оценка содержания и надлежащего оформления документов, представленных для подтверждения трудового стажа (при необходимости комиссия может принять решение о проведении проверки обоснованности их выдачи); установление стажа работы по свидетельским показаниям; вынесение в необходимых случаях решений о зачете или исключении из продолжительности стажа отдельных периодов трудовой деятельности. Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в специальный журнал регистрации таких решений.

Документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Если в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то им считается 15 число соответствующего месяца.

Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленное для отдельных категорий работников, то в подтверждение специального трудового стажа комиссия по назначению пенсий принимает уточняющие справки предприятий, в которых должны быть указаны: период работы, засчитываемый в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается работа в этот период; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

В подтверждение трудового стажа принимаются только те сведения о периодах работы, внесенных в трудовые книжки на основании предъявленных документов. Списки о периодах работы должны содержать основание их выдачи. Справки, выданные работнику при увольнении с работы, в которых не указано основание их выдачи. Справки, выданные работнику при увольнении с работы, в которых не указано основание их выдачи, также могут приниматься в подтверждение трудового стажа.

Суммарная запись об общем стаже, внесенная в трудовую книжку на основании представленных документов, является доказательством трудового стажа. При этом в отношении периода работы после 14 декабря 1962 г., в трудовую книжку должны быть внесены конкретные записи о том, на каком предприятии, в какое время и на каких должностях работал заявитель до поступления на предприятие, выдавшее рудовую книжку. Если помимо трудовой книжки заявитель представляет отдельный документ о работе за период до заполнения трудовой книжки, к котором относится суммарная запись, то весь стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или свидетельскими показаниями. Но если в трудовой книжке не содержится сведений о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой (служба в армии, учеба, работа в артели промысловой корпорации и т.д.), то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью без ее расшифровки.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающих право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается. Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, когда не имеется подтверждающих документов и нет возможности получить их в связи с полной ликвидацией предприятия и отсутствием данных архива (по обстоятельствам, не связанным с чрезвычайными ситуациями), не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для женщин - 10 лет).

В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых подтверждает работу заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний при условии, что они заверены нотариально.

Согласно ст. 11 КЗоТ РФ за работниками, в рабочее время являющимися по вызовам в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже, сохраняется средний заработок.

Список использованной литературы:

1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М.: Норма, 1998.

2. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М„ 1998.

3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное посо­бие. М.: Книжный мир, 1999.

4. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхова­ние. Изд. 2-е. М.": Экспертное бюро, 1998.

5. Регионоведение /Под ред. А. А. Морозова, 1998.

6. Беседина В. Социально-демографический аспект воспроизводства населения и трудовых ресурсов // Маркетинг. №1, 1998.

7. Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в РФ, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад Минтруда России // Социальная защита. №1, 1997.

8. Воспроизводство населения РФ и его перспективы.

9. Влияние особенностей производства на демографические процессы.

10. Потенциал трудовой активности населения.

11. Численность и компоненты прироста населения.

12. Колосова, Моисеенко. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений // Вестник Московского Университета, серия 6, Экономика, №5, 1992.

13. Коровкин А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование - М.: 1990 - с. 8 - 38.

14. Ю. Винслав. Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // Росийский экономический журнал, №10, 1997.

15. А. Рофе. О содержании понятий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" // Человек и труд, №3, 1997.