Художественная обработка различных материалов. Художественная обработка кожи Художественная обработка дерева резьба

Обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом . Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.
Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.
Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.
Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель .
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты , в основном стамески (рис. 53).

Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).

Правила безопасности
1. Стамески - опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку - в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа
Художественная резьба по дереву

1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной.
2. Нанесите рисунок на изделие.
3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.

1. С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?

3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Выпиливание лобзиком -- вид художественной обработки древесины. Древесина - доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба.

Пропильная резьба -- вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба. В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски

древесина обработка выпиливание выжигание школьник

Один из наиболее распространенных и простых способов обработки древесины -- это выжигание. Его принцип заключается в том, что при помощи сильно нагретых металлических штифтов на древесину наносятся рисунки, орнаменты и надписи.

Более древними видами художественной обработки древесины являются те, которые связаны с ее резанием. Здесь, прежде всего, нужно отметить выпиливание лобзиком. Этот вид обработки дерева достаточно прост и не требует сложных инструментов и больших навыков. Не случайно именно с него обычно начинают обучение художественной обработке древесины. Наиболее широко выпиливание лобзиком применяется при выполнении домовой резьбы, но, естественно, эта сфера не является единственной, и здесь можно позволить себе большую свободу.

Большей опытности требует такой вид художественной обработки древесины, как резьба по дереву. Она считается наиболее древним видом. Кроме того, резьба по дереву по праву занимает достойное место среди других видов искусств, поскольку древесина представляет собой благодатный материал для воплощения многих смелых и оригинальных замыслов и по своим возможностям заметно отличается от других материалов, используемых в скульптуре. В настоящее время резьбой по дереву профессионально занимается множество художников и мастеров, что, кстати говоря, во многом облегчает обучение этому виду художественной обработки дерева. Если у вас нет возможности общаться с профессионалами и перенимать у них знания, можно, по крайней мере, внимательно следить за выставками и изданиями, в которых можно познакомиться, с произведениями мастеров и таким образом почерпнуть для себя что-то новое.

С резьбой и выпиливанием достаточно тесно связана мозаика по дереву, так как она также основана на резании древесины. Мозаикой называют разнообразные изображения, выполненные из кусочков дерева разных пород, цветов и текстур. Помимо древесины в мозаике могут применяться и другие материалы, что уже сближает мозаику с инкрустацией. На мозаику хотелось бы обратить внимание тех, кто решил заниматься или уже занимается столярным делом, а точнее, изготовлением мебели, поскольку мебель, украшенная пусть даже очень простой мозаикой, приобретает красивый вид, выгодно отличающий ее от обыкновенной мебели. Некоторые композиционные и технологические приемы, используемые при изготовлении мозаики, могут пригодиться также и при настилке паркета.

Точение древесины привлекательно тем, что при помощи достаточно несложной обработки можно получить поделку с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. В основном из дерева вытачивают игрушки.

Таковы основные разновидности художественной обработки древесины.

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы - знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь - упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • - мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза - соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в и инкрустации.
  • Латунь - сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк - белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово - мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий - легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец - мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала - качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость - особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость - способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла - механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки - производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий - мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье - древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива - чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы - песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка - древний метод обработки металла. Суть процесса - придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством « », мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором - обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Чеканка - создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни - чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели - метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу - это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай - доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика - метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы - отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка - популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом - резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию . Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань - оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий - исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование - это взаимопроникновение двух различных структур - металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование - недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль - это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • . Сплав из серебра, меди, свинца и - чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие - тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

Иллюстрация:

etnografiavko.kz


Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

  • резьбу
  • мозаику
  • точение
  • выжигание
  • тиснение.

Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

  • инкрустацию
  • интарсию
  • блочную мозаику.

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

  • глубокий
  • поверхностный.

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.